Используя метод высокочастотной сьемки, открытый советским ученым Кирлианом, художница Юлия Назар фиксирует состояния электромагнитного поля зрителя во время наблюдения им того или иного произведения искусства.
Автор приглашает к участию в перформансе зрителей: художников со своими произведениями, коллекционеров, а также владельцев картин и любых художественных произведений. Цель проекта состоит в получении научных подтверждений (в виде электроизображений) тех изменений, которые происходят с аурой человека — в момент контакта «до» и «после», то есть, соприкосновения с искусством.
Более ста лет назад в своем известном эссе «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости» (1936) философ Вальтер Беньямин сокрушался о полной потере ауры — наступающей как следствие повсеместного внедрения технологий репродуцирования, тиражной печати и проч.
Однако, в его времена само понятие ауры использовалось — в научном отношении — почти бездоказательно, т.к. прибор, способный к ее фиксации, был создан позднее. Метод фотографирования электромагнитного поля был предложен в 1949 г ученым армянского происхождения Кирлианом, хотя подобные опыты связаны с именем Теслы.
Сегодня, когда ИИ претендует и на роль художника, будет чрезвычайно интересным понять, что именно излучает с-принт, созданный̆ при помощи искусственного алгоритма?
Не случайно ли современный зритель перестает посещать некоторые выставки? Быть может, там не найти этой самой ауры? Чего мы на самом деле ожидаем сегодня от искусства — специальных ли визуальных эффектов, своего рода аттракционов иллюзий, или чего-либо более живого и важного? Не особенного ли состояния, связанного с переживанием встречи с «высшим» смыслом?