Татьяна: Леонид, можете простыми словами рассказать, что такое IPO? Для чего компании используют этот инструмент?

Леонид: IPO — это один из способов привлечения финансирования на ряду с заемным финансированием, таким как банковские кредиты, выпуск облигаций, получение займов от физических и юридических лиц.  

Как это происходит. Например, есть акционер, которому принадлежит 100% акций компании. Он хочет привлечь дополнительное финансирование и по тем или иным причинам не рассматривает долговые инструменты. Тогда у него два варианта: сделать частное, непубличное размещение, продав долю инвестору, например фонду или выйти на публичный рынок, сделав компанию доступной широкому кругу инвесторов. Во втором варианте регистрируется дополнительный выпуск акций, который и предлагается новым инвесторам.

IPO – это и есть первичное размещение таких акций. То есть компания была частной, а становится публичной. Компания может стать публичной выпустив акции или облигации. Только выпуск облигаций — это заемное финансирование, а выпуск акций – акционерное, но не от текущих акционеров (хотя они тоже могут поучаствовать в размещении), а от широкого круга инвесторов (будущих акционеров).

Считается, что акционерное финансирование самое рискованное, так как при распределении имущества, например, при банкротстве, акционер получает что-либо в самую последнюю очередь, уже после того, как погашены все долги перед персоналом, поставщиками, кредиторами.

На IPO акции могут выкупить как институциональные инвесторы (т.е. фонды, которые профессионально занимаются инвестирование), так и частные инвесторы. Сейчас мы определённо наблюдаем рынок частных инвесторов. На них приходится 80%+ всех сделок и при новых размещениях, конечно, мы это учитываем.

Татьяна: правда ли, что в настоящее время возрос запрос на IPO со стороны эмитентов? Почему все хотят успеть провести IPO до конца года?

Леонид: да, ажиотаж связан с непредсказуемостью текущей геополитической ситуации. Горизонт планирования сужается, при этом мы наблюдаем большую ликвидность на фондовом рынке, где превалируют частные инвесторы.

В начале года был бум на облигационные займы, но инвестор хочет большую доходность. Кроме того, инвесторам нужна диверсификация портфеля. На фоне поднятия ключевой ставки объем новых облигационных выпусков снижается. Компании не готовы размещать облигации под текущие ставки. Для инвесторов доступных инструментов практически не остается, а с учетом большой ликвидности, все равно нужно куда-то инвестировать. Безусловно IPO более рискованный инструмент инвестирования, но и потенциально более доходный.

В оставшиеся 2 месяца текущего года планируется около 10 IPO.

Татьяна: я знаю несколько эмитентов, готовящихся к выпуску, но это точно не 10 компаний)). А компании извещают инвесторов о том, что планируют проводить IPO?

Леонид: из 10 потенциальных эмитентов большая часть еще не объявили о своих IPO. Хотя чем эмитент менее известная компания, тем больше времени им нужно для того, чтобы познакомить инвесторов и аналитиков со своим бизнесом и планами развития.

Рекомендуется начинать пиар компанию не менее чем за 4 месяца до выпуска акций. Желательно использовать все доступные инструменты для знакомства с рынком, начиная от статей и интервью СМИ и блогерам, заканчивая встречами с инвесторами и аналитиками. PR-поддержка это суперважный элемент подготовки и проведения IPO.

Татьяна: что нужно компании чтобы выйти на IPO?

Леонид: жизнь публичной компании кардинально отличается от жизни непубличной компании. Именно поэтому мы советуем выпустить сначала облигации. Это очень отдалённо похоже на IPO, но компания в любом случае уже начнёт принимать какие-то правила публичной игры. Начнёт взаимодействовать с публичным рынком, раскрывать какую-то базовую информацию. Это очень полезно, и отлично, если у компании есть тот, кто может подсказать как и что делать.

На Московской бирже существует 3 уровня листинга ценных бумаг. Третий уровень самый простой с точки зрения попадания в него, но и самый рискованный для инвестора, так как тут предъявляется меньше всего требований к эмитенту.

На 2 и 1 уровнях требований к эмитенту гораздо больше: необходимо наличие отчетности по МСФО, а ещё должна быть правильно выстроенная корпоративная структура, разработаны политики и положения, утверждены совет директоров и различные комитеты (по аудиту и пр.). В совете директоров должны быть независимые директора, это такие члены СД, которые не работают в компании и не связаны с её управлением. Такая структура защищает интересы миноритарных акционеров. Тогда инвестор видит, что компания развита, что есть стоп-факторы в виде комитетов, процесс принятия решений не зависит от решения одного человека и есть контроль.

Татьяна: как долго занимает подготовка всех документов?

Леонид: тут все очень индивидуально, обычно это занимает 5-6 месяцев. Кто-то готовит отчетность МСФО уже несколько лет, имеет простую структуру управления, поэтому все проходит быстрее. А бывает, что у компании-эмитента сложная организационная структура, в составе собственников есть нерезеденты, тут процесс затягивается и за 12 месяцев можно не завершить процесс подготовки к выпуску. 

Подготовка к IPO требует плотного участия всех членов команды, строгого соблюдения календарного плана.

Важно понимать, что трудно сделать IPO быстрее, но отложить можно всегда. Выход на биржу - это не обязанность, значит этот процесс можно поставить на паузу.

Татьяна: имеет ли размер компании для IPO?

Леонид: особых требований к размеру компаний нет. За рубежом даже маленькая компания, вплоть до стартапов без выручки, может выпустить акции и привлечь финансирование. У нас маленькую компанию сложно разместить, у нее не будет ликвидности. Что это значит: купить - купишь, а продать потом не сможешь. В России нет рынка таких инвесторов.

Татьяна: с какими трудностями сталкиваются компании готовясь к выпуску?

Леонид: прежде всего это неготовность компании к публичности, то, о чем мы говорили ранее.

Компанию нужно готовить к IPO заранее. Необходимо проанализировать юридическую структуру бизнеса, проверить отчетность. Лучше выявить недочеты на начальном этапе и планово решать задачи, чем делать что-то впопыхах. Недостаточно иметь правильно выстроенную корпоративную структуру, политики и положения, нужно чтобы это все работало.

Татьяна: да, как раз летом выходили новости о проблемах корпоративного управления некоторых эмитентов.

Леонид: это часто связано с формальным исполнением требований, которые выполнить не так сложно, но инструменты работать не будут. Если делать неформально, то такая структура корпоративного управления будет помогать бизнесу и защищать миноритарных инвесторов. Именно в случае IPO – это форма защиты инвесторов.

Татьяна: какие рекомендации можете дать компаниям, решившим выйти на IPO?

Леонид: если у собственников бизнеса есть потребность или им пришла идея выйти на IPO, то прежде всего нужно сформировать команду экспертов, кто поможет всё сделать правильно. Самое главное — это найти организатора выпуска, сформировать команду из юристов и аудитора (и прочих консультантов, если необходимо), после чего процесс подготовки к IPO, можно сказать, будет запущен.

Не знаю как у Вас, а у меня после интервью сложилось четкое представление, что выход компании на IPO – это премьера фильма, жанр которого определяет команда сопровождающих экспертов.