Татьяна: Как у вас появилась идея заняться глэмпингом?

Григорий: Это было в период пандемии. В том момент мы искали вариант загородного пребывания и уже жили в съемном доме. Нам нравилась сама идея загородного проживания, но совершенно не нравилось, что везде стоят заборы, маленькая территория для прогулок, ты как будто на природе, но не видишь ее. Тогда мы решили построить дом для себя и поехали искать землю. Нашли дикое место, со всех сторон окружённое вековыми елями, взяли чуть больше земли для того, чтобы построить еще один домик для друзей и гостей.

Татьяна: Были ли трудности при строительстве глэмпинга?

Григорий: Как я уже сказал, мы решили строить сразу 2 домика, и, как водится, нас кинули и строители, и поставщики материалов. Все как обычно (смеется). Нам пришлось стать строителями домов. Потом у нас были проблемы с подъездной дорогой и нам пришлось стать дорожными строителями. А еще у нас не было электричества и рядом не было линии электропередач, и мы стали электриками. Воду тоже добывали сами, копали скважину и канализацию, это вообще отдельная история. Фактически мы стали строителями своего маленького города из 2 домов. И в тот момент мы подумали, что столько проблем из-за 2 домов должно как-то окупиться, и решили поставить еще дома. Но уже не строить, а купить модульные. Сейчас у нас уже более 10 строений, включая беседки, бани, общие костровые зоны и т.д., и мы продолжаем :)

Татьяна: Сколько времени заняло строительство домов до первого гостя?

Григорий: Около 1,5 лет, но это срок со всеми проблемами. Первых гостей-настоящих клиентов мы встретили на новый 2023 год.

Татьяна: Те, кто были первыми гостями, вернулись к вам?

Григорий: Да, конечно))

Татьяна: В чем основная идея глэмпинга и чем он отличается от всем привычных баз отдыха и классических отелей?

Григорий: Классический отель построить дороже, это совсем другие инвестиции. Сейчас даже на строительство глэмпинга нужно закладывать 50-60 млн. рублей, а на отель чек начинается от полумиллиарда. К тому же в некоторых местах, где стоят глэмпинги строить вообще нельзя, а разместить глэмпинг можно, но при условии, что ты не вторгаешься в природу и не нарушаешь ее целостности.

Действительная ценность глэмпингов в том, что они появляются там, где нельзя построить классический отель.

Татьяна: Чем глэмпинг отличается от обычной дачи?

Григорий: Дача обычно выглядит так: ты сидишь на 6 сотках за забором и максимально окопался на этой земле. Дом занимает 70% территории, а еще парковка авто, бетонные дорожки и т.д. То есть самой природы на современной даче не так уж и много.

Глэмпинг — это попытка стереть границу межу человеком и природой, поэтому часто домики для глэмпинга делают с панорамными окнами. Мы, например, не стараемся сделать вылизанную территорию, у нас не везде есть газон, мы поддерживаем идею о том, что приезжая в глэмпинг человек растворяется в природе.

Татьяна: Может дадите какие-то советы начинающим глэмпингистам? На что обратить внимание человеку, который решил заняться глэмпингом?

Григорий: В первую очередь, конечно, на локацию. Это правило трех «Л» для любого офлайн бизнеса: локация, локация и локация! Нужно понимать, что людям есть где жить, они едут к вам за эмоциями. И вы должны ответить себе на вопрос: какие эмоции они у вас буду получать? Они приедут пожарить шашлык или что-то еще?

Важно иметь рядом туристические магниты. У нас, например, есть пруд, речка, вокруг 4 крупнейших горнолыжных склона, ферма альпак, ферма улиток, конюшни, пляж и сапборды, тобоган, стрелковый клуб, сам прекрасный город Дмитров и т. п. – все это, конечно, привлекает гостей.

Второе — это подъездные пути. Вы должны продумать как гости, персонал, провизия, стройматериалы будут до вас добираться. Ведь есть глэпминги в удаленных местах, где доставка возможна вообще только лодками. Вот у нас проблема – нет хорошей дороги до домиков. Мы приехали однажды зимой и поняли, что в горку на машине мы не поднимемся))) Поэтому нам пришлось купить «снежную собаку» – это наш помощник для доставки дров и прочих тяжелых материалов, что-то вроде грузового гусеничного снегохода. Была бы дорога, так бы не заморачивались! (смеется)

Третье — это персонал. Чтобы тянуть такое хозяйство вам будут нужны помощники. В отдаленных регионах это особенно сложная задача. Есть вариант привезти персонал с собой, но его сначала нужно найти в другом регионе, перевести, разместить, контролировать и, если вы находитесь в труднодоступном месте, это сделать достаточно сложно.

Четвертое — это маркетинг. Мало поставить палатки или построить домики, это еще нужно продать, а конкуренция уже большая. Глэмпинг конкурирует с отелями, базами отдыха, другими глэмпингами, дачами и вообще со всеми объектами размещения на природе. Эта история сама себя не продает, а чтобы сарафанное радио появилось, нужно чтобы кто-то к вам приезжал. Нужен сайт, присутствие на всех площадках бронирования, онлайн картах, соцсетях и пр.

Пятое по очереди, но не по значению, это то, как вы взаимодействуете с гостями и ваша концепция. А концепцию вообще можно поставить на первое место, от этого зависит все остальное, и участок, и то, что ты на нем размещаешь, и то какую ценность ты несешь для клиента, какую атмосферу создаешь.

Татьяна: За время вашего существования, у вас уже были курьезные случаи?

Григорий: Да, не без этого. Однажды пришла заявка: едем к вам из Питера на выставку шпицев. Начали общаться, уточнять сколько у них шпицев и оказалось, что к нам едут 6 шпицев! Мы в панике, отказать гостям уже нельзя, начали аккуратно намекать, что как-то не готовы разместить 6 собак, собаки могут испортить мебель и все такое. На что хозяева собак нам ответили: «Что вы, все шпицы в памперсах, они победители выставок и мебель не портят!». И действительно приехали 6 шпицев, все в памперсах, как и было обещано, зрелище конечно очень забавное. И, кстати, они тогда опять все победили!

Татьяна: А как насчёт доходности?

Григорий: У нас сейчас получается 40% расходов, но мы много делаем сами, если отдавать бизнес в управление, расходы существенно возрастут. К тому же рынок еще молодой, думаю лет через пять-семь это будет уже зрелый рынок, и доходность снизится, к тому же останутся только сильные проекты. Наш глэмпинг мы начинали 2 года назад и сейчас я вижу, как сильно выросла стоимость стройки, вход в этот рынок уже гораздо дороже. Но появилась возможность масштабирования за счет привлечения, например капитала частных инвесторов. Нам такие предложения поступали в том числе и от наших гостей, и сейчас мы разговариваем с инвесторами, которые хотят без рисков заняться глэмпингами. Они получат часть нашей доходности, а у нас будет возможность увеличить количество юнитов. В мировой практике такие форматы уже давно практикуют, в России это только набирает обороты. Поэтому отвечая на вопрос «какая доходность», надо смотреть, кто и на какой стадии занимается глэмпингом: или ты все сам и доходность выше, или работает команда на большом объеме, но доходность будет ниже. Но в любом случае, сейчас рынок летит вверх и все развивается!

Татьяна: Ожидания от бизнеса оправдались?

Григорий: Не совсем)) В моей голове был миф, что это будет пассивный бизнес на недвижке, что мы построим несколько домов и улетим на остров Бали, пить смузи и смотреть сансеты. В реальности же оказалось, что это супер активный бизнес, каждодневный труд, но он дает много позитива, и нам это нравится.

Татьяна: Какая самая приятная часть вашей работы?

Григорий: К нам приезжает много интересных гостей. Например, у нас были родственники Тютчева, девушка, которая занимается древними языками, был гость, который занимается альпинизмом, и он наш флаг поднял на Эльбрус, уже сделано 5 предложений руки и сердца. Люди приезжают зарядиться позитивом, отметить важную дату и просто отдохнуть от города.

Ты заряжаешься этой энергетикой и позитивом, а потом получаешь дополнительную порцию эмоций через отзывы гостей.

Вспомнил, приезжала еще потомственная ведьма-колдунья, но ей все понравилось, особенно баня, поэтому мы сейчас спокойны :).

Татьяна: Заканчивая наше интервью, вернемся к теме нашей беседы, все-таки глэмпинг это бизнес или баловство?

Григорий: На мой взгляд, глэмпинг — это однозначно бизнес. И как бизнес — это экономика впечатлений, поэтому чтобы быть на этом рынке успешным действуй по принципу выделяйся или умри!

Несмотря не все сложности, мне срочно захотелось заняться глэмпингом!