Такой вот и мой герой Владимир Амосов. Открывал салоны в Москве и в Швеции, разрабатывал методику обучения для барберов, переосмыслял понятие сервиса и взаимодействия с клиентом, преподавал и много еще чего делал, но обо всем по порядку.
Татьяна: Расскажи о себе, о своем пути?
Владимир: Я Вова, мне 35 лет и я творческий юнит от породы человеческой. Из своих 35 лет 15 лет работаю парикмахером-стилистом в бьюти индустрии, 10 из них преподаю, 8 управляю творческими командами и пробывал себя в бизнесе. Моя деятельность, какая бы она не была, относиться к творчеству, последнее время много консультирую, рисую, пишу и интересуюсь игропрактиками.
Начинался путь в Питере, в Студии Дениса Осипова. Там я понял, кто такой стилист.
Татьяна: И кто такой стилист?
Владимир: Стилист — это парикмахер плюс психолог.
Татьяна: Что ты имеешь ввиду? Что нужно уметь разговаривать с клиентом?
Владимир: Не только. Дело в том, что не каждый человек персона, многие просто приятные люди. Персона — это человек, который стремится утвердить свою самость, например, посредством одежды, прически, аксессуаров, образа жизни, убеждений и пр. Стилист — это тот, кто умеет работать с персоной, видеть суть.
В России многие люди хотят из себя что-то представлять, поэтому бьюти направление так развито и сильно. У Осипова мы научились, что недостаточно просто научиться хорошо стричь. Дело обстоит серьезнее. Нужно понимать, что ты делаешь и для кого ты это делаешь. Нужно уметь соединить качество и уместность, и тогда происходят чудеса. В сервисе чудеса начинаются там, где качество встречает уместность.
Татьяна: Интересное сочетание требований к работе стилиста. Куда тебя это привело?
Владимир: Далее я перешел Toni&Guy, там мне дали хорошую техническую базу. После чего мне нужно было принять решение оставаться в премиум сегменте или искать что-то новое, но востребованное. Как раз в это время начал появляться барберинг. Это было новое интересное направление с духом и идеей переосмыслить мужчину. Многие стилисты тогда пришли в сферу барберинга.
Татьяна: Так началась твоя эпоха барберинга?
Владимир: Да. Начав в Питере, я быстро разобрался в правилах игры и захотел более широкого поля деятельности и переехал в Москву. Думал, что будет конкуренция, но оказалось это не так. Специалистов-барберов особо не было, потому что не было школы барберов. Как я сказал, в барберы шли стилисты или самоучки. Как раз в это время работая в Chop-Chop я и начал преподавать. Культура барберинга активно развивалась, нужны были новые специалисты.
Татьяна: Правильно, настала пора выращивать новых барберов)
Владимир: Меня начали рекомендовать как специалиста в своей профессии, я начал преподавать для других сетей барбершопов. В это же время мне поступило предложение написать концепцию для барбершопа в Стокгольме и открыть, собственно, барбершоп.
Татьяна: Ну раз мы сидим в Москве, а не в Стокгольме, что-то пошло не так?
Владимир: Это был мой первый опыт занятия бизнесом. Тут же были и мои первые ошибки. Во-первых, я думал, что это две столицы, а значит вайб будет похож и можно скопировать бизнес-модель. Я все делал по московским лекалам. Но оказалось, что там другие правила. Сначала я столкнулся с проблемой аренды. Мы с партнерами год искали помещение, оказалось это огромная проблема, нельзя снять помещение и просто сделать в нем ремонт. Нужно, чтобы оно изначально подходило под определённые требования и тип деятельности. То есть если помещение сдавалось под шоу-рум, то новому арендатору в нем нельзя сделать барбершоп. Потом нам пришлось делать ремонт, что тоже было непросто. Например, для прокладки электрокабеля нужно было вызывать специально обученного человека с лицензией и заплатить за это несколько тысяч евро. Поэтому мы решили, что сделаем это по-русски сами. Ночью. Сделали хорошо)
Татьяна: Я так понимаю, аренда и ремонт были не единственными проблемами, было что-то еще?
Владимир: Второй ошибкой была вера в стереотипы. Нам хотелось сделать что-то интересное, смелое. Так как как мы позиционировали себя, как своего рода «мужскую аптеку», то мы решили среди прочих средств по уходу за собой продавать в шопе презервативы. Но их никто не покупал. Вот совсем никто. Оказалось, что местные парни стесняются покупать презервативы там, где их знают. То есть мы просто поверили в то, что общество Швеции достаточно зрелое и тема секса не табуирована настолько в этом аспекте.
С рекламой тоже оказалось непросто. Мы предложили местным брендам коллаборацию для продвижения салона. В Москве это обычное дело, а тут это было никому неинтересно. Для нас это было странно и непонятно. Рынок там более аморфный, люди не стремятся к развитию, зарабатывают свои деньги и больше ничего не хотят.
Там другие правила игры. И это нужно учитывать всем, кто планирует строить бизнес за границей. Я тогда понял, что часть моего специалиста вообще осталась в Москве. В Москве я мог решить все вопросы за пару звонков, позвонить человеку в выходной или в 11 вечера, извиниться, конечно, но решить вопрос и это ОК, а там нет.
К тому же я сильно не понравился местным профсоюзам. Мне не разрешили работать самому, ссылаясь на то, что работа нужна шведам.
Закончилось же все из-за нелепой ошибки. Мои партнеры должны были в определенное время оплачивать страховку. И однажды просто пропустили срок, а это является серьезным нарушением местного законодательства. Мне аннулировали визу и пришлось вернуться в Москву.
Татьяна: Думаю в любом случае, это был интересный опыт и в Москву ты вернулся не с пустыми руками?
Владимир: Да, вернувшись в Москву я уже дописывал свою методику обучения по барберенгу и сервису. Своей задачей я видел понятное разъяснение базовых принципов и понятий, влияющих на процесс взаимодействия Парикмахер - Гость. Основой для методики стала модель дизайна мышления и принципы геймификации.
В основу методики я вложил 3 карты. Первая карта - это карта индустрии, она демонстрирует как бьюти соприкасается с модой, здоровьем, сервисом и дизайном. Потому что наша работа питается технологиями и смыслами от каждой из этих сфер или эти сферы могут стать точками роста для построения своего уникального карьерного пути.
Вторая карта — карта пути специалиста. Я прописал путь роста от искателя себя и ученика к мастеру и деятелю как этапы развития со своими специальными ачивками и задачами, которые должен решить специалист на каждом из этапов, чтобы правильно оценивать свои силы и не теряться, пытаясь сейчас решить вопросы, до которых он просто мог еще не дорасти. Это были мои первые идеи, как внедрять геймификацию в процессы обучения. Дать творческим людям, безусловно ленивым, но любознательным какой-то интерфейс, по которому они могут сверить часы с действительностью.
И третья карта – взаимодействие с гостем. Я разработал теорию понятия «сервис». По моему мнению, сервис, как понятие стоит воспринимать буквально, это служение, которое в свою очередь состоит из понятий, которые, так получилось, но все начинаются на буквы С: сочувствие, содействие, событие.
Татьяна: Класс, мне кажется, эту теорию можно применить к любой сфере услуг. Я занимаюсь консалтингом, и хочу сказать, что нам тоже это подходит. Ты преподавал по данной методике?
Владимир: Да, преподаю до сих пор, но формы этого знания уже немного другие, а начал преподавать эту методику сразу как вернулся в Москву. В 2020 мне поступило предложение открыть сеть салонов в Москве для дальнейшего масштабирования за рубежом, там я применил эту методику попробовав объединить ее с идеями бирюзовых организаций, но случился ковид, мы сильно отклонились от плана и приняли решение проект свернуть. Тогда я решил работать на себя.
Татьяна: Что в твоем понимании работать на себя?
Владимир: Я понял, чтобы быть творческой единицей, это значит быть бизнесом. Ты сам себе продюсер с кучей компетенций, задач и инструментов. Наше время дает нам очень много возможностей, если тебе не страшно брать на себя ответственность.
На самом деле в бьюти это тоже нарастающий тренд, я имею в виду работать на себя. Этот тренд берет начало в вопросе, на который владельцы многих бизнесов в сфере бьюти не могут ответить сегодня: почему специалист должен работать в одном месте более 3-х лет? Люди с правильными настройками по жизни растут быстро в профессиональной сфере, они устают от однообразной работы, им хочется чего-то большего. Понимаешь, недостаточно повышать мастера до уровня супертоп, требуется другая мотивация для удержания персонала. Например, предложение стать партнером в бизнесе.
Для собственника это возможность создать самостоятельную самоуправляемую единицу бизнеса с суперзамотивированным человеком. В итоге это приводит к росту сети, клиенты остаются со своим мастером или в его заведении, но в сети. Мастер становится совладельцем, собственник получает доход от франшизы.
Татьяна: А при чем тут творчество, тут, как я вижу, продажа франшизы?
Владимир: Для начала нужно разобраться с понятием, что такое быть творческим человеком в наше время. Можно ли быть работником на заводе и творческим человеком одновременно? Можно!
Любой работник компании может быть творческим внутри своей компании. Творчеством так же может являться умение брать на себя ответственность, умение решать задачи. В решении задачи есть два пути: творческий и технический. Технический путь нам предлагает решение по инструкции. Если горит красная лампочка, делай раз-два-три и готово. Творчество начинается там, где раз-два-три не сработало и надо придумать что-то еще. Так же как художник решает чистый лист, управленец думает, как лучше выстроить стратегию и отношения в коллективе.
Работать на себя тоже творчество. Каждый день ты решаешь из чего и в какой форме будет проходить твой день или год. Ты стараешься ориентироваться на собственных ощущения. Потому что если ты не берешь на себя ответственность, то у тебя не будет завтра.
Для творческий людей полезно иметь перед глазами интерфейс и хоть какие-то общие ориентиры. Так я однажды и пришел к геймификации.
Татьяна: Что такое для тебя геймификация?
Владимир: Геймификация – это способ говорить о серьезных вещах в форме игры.
Татьяна: По твоему мнению геймификация полезна для бизнеса и почему актуальна сегодня?
Владимир: Смотри, каждый человек по сути проходит путь сказочного героя. Он слышит зов, сопротивляется ему, принимает его и отправляется в путь. В конце он сражается со своим драконом, приносит жертву и получает награду. И так по кругу.
С людьми и в особенности с поколением зумеров общаться на таком языке проще. Говоришь им: создай своего персонажа, прокачай его и т.д. Сейчас вообще трудно говорить профессиональным языком. Какое-то время полупрофессионалов, хватающих все по вершкам. Работа для них — это способ добыть ресурс, все деньги мира им не нужны.
Чтобы добиться результата от сотрудника нужно общаться с внутренней частью человека, от внешней оболочки человека ты вряд ли добьешься долгого результата.
Татьяна: Как время полупрофессионалов отражается на текущем состоянии сферы бьюти индустрии? Нет ощущения что происходит сжатие рынка?
Владимир: Да, так и есть. Часть хороших специалистов уехала после 22 года, есть определенный профессиональный кризис. Сейчас новая волна барберов — это те, кто выбирают между стройкой, доставкой и барбершопом. Людям не нужна сложная система обучения, нужен быстрый заработок.
Татьяна: А какие у тебя планы на ближайшую перспективу?
Владимир: Я замечаю, что в нашем культурном поле есть кризис смыслов. Я много общаюсь в разных тусовках. Инсайт лежит на поверхности, сейчас кризис сценариев. Вот решил, что попробую себя в сценаристике. Считаю, что у этого есть потенциал. Возможно, меня ждет больше продюсерская форма деятельности, давно хотел перейти из творческой генерации к реализации проектов в стиле «Эдьютеймант» или совмещения образовательного и развлекательного.
Каждый сам пишет свой сценарий жизни, а у вас какой сценарий?