18 июня в ГМИИ имени А. С. Пушкина открылась выставка «Три времени Рима. Античность. Возрождение. Барокко». Пожалуй, ни один город мира не овеян таким количеством легенд и тайн, как Вечный город.

В проекте, представленном в музее, зрителю предлагается проследить один из интереснейших процессов градостроительной мысли, зафиксированных человечеством. В экспозиции представлено более 150 произведений Максима Атаянца, собственно собраний музея ГМИИ имени А. С. Пушкина, Нижегородского государственного художественного музея и Дальневосточного художественного музея.

Исследуя архитектурный феномен Рима, я особенно заинтересовалась информацией об итальянском архитекторе и инженере Доменико Фонтана, который выступил как урбанист, преобразующий городское пространство. На выставке можно увидеть редкое, богато иллюстрированное издание 1590 года, запечатлевшее все свершения великого архитектора.

Стоит отметить, что эта выставка не только для эрудированного и начитанного зрителя, она еще и для зрителя внимательного! Иначе как исследователю музейной экспозиции заметить трансформацию города и его образов? Удивительно и с совершенно разной скоростью менялись художники, взгляды новых поколений, да и проследить изменения самих обитателей города (внешний вид, статус, манеры) весьма и весьма любопытно. Насладиться в полной мере и получить эстетическое удовольствие можно и от знаменитых гравюр Джованни Баттисты Пиранези, ставших главным портретом города, в котором античность и барокко окончательно слились в единое целое.

Впервые в музее представлены все четыре живописных работы Беллотто вместе и самый, на мой взгляд, интересный экспонат — гравюра Михаэля Вольгемута из «Всемирной хроники» Хартмана Шеделя — одна из первых панорам Рима. Интересен и ключевой экспонат — планы Рима разных времен. К выставке подготовлен каталог, образовательная и инклюзивная программы, включающие лекции, экскурсии и мероприятия.

До 15 сентября целое лето впереди, чтобы «перенестись» в Вечный город и лично убедиться, что все дороги ведут в ГМИИ имени А. С. Пушкина!