18 июня на Крымском Валу открылась уникальная выставка, авторами которой выступили режиссер Эдуард Бояков и фотохудожник Михаил Розанов. Это литературно-художественный проект, посвященный феномену русского монастыря.
Именно 10 действующих монастырей предстают строго и последовательно перед зрителем. Очевидно, что вместе со зрителем авторы попытались найти формулу русского монастырства, и для этого блестяще реализовали свою идею в простратвах литературной и изобразительной концепций.
Каждый монастырь уникален, как и его сутевое понятие. Каждая обитель представлена в монохроме, я не увидела интерьеров - только фасады, а территории остались безлюдными. Выставка побудила порассуждать: какова же вербальная формула русского монастырства? Вероятно, она состоит из десяти ключевых понятий, и это антропологическая норма, к которой стремится и монах, и мирянин. Это и ценность знания в жизни человека, и возможность говорить правду… И, возможно, место для подвига. Десять монастырей и слов - словно десять духовных заповедей.
Зритель, пройдя по маршруту выставки, заметит, что последовательность монастырей не случайна. Присутствуют как малоизвестные обители, так и, если так можно выразиться, «мировые звезды».
Троице-Сергиева Лавра - Царство.
Серафимо-Дивеевский монастырь - Праведность.
Кирилло-Белозерский монастырь - Аскеза.
Верхотурский Николаевский монастырь - Переход.
Посольский Спасо-Преображенский монастырь - Политика.
Введенская Оптина пустынь - Знания.
Успенский Псково-Печерский монастырь - Рубеж.
Абалакский Знаменский монастырь - Воинство.
Костомаровский Спасский монастырь - Тайна.
Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь - Подвиг.
Приветствуя гостей, Эдуард Бояков отметил: «Нет ничего естественнее, чем, исследуя русские эстетические ландшафты, обратить внимание на русский монастырь. Исторически это явление всегда было в центре русского города и демонстрировало русскую красоту. Главные архитекторы, художники, передовые для любой эпохи технологии были всегда исторически связаны с монастырями».
Соавтор по проекту, фотохудожник Михаил Розанов добавил: «Это наше с Эдуардом личное путешествие в православие. Мы как два художника восприняли эстетику православных монастырей, их неразрывность с ландшафтом, их миссии».
Мультижанровый проект «Стена и Слово» организован Русским Художественным союзом совместно с Корпорацией «Синергия» и продлится до 20 августа 2024 года.
Вадим Лобов так прокомментировал участие «Синергии» в организации выставки: «Сегодня идет масштабная духовная «пересборка» на уровне всей страны. Мы заново пытаемся осмыслить наши ценности, найти опоры. И такие опоры надо искать в наших традициях, в истории. Монастырь – один из наших опорных пунктов».
Финал экспозиции - Соловецкий монастырь, северный пик России. Святое место, омраченное страшнейшей страницей нашей истории - Соловецким лагерем особого назначения. И пока от увиденного по телу буквально бежали мурашки, в голове невольно промелькнул вопрос: почему авторы обозначили миссию этого монастыря как Подвиг? Возможно потому, что это русское слово не имеет буквального перевода ни на один язык?
Авторский взгляд, пожалуй один из любопытных штрихов этого проекта. Личности режиссера Эдуарда Боякова, инициатора и создателя целого ряда значимых отечественных культурных институций и постановок резонансных спектаклей, и фотохудожника Михаила Розанова - обладателя высокой международной репутации - несомненно многогранны и значимы, и обращение к этой теме деятелей современной русской культуры - уже само по себе событие.