Всероссийский музей декоративного искусства впервые представил масштабную выставку ковров советской эпохи из собственной коллекции. В семи залах музея представлены ключевые темы и мотивы советского ковроткачества, связанные с построением нового мировоззрения об общем счастье: труд, семья, промышленность, космос, сельское хозяйство, ратный подвиг, новый быт. 

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

«Подготовка к этой выставке шла несколько лет. Для выставочного проекта мы остановились на великолепных образцах нашего собрания – подарочных и парадных коврах. Наряду с редкими образцами вы увидите и решения для массовой продукции, ставшей частью нового быта», – рассказывает Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства. 

Значительная часть ковров создана в 1930-1980-е годы в традиционных центрах ковроткачества России, Кавказа и Средней Азии. Посетителям представилась возможность увидеть такие шедевры как: «Рог изобилия», сотканный курскими мастерицами специально для выставки в Нью-Йорке (1939 г.), знаменитый туркменский ковер «Конный пробег» (1937 г.), посвященный переходу туркменских лошадей по маршруту Ашхабад – Москва и многие другие. 

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

Особое место в экспозиции занимает ковер «Москва строится», который был создан в 1967 году замечательным художником Павлом Сташковым, ведущим специалистом мастерской ковроткачества Института художественной промышленности. Этот ковер – настоящий текст, который повествует о Москве эпохи большого строительства 60-х. Это единый орнаментальный знак, собирающий вместе Кремль, Большой театр с белой геометрией новостроек, с «поясами» водного и автомобильного движения, с метро, памятником Гагарину, и строительными кранами. Этот ковер -  пример блестящей работы по созданию единого знака нового города в массовой культуре.

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

На выставке «Ковер историй» впервые были представлены зарисовки советских художников Института художественной промышленности, а в завершении экспозиции перед зрителем предстали все стадии создания ковров: «Рог изобилия» (1937) и «Зима» (1960). Посетители выставки также могли насладиться обширной образовательной и развлекательной программой: экскурсии, лекции по истории ковроткачества, орнаменту и дизайну, интерактивные игры и занятия для разных возрастных групп, круглый стол с экспертами, показы фильмов о творчестве и истории коврового искусства.

Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства
Фото предоставлено пресс-службой Всероссийского музея декоративного искусства

Очевидно, что новое поколение не знает звук выбивания ковра. Полагаю и представить не может как, когда стемнеет, чтобы никто не видел, хозяйки расстилали его на чистом снежке и от души колотили выбивалкой. Ковер в советские времена - стопроцентный индикатор благополучия и достатка. Достать его у спекулянтов, переплатить огромные деньги, ну или, если повезет, выписать по блату. Но на выставке я вспоминала не только эти фрагменты давно минувших дней. Разверни свой ковер, и я прочту твою душу! Вот уж точно, в музее волшебные ковры: греют душу и заглушают поступь воспоминаний. Выставка работает с 9 августа по 13 октября 2024 года.