21 октября 2024 года в Музее Гаража особого назначения открылась международная выставка железнодорожных макетов и моделей «Железнодорожная модель».

Событие приурочено к юбилею Байкало-Амурской магистрали: 50 лет назад стартовал основной этап ее строительства - ударная комсомольская стройка. На площади более 200 квадратных метров воздвигнут один из крупнейших в России действующих железнодорожных макетов, который воссоздает панораму отечественных железных дорог в миниатюре. 

Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения
Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения

Выставка посвящена 50-летию БАМа. В апреле 1974 года по призыву XVII Съезда ВЛКСМ тысячи добровольцев отправились на строительство Байкало-Амурской магистрали, объявленной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Строительство магистрали велось в сложнейших климатических и геологических условиях: рекордные колебания температур, вечная мерзлота, непроходимые горные хребты, тысячи водных препятствий, высокая сейсмическая опасность. «Золотое звено», соединившее западную и восточную части железной дороги, было уложено 1 октября 1984 года. Окончательно строительство БАМа завершили 5 декабря 2003 года, когда открылось движение по Северомуйскому тоннелю. 

Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения
Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения

Цифры БАМовской статистики поражают — это была поистине «стройка века», до сих пор не имеющая аналогов в мировой практике. Масштаб героического свершения, его грандиозное значение для стратегического и экономического развития страны невозможно переоценить. На выставке представлены уникальные артефакты, редкие кино- и фотодокументы эпохи, погружающие посетителей в атмосферу тех героических лет. Детям предоставится уникальная возможность прокатиться на миниатюрной железной дороге по символическому бамовскому маршруту «Тайшет - Сов. Гавань», а взрослые гости могут принять участие в мастер-классах по забиванию в шпалу «бамовского костыля». 

Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения
Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения

В этом году исполняется 190 лет созданию первого российского паровоза, построенного отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми в 1834 году. На выставке представлена практически вся эволюция отечественной паровозостроительной школы от паровоза Черепановых до образцов, ставших настоящими легендами паровозной эпохи не только страны, но и мира. 

Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения
Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения

Ядром выставки стал показ свыше 300 авторских работ и образцов мелкосерийных партий моделей различных масштабов на тему отечественного и мирового железнодорожного моделизма, а также сборка действующего макета из более чем ста модулей участниками, прибывшими из разных регионов России. Посетители увидят в динамике действующие железнодорожные станции, регулярное движение поездов по расписанию и «модельному времени», стремительные скоростные поезда и неспешно ползущие грузовые составы с паровозами. Зритель сможет погрузиться в мир практически реальной железной дороги с движущимися составами, сигналами светофоров, звуками автомобильных переездов, гудками локомотивов и огнями городов. 

Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения
Фото предоставлено пресс-службой Музея Гаража особого назначения

Особенным элементом события является возможность не только наблюдать за движением миниатюрных поездов, но и попробовать себя в роли машиниста локомотива на одном из тренажеров. 

Заслуживает особого внимания выставка работ московской художницы Дарьи Воробьевой, а также экспозиция фоторабот, посвященная эпохе расцвета советского локомотивостроения. 

В ходе выставки «Железнодорожная модель», которая продлится до 4 ноября 2024 года, запланированы презентации новых книг и авторских работ, а также встречи ведущих моделистов страны. Посетителям предстоит получить множество незабываемых впечатлений!