Фонд Ruarts представил новую масштабную выставку современных российских художников. Увлеченные изучением многообразия проявлений культуры в новом проекте под названием «Чересчур» кураторы решили сосредоточиться на феномене китча, рассматривая его на материале современного искусства с ранних постсоветских лет до наших дней.
На выставке китч осмысляется как важный элемент современной визуальной культуры, а через взаимные отсылки и символические связи проясняются его запутанные диалектические отношения с искусством. Выставка объединяет несколько полифонических уровней, каждый из которых описывается одним из расхожих китчевых сюжетов. Среди них: райская жизнь, раскрывающаяся в близости к природе, культ селебрити и стандарты телесной и духовной красоты, высокая культура и ее эстетический канон. В своем основополагающем эссе «Авангард и китч» американский художественный критик Клемент Гринберг подчеркнул, насколько широко распространенным стал китч после промышленной революции. Его утверждение, сделанное в 1939 году, остается по-прежнему актуальным. Он писал, что китч — это «симулякр подлинной культуры», что он «механичен и действует по формулам... Он — воплощение всего, что является поддельным в жизни нашего времени».
«Выставка «Чересчур» предоставляет возможность для критического взгляда на определяющие черты китча — позитивное содержание, простота и однозначность, пародийность, сентиментальность и формульность, а также демонстрирует устойчивые признаки его визуального языка и образной системы — цветы, драгоценности, дети, мифологические персонажи и существа, медийные личности, влюбленные и любовники. Выставка позволяет обнаружить огромный потенциал китча для изучения современной культуры, коллективных и индивидуальных ценностей, а также для художественной рефлексии», — подчеркивает куратор проекта Алексей Масляев. Групповая выставка демонстрирует широкий спектр визуальных решений, стилей и техник, включая живопись, графику, фотографию, видео, инсталляцию и скульптуру. Основу проекта составляют работы из коллекции Фонда Ruarts, в которой представлены художники разных поколений.
Среди экспонатов можно увидеть произведения из Мультимедиа Арт Музея, Фонда «Екатерина», галерей: Artwin, fabula, Futuro, Pennlab, Ruarts, XL, частных коллекций Пьера Броше, Антона Козлова, Григория Константинова, Сергея Лимонова и Дениса Химиляйне. Среди основных произведений — культовая работа AES+F «Who wants to live forever...», миниатюры Александра Захарова, важные работы из серии «Униженные и окрыленные» Ирины Кориной, фантазийные фотографии Ивана Горшкова, произведения арт-дуэта Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, коллекция работ из серии «Секретные материалы 2» Мамышева-Монро, объекты Даниила Антропова, шелкография Айдан Салаховой, работы Александра Савко и Ольги Тобрелутс, видеоарт «Озеро» группы «Синий суп», корпус работ художников уличной волны: GIWE, 0331c, Гриши, серия «Trading» Александра Егорова и другие.
Считается, что наречие «чересчур» образовано из предлога «через», с которым более менее все понятно. Оттенок значения с явным преодолением какой-то преграды либо в значении «поверх чего-либо». А вот со второй половиной «чур» все менее прозрачно. Это устаревшая лексика и встречается чаще в выражении «Чур меня, чур мое!». Исследователи языка полагают, что это некий призыв либо уберечь кого-то от угрозы, либо, как вариант, установление своих порядков и правил личных границ. Организаторы выставки мастерски уловили наличие «личных авторских чересчур» всех художников, представленных в этом проекте. А зрителю лишь остается определиться, с кем он совпадает или же несет в недрах своей души то, что еще никто и никогда не выражал? Для всех желающих выставка открыта до 11 мая 2025 года.