На Новой сцене Театра на Таганке состоялась премьера спектакля «Маскарад» по одноимённой пьесе М. Ю. Лермонтова. Постановку подготовил Денис Азаров, режиссёром выступила Дарья Авратинская.
«Маскарад — это не просто место действия в художественном пространстве Лермонтова. Это окружающий нас мир, социум, диктующий свои правила, где люди прячутся за масками, подобно тому, как каждый из нас носит их в жизни. Но эти маски лишают способности любить, чувствовать и быть искренними. И если кто-то вдруг решает остаться без маски и быть настоящим — общество его поглощает. Самый важный вопрос здесь для меня: может ли честный и открытый человек выжить в таком мире? Способен ли он оставаться искренним и делиться этим светом с другими? Или общество неизбежно его погубит?» — отметила режиссёр Дарья Авратинская.
Конечно, все прекрасно помнят сюжет, когда на маскараде Нина Арбенина теряет браслет. Именно эта случайность становится поводом для манипуляций чужими судьбами. Нешуточные интриги и страсти закипают на сцене: подслушанная ложь, двусмысленные намёки и неправильно понятые разговоры — всё неумолимо приближает катастрофу. Постановка начинается со сцены, где маленькая девочка раскачивается на качелях. В светлом платье, с распущенными волосами, она напоминает ангела и будет являться главному герою на протяжении всей пьесы. Подслушивая разговоры взрослых, пробегая то и дело по сцене, девочка словно лучик добра и истины символизирует чистые помыслы души.
Денис Азаров мастерски смещает фокус с бала-маскарада на его изнанку. «Мы не всегда осознаём, как много может значить одно слово или поступок. Маскарад — это красивый праздник, где сталкиваются люди с разными характерами, целями и амбициями. Кто-то не так понял, кто-то не то сделал — и вот жизнь человека сломана. И страшно здесь не от осознания того, что я своими руками разрушил счастье, а от того, что, по сути, ничего страшного в этом не ощущается», — поделился постановщик Денис Азаров.
С восхищением наблюдала за актрисой Евгенией Мугайских и её Ниной. На мой взгляд, это эталонное попадание в образ: именно так, вероятно, двигалась бы, танцевала, смеялась и разговаривала Нина в реальности. Свежая, милая, с характерной чудинкой, вся тонкая и воздушная — актрисе удалось воплотить героиню, не упустив эмоциональной и психологической глубины лермонтовского произведения. Роскошен в роли Арбенина актёр Василий Уриевский. Он настолько гармонично «проживал» своего персонажа, что невольно начинаешь верить: перед тобой настоящий Арбенин — с мятежным духом, стремлением к свободе от светского общества и ослеплённый ревностью. Диалоги, интонации, манеры — актёр показал всю глубину героя, человека высокой натуры и сильных страстей.
Эффектны декорации и костюмы: «позолоченная» сцена удачно дополняет наряды дам и блеск масок. Полуторачасовое действие, полное манипуляций с чужими судьбами, целиком захватывает внимание и, возможно, заставит зрителя задуматься о маскараде собственной жизни. Ведь в чём-то все маскарады похожи, но именно правда всегда остаётся самой важной.
