11 октября на Малой сцене Театра Маяковского был представлен спектакль «Ося. Иосиф. Joseph» режиссера и автора инсценировки Олега Сапиро. «Жизнь — это игра со многими правилами, но без рефери. Мы узнаём, как в неё играть, скорее наблюдая её. Поэтому неудивительно, что столь многие играют нечестно, столь немногие выигрывают, столь многие проигрывают» (Иосиф Бродский).
Зритель мгновенно попадает в калейдоскоп воспоминаний, и перед ним разворачивается не только диалог с поэтом, но и попытка проникнуть в его мировоззрение, почувствовать его боль и радость от окружающей действительности. На мой взгляд, в этой постановке автором удалось показать силу слова, которое не знает временных преград и проникает сквозь пространство. Ключевые моменты из жизни Иосифа Бродского — от юности в Ленинграде до последних дней в Нью-Йорке — показаны с присущим ему гротескным абсурдом ситуации и политического строя в СССР. Действие начинается с 1964 года, когда молодого человека судят по статье «тунеядство». Продуманно, целостно и невероятно комично прописан каждый персонаж из свидетелей обвинения и защиты. Примитивные лозунги системы, нелепые штампы и обвинения — великолепные актерские диалоги подчеркивают всю абсурдность обвинений и обнажают уродства существующего строя.
Великолепен исполнитель главной роли Иосифа Бродского — заслуженный артист РФ Юрий Анатольевич Коренев. Ему удалось показать своего героя разным: в глазах кого-то Бродский был снобом, иные видели его «тунеядцем», для остальных он являлся гением своей эпохи. На мой взгляд, у Коренева получилось воплотить, прежде всего, лирического героя. Его монологи о высоких материях, смерти, тайнах Вселенной и любимой женщине многогранны, до боли трогательны и одновременно полны спокойствия и трепетности. Его герой совсем не стесняется своей человечности, и актеру удается приоткрыть завесу предположения, почему Бродский сложен для понимания и не всем доступен. Но всё же Бродский узнаваем, и как же бесподобна эта его виртуозная игра с русской речью.
Самой трогательной сценой спектакля мне показалась сцена встречи поэта с ушедшими в мир иной родителями. В этом фантасмагорическом эпизоде мгновенно забыты обиды и недосказанность, а сам главный герой обретает внутренний покой.
Отрадно, что спектакль получился не в чистом виде биографическим, а скорее поэтической интерпретацией жизни и творчества поэта. Отмечу, что «вырос» он из эскиза, созданного в рамках акции «Ночь театров — 2025».
В спектакле принимают участие актеры: Юрий Коренев, Алина Вакаева, Наталья Палагушкина, Олег Сапиро, Анна Лобоцкая, Кирилл Кусков, Станислав Кардашев, Максим Наумов, Иван Выборнов, Максим Разумец, Римма Латышева. Спектакль длится 1 час 55 минут.
Окунуться в мир Бродского и, возможно, найти ответ на вопрос, как жестокость мира талантливый человек возвел в степень искусства, найти подтверждение самой знаменитой фразы поэта: «Мир, вероятно, спасти уже не удастся, но отдельного человека — всегда можно» — именно эта постановка способна, на мой взгляд, исцелить душу и ещё раз напомнить, что на могиле Бродского написано: «Не всё кончается со смертью».
