В Московском музыкально-драматическом цыганском театре «Ромэн» состоялся показ эскиза спектакля «Табор уходит в небо» по киносценарию Эмиля Лотяну. Этот театральный эксперимент стал итогом конкурса «Интеграция молодой режиссуры. Национальные театры России», который провёл Союз театральных деятелей России в преддверии своего 150-летнего юбилея.
Режиссёром-постановщиком выступил Максим Соколов, спектакли которого несколько лет подряд входили в шорт-лист и лонг-лист премии «Золотая маска», становились участниками программ «Маска плюс» и фестиваля «Детский weekend».
«Я люблю работать с кинотекстами, реализовывать их на театральной сцене. Мне показалась интересной идея воплощения киносценария, в основе которого лежат ранние рассказы Максима Горького, именно в цыганском театре. Я помню, какое сильное впечатление на меня произвёл «Табор», а также картина Эмира Кустурицы «Время цыган». Захотелось поработать с этой эстетикой», — объяснил причину обращения к теме спектакля Максим Соколов.
Действие, происходящее в полной темноте под звуки скрипки, завораживало. В свете кинопроектора старая цыганка рассказывала историю своей жизни — историю, наполненную любовью и разочарованиями. Женские образы передавали и символизировали юность и детство героини, её гордый характер, стремление к свободе и открытость сердца, но также — жизнь, обречённую на страдания. Основным мотивом повествования стала любовная история дочери цыганского барона Рады и конокрада Зобара. Эскиз длился около 30–40 минут и представлял собой завершённое произведение.
Отмечу, что эскиз — один из моих любимых театральных экспериментов, ведь именно такой набросок позволяет зрителю предугадать, каким будет будущий спектакль. Кроме того, эскиз — редкая возможность увидеть ведущих артистов театра «Ромэн» вне привычного стиля: неизменными остаются лишь мощный вокал и выразительная пластика. Несомненно, это пример высокого уровня драматического мастерства, проявленного в смелых и новаторских решениях. Режиссёру Максиму Соколову удалось объединить линии судеб и жизненных путей в единое полотно, сотканное из контрастных тем цыганского искусства — жажды свободы и самопожертвования во имя любви.
Яркие краски постановки впечатлили: никаких полутонов — только черная, белая и красная гаммы. Материалы — сукно, бархат и шёлк — служили выразительными акцентами, усиливая эмоциональное звучание истории. Появление на сцене настоящего белоснежного коня тонко подчеркнуло самобытность культуры вольного народа, став ярким художественным акцентом и придало спектаклю неповторимость.
«Я всегда выступаю за то, чтобы пробовать в творчестве что-то новое, неожиданное. Это очень важно актёрам и режиссёрам — надо экспериментировать, щупать материал, только тогда он становится твоим или не твоим, — отметил художественный руководитель Театра «Ромэн», народный артист РФ Николай Сергиенко. — Когда есть возможность поговорить, в чём-то согласиться, а в чём-то поспорить — в этом и заключается суть искусства. Само наличие темы для разговора подчёркивает, что это живо. Именно поэтому сегодняшний показ меня порадовал. Я искренне рад, что наши актёры показали, что могут отлично работать и в другой стилистике».
В постановке «Табор уходит в небо» приняли участие: Артур Богданов, Дарья Байдак, Полина Оглу, Роман Грохольский, Артур Булдыженко, Петр Янышев, Анжела Лекарева, Мадина Дубаева, Артур Руденко, Олег Манциленко, Андрей Жемчужный, Сергей Богданов, Сергей Сураков.
Культовая история в новой стилистике пронзает прямо в сердце. Кажется, будто крошечная частичка твоей души навсегда уходит вместе с табором в небо.
