Опера — один из самых неоднозначных видов искусства, на мой весьма ограниченный взгляд (на объективность не претендую), который ты либо любишь от всей души, либо — не понимаешь. А для кого-то это и вовсе повод выгулять парадный гарнитур и ничего более… или приобщиться к великосветским «трендам». В общем-то, не так уж и важно, что приводит вас в зрительный зал, но с прекрасным вы однозначно встретитесь.
Вечером в среду (после обеда) вместе со знакомой мы отправились на открытие Международного оперного фестиваля «Приглушённые голоса» в Доме музыки с не самым однозначным лейтмотивом, точно отражающим его название — женщины-композиторы. Что звучит практически как «Есть ли жизнь на Марсе?».
Я впервые задумалась о том, знаю ли я хоть одно женское имя в этом направлении искусства?
Безе? Нет. Стравинский? Нет. Римский-Корсаков? Ну, конечно. Мусоргский? Окстись…
Ни одного.
Спустя 2,5 часа программы с антрактом, я поняла, что это упущение…
Первый блок погрузил в фантасмагорию звука с «русским духом» — «Сон Татьяны» и «Русские женщины» Татьяны Чудовой — единственной женщины-преподавателя композиции в Московской консерватории, ученицы великого Тихона Хренникова (хоть где-то пригодились 5 лет музыкальной школы). Её оперы отражают не только смысловое содержание произведений Пушкина и Некрасова (лишь малая часть музыкального наследия), но и куда более важный аспект — положение в сфере.
Каждая её героиня всегда имела голос — и Татьяна Ларина, и княгини Трубецкая и Волконская. Однако в силу особого культурного кода, которым наделено понятие «русская женщина» (включите сюда пару-тройку веков), их голоса не всегда слышали. Приглушали. Неверно истолковывали. А о многом и говорить-то было нельзя…
В общем, мыслей от прослушанного было столько, что без 150 грамм просекко возвращаться в зал было нельзя.
Второе отделение сильно контрастировало с первым и вовсе не из-за принятого на грудь. Единственная опера Эми Мерси Бич «Кабильдо» о трагической истории любви пирата Пьера Лафита и его возлюбленной Валери, почившей на дне морском, скорее походит на мюзикл, чем на оперу. Разве что без разговорных вставок.
Исторический контекст тоже имел место быть (битва за Новый Орлеан в 1815 году), но настолько фоново, что можно и без него обойтись. Впрочем, некогда меня занесло на студенческую постановку «Поворота винта» Бенджамина Бриттена… так что я уже ничему в зарубежной опере не удивляюсь. Потому что мало её знаю.
Казалось бы, такие разные произведения. Да, написанные женщинами (в общей программе фестиваля 11 произведений от 9 авторов), но о чем лично для меня название «Приглушённые голоса»?
Существует ряд профессий, которые в сознании общества плотно ассоциируются с мужскими, но как таковые не имеют пола. И даже несмотря на то, что право на сильное заявление в наши дни есть у каждого, когда это делает женщина, нам будто бы… трудно в это поверить.
Когда-то, отстоять такое право было уже победой. Когда что-то уже стало твоим, будешь ли ты кричать об этом во всё горло? Нет. Либо бесконечно сражаться за место под солнцем… либо делать небольшие, но уверенные шаги, которые лучше слов покажут, что все принадлежит тебе по праву.
О фестивале:
«Приглушённые голоса» охватит несколько городов России, уникальные оперные постановки представятся публике с февраля по август 2024 в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле и Туле. В рамках фестиваля у российских зрителей будет возможность познакомиться с семью талантливыми композиторами женщинами и стать свидетелями десяти оперных премьер в исполнении ведущих солистов мировой музыкальной сцены и в сценическом воплощении двух знаменитых режиссеров: Елизаветы Корнеевой (Красноярский театр им. Хворостовского, Мариинский театр, театр Ганновера) и Марка Верзатта (Опера Цинциннати, опера Лирик в Чикаго, Метрополитен-опера).