Вот уже восемь лет я со своей семьей живу в плавучем доме, пришвартованном на Химкинском водохранилище. И это совершенно другое качество жизни. По сути, параллельный мир.

Екатерина Карсакова. Фото из личного архива
Екатерина Карсакова. Фото из личного архива

Во-первых, в отличие от других москвичей у меня есть эксклюзивная возможность — могу каждый день менять картинку за окном.

Во-вторых, я получила жилье «три в одном»: с понедельника по пятницу это может быть квартира в Москве, в субботу-воскресенье — дача, а на время отпуска — комфортабельная речная яхта, на которой можно путешествовать, не покидая дома.

Ну и самое главное — я живу в шаговой доступности от всей городской инфраструктуры, но у меня нет топающих соседей сверху, гула третьего транспортного кольца за окном, звуков стройки, пробок и толп прохожих. Только парк, вода, тишина, умиротворение. Покой нарушают только утки. Главный недостаток такой жизни в том, что через две недели наступает точка невозврата, и перебраться на сушу становится невозможно.

Фото из личного архива
Фото из личного архива
Фото из личного архива
Фото из личного архива
Фото из личного архива
Фото из личного архива

Все началось с того, что мы с мужем захотели купить дом на берегу Средиземного моря, но доступные варианты не нравились, а яхты стоили безумно дорого и были нам совсем не по карману. Так как мы заядлые путешественники, то не понаслышке знали о хаусботах, нам даже несколько раз удалось в них пожить в разных странах. Постепенно мы всерьез заинтересовались плавучими домами и даже решили заняться их строительством в Москве.

Свой первый хаусбот мы построили в 2016 году: двухэтажный, с огромной террасой и вертолетной площадкой на крыше. Решили немного пожить в нем, чтобы понять, что именно продаем, да так и остались. Вернулись в квартиру только в 2021 году, поскольку за наш плавучий дом предложили очень хорошую сумму. Сейчас построили себе другой, более просторный, и считаем дни до возвращения на воду. Надеемся, это произойдет уже в марте. Наш второй ребенок, который родился и прожил до пяти лет на хаусботе, стремиться переехать из многоэтажки не меньше, чем мы, – пожалуй, это самый большой фанат хаусботов из всех, кого мы знаем.

Что такое хаусбот? Это самоходный дом, обладающий практически судовой мобильностью с коттеджным комфортом. По сути, это яхта, которая выглядит как дом. Состоит из плавучего основания и надстройки.

На самом деле, за последние три года число хаусботов в России удвоилось. Впервые в истории они стартанули на российском рынке с началом пандемии, громко выстрелили, и с тех пор эта движимая недвижимость ежегодно только увеличивает обороты. предназначены для круглогодичного проживания. В отличие от яхт, они не требуют подъема из воды на зимний период и без проблем вмерзают в лед.

Сейчас плавучие дома набирают популярность не только в Москве и Московской области, где они сейчас в большей степени пользуются спросом. Все чаще их заказывают жители городов с крупными водными артериями – Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары. Как правило, это владельцы малого бизнеса и топ-менеджеры среднего бизнеса.

Фото из личного архива
Фото из личного архива

В Европе хаусботы получили распространение как более дешевая альтернатива классическому жилью. Большей частью это либо переделанные под жилье баржи (как в Англии, Франции или Голландии), либо ультрасовременные плавучие дома, как в Германии. В США из-за огромного количества озер хаусботы большей частью выполняют роль плавучих дач для уикендов и путешествий, поэтому почти все они оборудованы двигателями. С дизайном там особо не заморачиваются: типичный американский хаусбот — этакий большой «плавучий гараж» с мебелью и бытовой техникой, который перевозят трейлерами с озера на озеро.

В России же спрос на хаусботы только формируется. И пока плавучие дома доступны практически любому: стоимость квадратного метра – 300-400 тысяч рублей, что сравнимо со стоимостью квартиры в новостройке массового сегмента.

Фото из личного архива
Фото из личного архива