— Алена, а чем ты занялась после ухода с телевидения? У тебя был вынужденный перерыв в карьере или ты просто решила кардинально сменить сферу деятельности?
Алёна: Да, в какой-то момент я перешла на другую сторону камеры, вышла из кадра, как говорится. Большинство телевизионщиков уходит обычно в пиар, рекламу или открывает свой продакшен.
Как и в любой сфере у работников телевидения тоже случается выгорание. К тому же я сильно нуждалась в стабильности, вымоталась от бесконечных подработок и решила сделать паузу в нашем с Останкино телеромане. Конечно, было тяжело расставаться, я плакала ночами в подушку как ребенок. Мне стольких сил и труда стоило, чтобы попасть туда, и вот я, как большинство моих приезжих коллег, сломалась, как мне тогда казалось.
Но моя вторая любовь — Москва — не отпускала. Поэтому я не вернулась в свой город, а продолжала жить и работать в любимой столице, но уже на высокооплачиваемой работе.
Благодаря своему телевизионному опыту легко устраивалась и в Министерство образования, и в крупные холдинги страны. Была пресс-секретарем миллиардеров из списка Forbes и советником благотворительного фонда, и пиар-директором дома Моды, много путешествовала по работе.
Но, конечно, я скучала по телевидению.
Через какое-то время я даже пробовала вернуться туда, но мой новый уровень жизни уже не позволял бросить все и уйти с головой снова в нестабильность и неизвестное будущее. Я сама смогла улучшить свои жилищные условия, я наконец купила машину и села за руль, я начала летать за границу и одна, и с подругами, я начала помогать семье и, конечно, на кону уже стояло слишком много всего, чтобы снова убежать к своей мечте без оглядки как раньше.
А телепродюсером я тогда еще не догадалась стать, чтобы самой снимать, что душе угодно...
Для редактора мой уход с 1 Канала стал неожиданностью. Помню идем с ней по длинному останкинскому коридору в монтажную, несем кассеты с сюжетами, и она меня уговаривает остаться, убеждает, что у меня выгорание именно от психологической тематики, предлагает перейти в рубрику «Мода». А мне даже было стыдно ей признаться там, в этом коридоре, что не в рубриках совсем было дело (и уж точно не в моде, которой я никогда не интересовалась). Что я ухожу, потому что я просто устала, и что мне банально нужно где-то жить, нормально питаться, покупать проездной в метро, вылезти из долгов. Что у меня уже сильнейший гастрит от энергетиков и недосыпов и несколько месяцев жизни с альмагелем в поездках, неустроенная личная жизнь и все наперекосяк. В общем, я просто молча ушла, сославшись на выгорание.
Но нет худа без добра: благодаря телевизионному опыту для меня открылись двери в компании миллиардеров, куда мне раньше просто так с улицы было не попасть. Я откликнулась на одно из первых предложений на сайте по поиску работы, и меня сразу же пригласили в директорат крупнейшего холдинга нашей страны, где я проработала несколько лет пресс-секретарем первых лиц компаний.
Постоянно сопровождала руководство на съемках на федеральные каналы, на мероприятиях, в посольствах и т.д. Принимала участие в организации выставок и благотворительных праздников.
Разбирала заявки с проектами (просьбами и предложениями), ежедневно поступавшими со всех уголков страны, изучала их и отбирала лучшие, передавая руководителю для принятия решения, будем мы это поддерживать или нет.
Так, моей особой радостью было участие в открытии фотовыставки прямо на Патриаршем мосту у храма Христа Спасителя, где она простояла все лето, а затем поехала по городам России.
Художники-организаторы за участие в реализации их масштабного проекта подписали тогда благодарственные письма от Московского Патриархата как руководителю, так и мне.
Затем я ушла в свободное плавание — создала свой продюсерский центр, чтобы снова окунуться в волшебный мир сьемок и помогать большому количеству хороших экспертов также попадать туда и заявлять о себе на многомиллионную аудиторию.
— Алена, расскажи, пожалуйста, что тебя больше всего вдохновляет в твоей работе? Я вижу, как ты горишь своим делом и успехами твоих экспертов. И, может быть, есть какой-то секрет, который позволяет тебе изо дня в день не терять энтузиазма и начинать все новые и новые проекты?
Конечно, в первую очередь меня вдохновляет возможность раскрывать в каждом эксперте его сильные стороны. И ты понимаешь, сколько в нем скрытого ресурса и потенциала, которые нужно подсветить, чтобы помочь ему выйти на совершенно новый профессиональный и личностный уровень.
Также мне очень важна социальная часть этой работы. Часто я работаю с экспертами, попавшими в трудную ситуацию (знаем — плавали), отсюда столько внимания и сочувствия именно к этой категории.
С талантливыми экспертами, у которых нет возможности самим помочь себе с продвижением и как-то сдвинуть с мертвой точки свою карьеру, соответственно улучшить свою жизнь и жизнь своей семьи, своих детей. Чаще всего в такой ситуации оказываются женщины.
В моем двойном декретном отпуске мы с подругой увлеклись экологичным комиссионным проектом и открыли шоу-рум. Так вот приходили такие девушки в нашу комиссионку: они, плача, распродавали буквально все, привозя из дома и из своей прежней роскошной жизни последние ценные вещи. Ещё тогда я задумалась, как можно улучшить их ситуацию и помочь им. Деньги от проданных вещей быстро разлетятся, а что будет дальше. Мы находили их скрытые таланты и возможности: например, если были в жизненной копилке какие-то увлечения и пройденные курсы, которые они изучали раньше как праздное хобби. В итоге это хобби — выпечка или преподавание иностранного языка, начинало их кормить. Мы начинали рекламировать их среди клиентов магазина и на мероприятиях, которые проводили со стилистами там же у нас в шоу-руме, и в тех чатах посёлков, где жили мы и наши многочисленные клиенты.
И благодаря заказам и поддержке жизнь потихоньку у девчонок налаживалась: начиная с того, чтобы банально хватало на бензин, отвезти детей в школу, а вечером накормить их вкусным ужином. И заканчивая тем, чтобы частично вернуться к прежнему уровню жизни.
А с началом продюсирования это стало делать еще легче. Теперь моих талантливых экспертов видят миллионы на федеральных каналах: это сразу и рост доверия к ним, и к их продукту, к их услугам, и улучшение имиджа и репутации в целом.
И такая небольшая помощь, как вовремя подставленное плечо в виде интервью, сьемок и подсказок в том, какие варианты для развития у них могут быть, дает им возможность поверить в себя и в свои силы, возвращает почву под ногами, а при старании и прежнюю комфортную жизнь.
И на моих глазах, на глазах моей команды продюсеров и маркетологов, стилистов и психологов, такие эксперты оживают, загораются заново, начинают верить в себя, у них появляются новые возможности и ресурс на то, чтобы их реализовать. Все то, чего в свое время не было у меня, теперь я с радостью и благодарностью дарю другим.
Часто также приходят люди, которые просто не верят в себя. Им кажется, что они не смогут публично выступать, не смогут держаться перед камерой. Но в то же время им очень хочется роста и масштаба и они устали ходить по замкнутому кругу. При этом они очень интересные и многосторонние в личном общении. Мне хочется их раскрыть, чтобы все, и они сами в первую очередь, увидели свой талант и потенциал. Мы выстраиваем стратегию продвижения, комфортную именно этому эксперту.
Когда выходит первое телеинтервью, или целый проект с ними в главной роли, когда они видят себя, понимают, что справились, что у них получилось, они буквально светятся от гордости и разрешают себе поверить в себя самого. Это очень мощный ресурс для дальнейшего роста и развития.
А иногда у человека просто есть мечта. Детская такая мечта — попасть в тот самый волшебный телевизор. Кстати, такие клиенты одни из самых благодарных и счастливых. В такие моменты чувствуешь себя феей, которая осуществляет заветное желание.
— Помимо активной продюсерской деятельности, ты еще и мама двух замечательных деток. Как ты находишь баланс между своей работой, которая фактически предполагает формат 24/7, и семейной жизнью?
Алёна: К семье я пришла, когда достигаторство слегка отпустило) В первый раз мамой я стала лишь в 35 лет. Когда уже наконец добилась многого и, видимо, разрешила себе расслабиться.
Ушла как раз на тот момент из крупного холдинга в свободное пиар-плавание. Карьера и сопутствующий стресс в крупных компаниях будто не позволяли сделать этого раньше. Но за любой опыт я как всегда благодарна, и любой личный опыт также помогает в работе с экспертами.
Совмещать сложно, но можно.
Конечно, было время и круглосуточной работы в телефоне/ноутбуке или на съемках и интервью, когда сама себе не принадлежишь.
Но со временем я научилась делегировать, точнее даже сказать — я стала больше доверять своим партнёрам, соответственно, стало легче масштабироваться и выходить на новый уровень.
Также многие процессы удается делать удаленно. Этому способствовала и пандемия, и ежегодное проживание за границей несколько месяцев в году. Многие процессы в мире изменились и упростились благодаря возможности работать вне офиса.
Я начала активно заниматься именно продюсированием экспертов, находясь с детьми за границей.
И не имея возможности устраивать там съемки или заниматься своей комиссионкой, я вернулась к своей основной деятельности — личному ведению клиентов и продвижению экспертов в СМИ. Все это в итоге вылилось в продюсерский центр со своим продакшеном. И в очередной раз убеждаюсь, что все, что ни делается, — к лучшему.
— Алена, скажи, какой совет ты дала бы людям, только размышляющим о выходе в медийность, но не решающимся сделать первые шаги?
Я бы дала совет не терять времени, если они уже об этом задумывались. Не откладывать на потом, чтобы после не испытывать разочарование, что не сделали этого раньше. Выход в медийность дает возможность прийти к невероятному результату и добиться большего вам как профессионалу уже сегодня. А не через десятки лет.
Если у вас страх из серии «и хочется и колется», и вы боитесь камер и съемок, тогда можно начать с публикаций в газетах и журналах, онлайн изданиях, сходить на радиоинтервью. Всегда можно подобрать варианты безболезненного и комфортного именно вам продвижения.
Если, наоборот, вы не можете написать статью, то мы поможем и откорректируем, напишем по вашим голосовым наброскам. Мы полностью сопровождаем клиента, буквально за руку ведем, даем советы, лайфхаки. Кому-то достаточно и разового выхода в СМИ и у эксперта уже открывается второе дыхание и новый поток клиентов. Кто-то сам входит во вкус и начинает постоянно увеличивать свое портфолио, ходить на эфиры и выступления. Это можно делать и самим, безусловно, главное, желание учиться, и находить время.
Как я часто шучу: конечно, можно самим себе делать маникюр и переодеваться в аниматоров на днях рождениях своих детей, но иногда так приятно, когда это делают для вас профессионалы.
Всегда можно найти комфортный формат, с которого можно начать. И потом, как показывает многолетняя практика, не бывает плохих ораторов — монтаж творит чудеса:) Также как и не бывает нефотогеничных людей — нужно просто поймать правильный ракурс, рабочую сторону, как опытные эксперты говорят. Поэтому в моей команде помимо грамотных маркетологов, еще работают и психологи и стилисты.
Чтобы создавать индивидуальную комфортную и результативную стратегию по продвижению эксперта и его продукта.
Поэтому из-за страха публичного выступления уж точно не стоит отказывать себе и своему личному бренду в развитии и улучшении имиджа.
И, если бы я сама лично знала раньше, что так можно, я бы и сама начала раньше. Ну и, конечно, все ваши проекты и продукты должны приносить добро и пользу, а не быть информационным шумом и мыльным пузырем, который рано или поздно лопнет. Тогда и доход будет больше и в удовольствие.
— Алена, наверняка у тебя есть амбициозные планы на будущее. Расскажешь о них?
То, о чем мечтала еще месяц или год назад, уже сейчас реализуется. Стать автором и продюсером телепроектов, снимать на кинопремьерах со звездами, на международных форумах и бизнес-мероприятиях.
Создавать циклы передач под разные сферы экспертов, проводить преображения героинь (не только внешние, но и внутренние). Помогать клиентам становиться ведущими и запускать свои программы на телевидении. Сотрудничать с крупным бизнесом, многопрофильными медицинскими холдингами, блогерами-миллионниками, политиками и артистами.
Все это когда-то было лишь мечтой, но сейчас мы ежедневно с этим работаем.
В планах — запуск своей радиопрограммы (то, с чего я начинала, и временами ностальгирую по этому) или, скорее, модного сейчас подкаста, также создание своего авторского курса по продвижению в СМИ. По нему было очень много запросов от самих экспертов. Так я смогу помогать и тем, кто не может прийти на личное сопровождение. Хочу, чтобы это было доступно в любом уголке планеты. Особенно всем разъехавшимся и потерявшим, как я когда-то, надежду, нормальный заработок и почву под ногами. Чтобы у всех была возможность реализовываться даже удаленно.
Еще хотелось бы собираться сообществом профессионалов раз в месяц или чаще, на нетворкинги и поддержку начинающих экспертов. Частично это уже также реализуется нашей командой под запросы клиентов.
— Последний вопрос, но, наверное, точно не последний по значимости. В чем, как ты думаешь, твоя миссия? Или в чем твое кредо?
Моя миссия — помочь как можно большему количеству классных профессиональных экспертов заявить о себе. Талантливых экспертов всегда легче продвигать. Слегка подсветить, проявить, показать миру. И вот он уже пошел сам по рукам журналистов!
Также часто бывает так, что те, кто себя разрекламировал (в эпоху легкого инфобиза это несложно замутить), могут оказаться на самом деле не очень компетентными в своей профессии. А те, кто действительно достоин того, чтобы о нем знали, могут скромно сидеть в сторонке и переходить из рук в руки лишь по сарафанному радио. Это неплохо, я сама так начинала, но может же быть и лучше и масштабнее.
Например, мои эксперты врачи часто рассказывают о том, что приходится переделывать испорченные зубы или пластику клиентам после раскрученных и разрекламированных врачей.
Я уж молчу о менее значимых для здоровья ситуациях — испорченных маркетинговых стратегиях, потраченных впустую усилий и слив бюджета на продвижение, например.
Мне хочется продолжать учить талантливых экспертов заявлять о себе как можно громче.
Тем более когда есть возможность делать это через волшебный мир телевидения.