Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ
Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ

Пресс-служба концертного зала рассказала, что Густава Малера и Альфреда Шнитке объединяет многое: оба с рождения принадлежали одновременно к нескольким национальным культурам, и творчество обоих отмечено попыткой их синтеза. Первый великий симфонист ХХ века, Малер писал: «Я трижды лишен родины: как чех — среди австрийцев, как австриец — среди немцев, как еврей — во всем мире». Шнитке, чье творчество замыкает и музыку ХХ столетия, и малеровскую традицию, также мучился всю жизнь поиском родины: «Реальность поместила меня, не имеющего ни капли русской крови, но говорящего и мыслящего по-русски, жить здесь. Я стал ощущать двойную чужеродность — как полунемец и как полуеврей». С образным рядом малеровского наследия связаны практически все симфонические произведения Шнитке, в том числе Четвертый скрипичный концерт.

Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ
Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ

Среди четырех скрипичных концертов Шнитке именно Четвертый пронизан глубоким мироощущением. По словам дирижера Филиппа Чижевского: «Четвертый скрипичный концерт, невероятно глубокий, он над музыкой, над всем. Композиторское высказывание за гранью, я бы сказал. Это как у Шекспира: многоточие, а дальше — тишина… Я постоянно возвращаюсь к творчеству Шнитке, в этот юбилейный год предложил Вадиму Репину сыграть этот концерт, и он поддержал эту идею». Скрипач Гидон Кремер, первый исполнитель Четвертого концерта, называл Шнитке «самым «скрипичным» из всех композиторов ХХ века». Первое исполнение Четвертой симфонии состоялось 11 сентября 1984 года в Берлине, солировал Гидон Кремер. 

Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ
Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ

Если Четвертый скрипичный концерт Шнитке — подлинный раритет, то Пятая симфония Малера — одно из наиболее популярных и часто играемых сочинений автора. РНМСО исполнил ее впервые. По словам дирижера Филиппа Чижевского в произведении важнейшую роль играют духовые инструменты. «Открывает симфонию трубный призыв. В третьей части есть практика, не очень распространённая, когда первый валторнист выходит на авансцену. Я сам был свидетелем в Берлинской филармонии. Мне кажется, это правильно, когда после второй части есть момент некой передышки, далее следует центральная часть цикла. Для Малера очень важна пространственность, важно, где на сцене располагаются медные духовые, ударные, рассадка струнных… В третьей части постоянно ведётся диалог солирующей валторны с оркестром. Этот диалог острее воспринимается в том числе и за счёт расстояния».

Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ
Фото предоставлено пресс-службой КЗЧ