Медицина и театр. Разные языки, которые способны обогащать друг друга. Врачевать души и тела. Как рассказать о медиках современно, пламенно, неравнодушно — с этими вопросами я обратилась к режиссеру-постановщику спектакля Ольге Захаровой.
Медицинская антиутопия очень интересная тема. Как родилась идея спектакля?
Искусственный интеллект — новый виток промышленной революции, темпы развития настолько интенсивные, что руководители компаний, связанных с разработкой ИИ, сами обеспокоены этим вопросом. И он уже проник во многие сферы нашей жизни. Идея спектакля предостеречь будущее поколение, в руках которых будет сильный и мощный инструмент. Спектакль — это попытка заглянуть в будущее медицины и общества, как одного из возможных вариантов развития, в будущее, которое может быть как прекрасным, так и пугающим. Пьеса рождалась в соавторстве нескольких людей, кого горячо волнует эта тема.
Действие разворачивается в будущем: в XXII веке медицина находится во власти искусственного интеллекта. Выпускник медицинского университета Алекс приходит на работу в клинику, управляемую ИИ, экосистемой «Панацея». Тестовые задания для новичка генерирует симулятор реальности: задачи прошлых столетий заставляют главного героя проверить не только свои знания, но и своё мироощущение. Медицинская антиутопия заставляет по-новому взглянуть на события давних времён и оценить риски будущего, в котором несмотря ни на что главной должна оставаться ценность человеческой жизни и борьба за здоровье каждого пациента.
Обращение к историям и примерам прошлого символично для Сеченовки — старейшего отечественного медучреждения?
Знаменитые учёные нашего университета сотни раз сталкивались с неординарными ситуациями, ставшими в дальнейшем переломными для развития наук о жизни — такими ситуациями, что приводили к важным открытиям, которые сегодня кажутся нашей нормой. Наверное, именно поэтому учёные Первого медицинского понимают, что «новые возможности требуют новой ответственности». Также помогают накопленные за века знания, которые передали нам великие предшественники. В постановке отражены подвиги врачей прошлого. Для Пирогова, Бурденко, Склифосовского профессия была служением. Без такого отношения к врачеванию бессмысленны и, строго говоря, невозможны развитие медицины и нравственный прогресс человечества.
Опишите рецепт удачного спектакля?
Остроактуальная тема спектакля, уверенная режиссура, внимание к деталям и тексту, историческая достоверность и смелая фантазия, изящное нетривиальное визуальное оформление и самобытные решения, проникновенная музыка Альфреда Шнитке в исполнении инструментального ансамбля (музыкальный консультант Олеся Касьянова), прекрасный актерский состав — команда мастеров сцены (Андрей Сумцов, Евгений Булдаков, Андрей Субботин и др. ) и молодых артистов, — кажется, это и есть рецепт удачного спектакля.
На какую аудиторию рассчитан спектакль?
Постановка емкая, идёт один час двадцать минут без антракта. Рассчитана в основном на молодёжь, в чьих руках наше будущее. Подходит для семейного просмотра, каждый зритель считает свои смыслы. Детям понравится динамичный сюжет и яркая картинка, взрослые задумаются над нашими главными вопросами. Обращение к историям и примерам прошлого символично для Сеченовки — старейшего отечественного медучреждения. Знаменитые учёные этого университета сотни раз сталкивались с неординарными ситуациями, ставшими в дальнейшем переломными для развития наук о жизни — такими ситуациями, что приводили к важным открытиям, которые сегодня кажутся нашей нормой. Наверное, именно поэтому учёные Первого медицинского понимают, что «новые возможности требуют новой ответственности».
Как создавались декорации и готовились костюмы?
Символично, что декорации создавались художником сценографом с использованием искусственного интеллекта. Живые картины, размещённые на огромном светодиодном экране, продолжают сценические пространство, создавая эффект погружения в каждое место действия. Мы работали с прекрасным художником по костюмам Мариной Крайчович. Сочиняли, отбирали, отрицали, принимали, фантазировали. Сложность и увлекательность процесса была в том, что нужно было отразить несколько эпох, 18, 19 и 20 век, а также будущее, где широту фантазии не ограничивали рамки прошедшего времени.
Вы — режиссер с двадцатилетним стажем работы, за плечами два театральных вуза, ЕГТИ и Т.И. им. Бориса Щукина. Примечательно, что по первому образованию вы врач. Помогла ли первая профессия в постановке спектакля?
Безусловно, помогла. Я безошибочно выбирала успокоительные в аптеке перед премьерой. Если серьёзно, медицинское образование дало не только знания в области медицины, оно сформировало во мне гуманистические идеалы и ценности, которым я верна и в жизни, и на сцене. Сама идея открыть городской драматический театр в системе здравоохранения, в ключевом медицинском вузе страны, в новом собственном театральном центре: это большой шаг вперёд для всей высшей школы. Где как ни в вузах должны генерироваться и транслироваться смыслы, набирать силу яркие идеи, творить молодые специалисты? Говорить о важном, говорить о медицине будущего нужно не только на конференциях и форумах, но и здесь — в стенах театрального пространства, на языке, который объединяет поколения и заставляет задумываться «впрок».
То, что здание известного конструктивиста Константина Мельникова получило второе рождение, — это отличный пример того, как работает гений места. А ещё один гений литературы — А. П. Чехов, которым так гордится Первый медицинский, думаю, был бы рад, что образы врачей продолжают вдохновлять режиссёров. Надеюсь, что новый городской театр быстро станет новой визитной карточкой культурной жизни столицы.