Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  

Открывают концерт сочинения Пьера Булеза (26 марта исполнилось 100 лет со дня его рождения) и Яниса Ксенакиса – двух крупнейших фигур европейской музыки второй половины ХХ века. Российским национальным молодежным симфоническим оркестром дирижирует Филипп Чижевский, солисты – Татьяна Гринденко (скрипка) и Варвара Гансгорье (сопрано).

Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  
Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  

«Импровизации II по Малларме» для сопрано, арфы, фортепиано и ударных Пьера Булеза впервые прозвучит на сцене Концертного зала. Кратко перечислить заслуги и достижения Булеза практически невозможно, тем более что помимо ролей композитора, дирижера, теоретика, организатора он нередко выступал в роли возмутителя спокойствия. Так он высказывал идею взорвать все оперные театры, хотя сам был выдающимся оперным дирижером; непревзойденный интерпретатор музыки Новой венской школы и в том числе Арнольда Шёнберга, Булез откликнулся на его смерть статьей с вызывающим названием «Шёнберг мертв». Булез возглавлял крупнейшие симфонические оркестры Старого и Нового света, создал IRCAM – Институт музыкальных и акустических исследований – и Ensemble intercontemporain – первый в мире ансамбль новой музыки с постоянным составом, ставший образцом для многих коллективов подобного рода.

Как дирижер Булез активно выступал и записывался на протяжении более чем 50 лет, хотя не уставал повторять, что считает себя в первую очередь композитором; почетное место в обширной дирижерской дискографии занимает полное собрание его собственных сочинений. Среди наиболее значительных – длящийся около часа цикл Pli selon pli («Складка за складкой»), по масштабу и жанру близкий к вокальной симфонии. Как нередко случалось в творчестве Булеза, в окончательном виде сочинение складывалось на протяжении нескольких лет, когда три новые части добавились к двум созданным ранее «Импровизациям по Малларме» для сопрано, арфы и ударных. Они и сегодня регулярно исполняются в качестве отдельных номеров, оставаясь среди наиболее изящных и поэтичных сочинений Булеза.

Другая важнейшая фигура европейского послевоенного авангарда – Янис Ксенакис, один из самых радикальных его представителей. Известность Ксенакису принесла пьеса для оркестра Metastaseis, где была впервые применена концепция т. н. «стохастической музыки», выстроенной с применением теории вероятности. В дальнейшем композитор усложнил расчеты каждой композиции, начав использовать наряду с обычными музыкальными инструментами звучания, сгенерированные с помощью компьютерных программ. Сочинение Dox-Orkh для скрипки с оркестром создано в 1991 году, когда у Ксенакиса возник интерес к жанру инструментального концерта: почти одновременно была написана партитура Troorkh для тромбона с оркестром. Произведение Dox-Orkh исполнялось в Москве в 1994 году в присутствии автора, солисткой выступила Татьяна Гринденко. Годом позже оркестром Московской филармонии была сделана единственная коммерческая запись сочинения (дирижер – Джонатан Нотт, солист – Ирвайн Ардитти).

Татьяна Гринденко, фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  
Татьяна Гринденко, фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии  

Сальваторе Шаррино – в числе наиболее известных и исполняемых итальянских композиторов нашего времени. Был художественным руководителем Театра Комунале в Болонье, преподавал в консерваториях Милана, Перуджи, Флоренции. Произведения Шаррино заказывают крупнейшие европейские оркестры, фестивали, оперные театры. В 2008 году Зальцбургский фестиваль посвятил композитору спецпроект «Континент Шаррино», где в том числе исполнялась опера «Лживый свет очей моих» (в 2012 году шла на сцене Московского академического музыкального театра). Сочинение «Смерть Борромини» для оркестра и чтеца повествует о последних часах жизни знаменитого итальянского архитектора, выдающегося представителя римского барокко. Находясь в угнетенном состоянии, Борромини уничтожил ряд своих работ и покончил с собой, однако умер не сразу и успел продиктовать завещание; его текст которого использован в произведении, также исполняющемся впервые в России.

Завершает программу мировая премьера сочинения «Дальше – тишина» российского композитора Владимира Раннева. «Исходным музыкальным материалом в данной пьесе являются заключительные ноты оркестровых сочинений европейской классико-романтической музыки, – рассказывает автор. – При всем тяготении этой музыки к уникальному авторскому почерку, завершается она всегда одинаково – тоническим трезвучием или унисоном, а редчайшие исключения лишь подтверждают это правило. Итог, конечный пункт движения, здесь всегда один, и на этом месте композиторские воля и фантазия уступают место установившейся предопределенности, которая сближает и уравнивает все музыки в момент их завершения. Пьеса "Дальше – тишина" состоит только из последних нот, что и определило ее название».

Материалы предоставлены Московской филармонией.