Убегая с шумного Литейного, я оказалась в уголке спокойствия и эстетики — на Моховой улице, где сегодня находится музыкальное училище имени М. П. Мусоргского, художественно-технический институт и институт сценических искусств с учебным театром. Любуясь красотой зданий, сложно представить, что когда-то здесь были деревянные домики, в которых жили ткачи. Мало кто знает, что мох никак не связан с названием улицы. Все куда увлекательнее. В начале XVIII века здесь жили мастера, которые занимались изготовлением льняного полотна под названием «хам». Ткачей прозвали хамовниками, а их поселение — Хамовной слободой. Это место в течение нескольких лет не считалось городской улицей и называлось то Хамовой, то Хамовской дорогой. Со временем улица получила официальный статус и новое название — она стала Моховой. Дело в том, что слово «хам» имело ругательный оттенок, и несколько букв в названии все-таки пришлось поменять местами. На Моховой улице жили солдаты, пивовары, строители и повара. Но с годами их вытеснили богатые известные дворяне и купцы. 

С каждым годом Петербург становился все краше. На смену деревянным домам пришли каменные. И на Моховой вскоре выросли прекрасные доходные дома, отличающиеся великолепными архитектурными решениями, которые украшают улицу и сегодня. Здесь когда-то жили Тютчев, Глинка и Менделеев. 

Мое внимание приковал особняк графа Шувалова, который сегодня является объектом культурного наследия. Сложно пройти мимо здания, которое отличает от других богатое разнообразие в декоре. И, как оказалось, не один зодчий потрудился над архитектурным проектом, который радует своим великолепием современных петербуржцев и туристов города. Процесс создания этого объекта затянулся на много лет… В 1798 году на улице стояло обычное двухэтажное каменное здание с деревянной пристройкой. Спустя 32 года появился лицевой фасад. В 1854 году по проекту архитектора Германа Паукера здесь возвели трехэтажное Г-образное здание и правое четырехэтажное крыло. Спустя четыре года лицевой фасад здания перестроили, а окна на третьем этаже сделали значительно больше. Спустя полвека, в 1914 году, архитектор Иван Фомин взялся за преображение объекта — его руками был создан интерьер в неоклассическом стиле. Архитектором были заново отделаны помещения второго этажа, в доме появились электричество, телефон и лифт. Теперь, уже в XXI веке, здесь есть все блага цивилизации: водоснабжение, отопление, свет, Wi Fi, теплые полы, кофеварки и чайные станции. После реновации в особняке графа создали отель. 

Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста
Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста

Сколько же людей посетило этот старинный дом! Сколько тайн он хранит! И история, конечно, начинается с хозяина резиденции. Первым его владельцем стал граф Андрей Павлович Шувалов — представитель известной фамилии. Он жил в XIX веке и являлся предводителем дворянства Санкт-Петербургской губернии, председателем губернского земского собрания, статским советником и писателем. Судьба графа действительно достойна внимания. В семь лет маленький барин лишился отца, а с отчимом у него отношения не сложились. Тогда император Николай I назначил для маленького графа и его брата официального опекуна. Им стал известный каждому школьнику российский политик — реформатор Михаил Сперанский. Он очень ответственно подошел к вопросу воспитания детей: нанял для них лучших учителей, сделал все, чтобы мальчики получили прекрасное образование. И подход господина Сперанского дал свои плоды. В 1835 году граф поступил в армию и уехал на Кавказ, где служил в одном полку с писателем и поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Шувалов и литератор были настоящими друзьями и остались ими на всю жизнь. Исследователи утверждают, что граф вдохновил Лермонтова на создание романа «Герой нашего времени». Есть и те, кто спорит с данной теорией, но это совсем другая история…

Граф Шувалов был настоящим сыном своего Отечества и делал все для государства. Он участвовал в военных экспедициях и даже получил Георгиевский крест. Вернувшись в Петербург в 1865 году, он, являясь ярким оратором, стал предводителем дворянства. В 1876 году Андрей Шувалов выступил в городской думе и произнес речь, в которой сказал: «Единственной моей целью было благо общественное». В этот же день дворянин ушел из жизни. 

Кстати, зал, где граф любил устраивать балы и торжественные приемы, в наше время превратился в номер эстетичного отеля. Стены комнат выкрашены в зеленый цвет, который так любил Андрей Шувалов. Вот она – дань истории…

Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста
Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста

Гостем особняка после кончины графа стала дочь русского государственного деятеля немецкого происхождения, доверенного лица императоров Александра I и Николая I, предпоследнего канцлера Российской империи. Елена Карловна Нессельроде снимала здесь 26 комнат. Кроме того, в свое время здесь останавливалась китайская дипломатическая миссия.

Вскоре в особняке графа обосновалась и его наследница — графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова (урождённая графиня Шувалова). Она была фрейлиной русского двора. Судьба новой владелицы особняка не менее интересна, чем ее отца. Воронцова-Дашкова отличалась сильным характером, сердечной добротой, благородством. Жизнь графини была счастливой. Она вышла замуж за человека, которого любила и понимала. Супруг тоже очень ценил ее: он ласково называл Воронцову-Дашкову «Лили» и даже отказывался от службы, когда любимая болела. Кроме того, семья была очень богата. Супруги объединили в своих руках владения двух известных родов и стали крупнейшими помещиками. Им принадлежало 21 имение площадью свыше 160 тысяч гектаров земли, несколько маслобоен и заводов, фабрика и доходные дома, а еще 10 нефтеносных участков на Апшеронском полуострове. Семья дружила с императорами, а дети Воронцовых-Дашковых чуть позже вошли в ближний круг императора Николая II. 

В почтенном возрасте супруг Воронцовой-Дашковой скончался, и вдова больше не вышла замуж. Тяжело переживая горе, она покинула Россию. В 1924 году наследница графа Шувалова скончалась в Германии.  

Нельзя не сказать, что Воронцова-Дашкова оставила большой след в истории Петербурга. По ее заказу известный архитектор Иван Фомин выполнил интерьеры особняка в неоклассическом стиле. И сегодня, после реновации, в ходе которой удалось сохранить уникальный декор, горожане и туристы могут полюбоваться безупречными мраморными колоннами, аркой с пилястрами, лиловым потолочным плафоном. За этим в особняк пришла и я. Дух захватывает эта величественная красота!  Ощутить себя настоящим аристократом можно, поднимаясь по лестнице, которая помнит шаги великого рода. 

Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста
Особняк графа Шувалова. Фото сделано во время прогулки по Петербургу автором поста

Оказавшись здесь, в особняке графа Шувалова на Моховой, я прикасаюсь к истории и понимаю, какое богатое наследие оставили нам предки. Осознавая это, и мне хочется творить. А вам?

Друзья, если вам откликается моя подача историй — оставайтесь. Буду признательна вашей  поддержке.