С 10 по 12 мая в Венгерском Национальном театре прошли премьерные показы «King Lear Show» режиссера Валерия Фокина. Название постановки сразу подсказывает – без Шекспира не обошлось. Драматург Кирилл Фокин написал злободневную пьесу о современном Лире, президенте крупного медиахолдинга. По сюжету «король телевидения» становится жертвой собственного шоу и теряет себя в фейковой реальности.
Спектакль «King Lear Show» стал третьей работой Валерия Фокина на сцене Венгерского Национального театра. В 2016 году режиссер поставил «Крокодила» по сатирическому рассказу Ф. М. Достоевского, а в 2023 — спектакль «Rex» по пьесе Кирилла Фокина. «King Lear Show» — сотый спектакль в творческой биографии режиссера.
Сцена превращена в телестудию, а зрители – непосредственные участники постановки. На протяжении спектакля работник телеканала показывает залу таблички, навязывающие отношение к происходящему. Медиа сегодня обладают огромной властью: они создают картину мира и формируют представление человека о событиях. Отличить фейк от факта практически невозможно.
Как только зритель попадает в зал-студию, он видит на множественных экранах трансляцию кадров из горячих точек. Прямой эфир прерывает нарочито позитивное утреннее шоу. Его ведущие: любимцы публики Кент (Агота Силадьи) и Глостер (Йожеф Сарваш), сообщают новость более важную, чем военные действия. Глава медиакорпорации Лир (Адам Шнель) собирается оставить дела и разделить бизнес между тремя дочерями, передав одной из них пост президента компании.
С пафосом в телестудию на инвалидной коляске в сопровождении врачей и операторов ввозят главного ньюсмейкера Короля Лира. Адам Шнель гротескно демонстрирует напускную болезнь медиамагната, решившего уйти с поста красиво. Первое появление на сцене глав отделов телеканала — Гонерильи (Андрея Шоптей), Реганы (Аугуста Тот) и Корделии (Анита Поляк), не менее напыщенное. Камеры снимают сестер в профиль и в анфас, передавая крупные планы их лиц на мониторы.
Пространство сцены напоминает коллаж. Экраны дублируют фрагменты действительности, однако не дополняют картину происходящего, а создают хаос, в котором истина так и остается невидимой. Каналу Лира нужна не правда, а правдоподобная история, которая принесет высокий рейтинг. Если свет правильно выставлен – получится нужное режиссеру лицо.
Функции осветителя на телеканале выполняет Эдмунд (Шандор Береттьян), умеющий с легкостью менять собственные лица. Он и дурачок, и любовник, и ведущий. Впрочем, мимикрировать ради успеха готовы все подчиненные Лира. Низменные инстинкты и потребность в славе движут современными Реганой и Гонерильей, а Эдмунд не против использовать их для построения собственной карьеры. Кент способна сработаться с любым соведущим, в том числе с подсидевшем отца Эдмундом.
На сцене предстают медийные хамелеоны, знающие как уверенно и правдоподобно солгать прямо в камеру. Над пластикой актеров работал Игорь Качаев. Артисты спектакля через движения и мимику безжалостно передают всю лицемерность собственных героев.
Телевизионное шоу не обходится без «внезапного» семейного скандала. Корделия срывает эфир. В отличие от старших сестер она не говорит о грандиозном будущем компании, а надрывно кричит в камеру о войнах, катаклизмах и эпидемиях. «Немощный» Лир уводит шоу на рекламу, вскакивает с инвалидного кресла и в порыве увольняет дочь. Победа Реганы и Гонерильи сомнительна: Корделия получает популярность в интернете, а они остаются с умирающим телеканалом. В погоне за рейтингом сестры превращают отца в главного героя жестокого реалити-шоу.
Недавнего президента объявляют сумасшедшим и приковывают к кровати. Его мучат самым страшным: детским шоу «Монстрики». На экранах прыгают жутковатые зверьки, а удар по психике героя довершает появившийся из люка аниматор в костюме розового кролика. В постановке он заменяет шекспировского шута и доводит медиамагната до цитирования монологов английского драматурга.
Лир подобно главному герою триллера Дэвида Финчера «The Game», находится в пространстве игры, из которой, как кажется, нет выхода. Камеры сопровождают Лира повсюду и даже, когда с крыши прыгает уволенный Глостер, не теряют из фокуса внимания. Людям интереснее наблюдать, как вчерашний миллионер превращается в бомжа, чем как ослепший ведущий новостей заканчивает свою жизнь. Итог реалити угадывается сразу – Лир непременно должен умереть, ведь это хороший клиффхэнгер, обещающий второй сезон.
Визуальное решение спектакля строится на контрасте. Яркая позитивная студия противопоставляется темным разрушенным улицам города. Над сценографией и костюмами постановки работал Алексей Трегубов. Горят костры, люди для поддержки движения против войны устраивают теракты, взрывают вертолеты и льют кислоту в лица прохожих. В это время Кент с Эдмундом пьют шампанское в уютной студии, отмечая очередной удачный эфир.
Конечно, «King Lear Show» — не трагедия, а циничная драмеди. Сегодня трагедия как таковая и невозможна. Человек живет в контролируемом стрессе, выбирая какие новости читать. В конце концов всегда можно отвлечься за просмотром сериала или реалити-шоу. Постоянная потребность в эмоциях и удовольствии сродни болезни, главный симптом которой — хроническое ощущение пустоты.
Во всех персонажах умерло человеческое, нет сочувствия к ближнему. Поначалу кажется, что военный корреспондент Эдгар (Питер Юхас), который потерял на войне глаз и продолжил после увольнения с телеканала помогать людям в горячих точках — это тот самый искомый положительный герой. Но происходящее срежиссировано, а баррикады — лишь инвентарь, расставленный техниками…
Мир шекспировского «Короля Лира» пропитан безысходностью. Как говорит в финале трагедии Кент: «Не может быть здесь радости: все горько и печально». В «King Lear Show» предстает суррогатный мир с фальшивыми улыбками, разыгранными сенсациями, показными протестами и нескончаемой рекламой товаров и услуг, обещающих удовольствие. Это тоже безысходность, пусть после удачного финала скандального реалити-шоу его авторы и участники веселятся под песню Дуа Липы.
Не важно, что происходило в реальности, важно, как это сняли и кто показался героем, хоть и не был им. Как говорил советник президента в фильме «Wag the Dog» Барри Левинсона — «Война окончена, я видел это по телевизору». Шоу закончилось. Лир умер. Его гроб опустили в землю.
Из ничего и выйдет ничего. Жизнь в иллюзиях, пусть и контролируемых, лишает возможности испытывать настоящие чувства: любить, страдать и проникаться бедами ближнего… Не в хештегах, а в реальности. Сегодня главный страх пресыщенного информацией человека – это скука. На спектакле «King Lear Show» скучно не будет. Местами смешно, местами страшно и горько, но точно не скучно.
All photos © Ilovszky Béla / Nemzeti Színház