Картина Хохстратена с выставки в Вене
Картина Хохстратена с выставки в Вене

Уууууууи тут в телеграмме показали: сядьте, скрестите руки, по очереди вытяните ноги, скрестите их и… без гримас боли и недовольства выпрямитесь обратно. Иии… если получилось, значит вы еще молоды. Так ведь я так и тридцать лет назад не могла, когда была совсем молодая. Получается что в жизни как и в искусстве, каждому своё.

К чему это я? А! Про учеников

Портрет Хохстратена — ученика Рембрандта в книге (выставка)
Портрет Хохстратена — ученика Рембрандта в книге (выставка)

Всё-таки иногда, даже в искусствоведении нужно повышать свою социальную ответственность и называть вещи своими именами. У Рембрандта было немыслимое количество учеников. Это и Хохстратен, и Доу, а уже у Доу-Мерис.

Герард Доу (личное собрание автора)
Герард Доу (личное собрание автора)
Ф. Мерис (личное собрание автора)
Ф. Мерис (личное собрание автора)

Они хоть по совести идут как «Малые голландцы», во всяком случае у нас.

С основным художественным акцентом — сделанность. Но вот один, Арент де Гелдер, сначала порисовал у Хохстратена, а потом сбежал к оригиналу-Рембрандту, став его последним учеником и продолжателем стиля. Он написал самый красивый портрет Петра Первого (на мой взгляд).

Рембрандт. Фрагмент картины с выставки
Рембрандт. Фрагмент картины с выставки

А у остальных идею искусства прекрасно сформулировал Хохстратен на коробочке с оптической иллюзией.

«Ради выгоды». Роспись на коробочке с обманкой с выставки
«Ради выгоды». Роспись на коробочке с обманкой с выставки
«Ради славы» фрагмент коробочки 
«Ради славы» фрагмент коробочки 
«Ради любви» сторона коробочки с выставки
«Ради любви» сторона коробочки с выставки

А внутри… пустая коробочка с иллюзией.

Наверно, такими фокусами вас не проймешь.

Коробочка Хохстратена с выставки
Коробочка Хохстратена с выставки