Когда люди думают о современной литературе ужасов, им часто приходит на ум имя Стивена Кинга (и это правильно: Кинг публикует романы с 1974 года, когда вышла «Кэрри», и он настолько плодотворен, что писал под псевдонимом, чтобы иметь возможность выпускать книги чаще). Но круг стоящих авторов простирается далеко за пределы его творчества.
Подобрал 11 известных современных авторов ужасов, чьи романы вы, возможно, захотите добавить в свой список для чтения.
1. Агустина Бастеррика
Аргентинская писательница Агустина Бастеррика сказала, что поворотным моментом в её жизни стало решение отказаться от мяса. Вид животных, висящих в витрине мясной лавки, отчасти вдохновил её на написание романа «Нежная мякоть», вышедшего в 2020 году. В романе описывается антиутопический мир, где каннибализм становится разрешенным, поскольку мясо животных было заражено вирусом. Но это не единственный источник вдохновения: «Хотя моя книга содержит явную критику мясной индустрии, — написала Бастеррика в газете The Irish Times, — я также написала роман, потому что всегда считала, что в нашем капиталистическом, потребительском обществе мы пожираем друг друга».
2. Тананарив Дью
Тананарив Дью интерес к ужасам унаследовала: её мать, активистка движения за гражданские права Патриция Стивенс Дью, была «большой поклонницей ужасов», как сказала Дью в интервью 2021 года с Роксаной Гей. Кроме того, «я всегда была трусихой», — сказала Дью Гей. «Примерно в 8 лет я делила спальню со своей прабабушкой, у которой была эмфизема и которая пользовалась кислородным аппаратом. Я слушала это шипение всю ночь, в ужасе, что она перестанет дышать, и тогда у меня впервые возникло осознание: «О, жизнь конечна». Я могла представить себя в этом будущем и увидеть себя на этой кровати. Вот откуда берутся мои истории — в каком бы направлении ни был этот ужас».
Помимо написания ужасов Дью также публикует работы в жанре афрофутуризма, который соединяет культуру африканской диаспоры с исследованиями технологий, научной фантастики и фэнтези. Среди её заметных работ — романы из серии «Африканские бессмертные», а также «Между» (1995), «Хороший дом» (2003) и предстоящий «Исправительный дом». Она также преподавала курсы по чёрному ужасу и афрофутуристике в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (которые вы тоже можете найти онлайн).
3. Мариана Энрикес
Мариану Энрикес хвалил Кадзуо Исигуро, называя её «самым волнующим открытием в художественной литературе за последнее время». В своём творчестве писательница глубоко исследует свою родную Аргентину: действие её романа 2019 года «Наша доля ночи» (переведенного на английский Меган Макдауэлл) происходит в 1980-е годы, когда страна находилась под властью военной диктатуры; в нём рассказывается история медиума и его сына, которые оказываются втянуты в культ под названием «Орден». Орден поклоняется сущности под названием «Тьма», которая, как они надеются, дарует им бессмертие.
«Я думаю, что с людьми вроде меня, которые выросли в 80-е и 90-е, произошло то, что фильмы ужасов, Стивен Кинг и «Твин Пикс» смешались с нашей реальностью, которая уже была полна языком ужаса: пропавшие без вести, дети погибших, дети потерянного поколения», — сказала Энрикес в интервью газете The Guardian в 2022 году. «Может быть, я включаю громкость на 11 из-за жанра, в котором мне нравится работать, но этот жанр проливает свет на настоящий ужас».
4. Грэди Хендрикс
На творчество американского писателя Грэди Хендрикса повлияли как сказки — «Красная Шапочка — это прародительница слэшеров», — сказал он в интервью Mental Floss в 2021 году, так и кинематограф. Его книга 2021 года «Группа поддержки для выживших девушек» была вдохновлена образом «последней девушки» — характерным для фильмов ужасов типа «Пятницы 13-е» и «Кошмара на улице Вязов» тропом, когда в живых остаётся последняя женщина (или несколько женщин), которой предстоит сразиться с убийцей. Книга «Группа поддержки» помогла ему сместить Стивена Кинга с позиции лучшего автора хоррор-литературы по версии Goodreads Choice Award. Хендрикс, который когда-то работал в паранормальном институте, также получил признание за другие свои книги, включая «Руководство Южного книжного клуба по истреблению вампиров» (2020) и «Как продать дом с привидениями» (2023).
5. Стивен Грэм Джонс
Стивен Грэм Джонс — писатель, представитель коренного американского народа черноногих. До выхода в 2020 году пугающего романа ужасов « единственные хорошие индейцы» он опубликовал более 20 книг. По сюжету группа мужчин из племени черноногих охотится на запретной территории, предназначенной для старейшин их племени, и сталкивается с чем-то сверхъестественным. За этой книгой последовал роман 2021 года «Моё сердце — бензопила», главная героиня которого Джейд — девушка из числа коренных американцев. «Это значит для меня всё, — сказал автор в интервью журналу Esquire, — потому что у нас никогда не было последней девушки из числа коренных народов». В последнем романе, у которого есть продолжение «Не бойся жнеца», показана любовь Джонса к фильмам ужасов (Esquire называет его «ходячей энциклопедией поджанра»), и он во многом вдохновлён ими.
6. Алма Катсу
Алма Катсу использовала реальные исторические события как основу для ряда своих романов, в том числе «Голод» 2018 года, который был вдохновлён реальной историей группы Доннера, и «Глубина» (2020), в котором рассказывается о крушениях лайнеров «Титаник» и «Британник». «Говорят, что искусство — это зеркало, которое вы держите перед жизнью, верно? Оно помогает вам понять истину», — сказала Катсу в интервью Mental Floss в 2022 году. «Как хороший профессор объяснит вам, свяжет нити воедино и покажет вам более широкую картину, действительно заставит её резонировать с вами, я думаю, именно это может сделать художественная литература». Корни Катсу — её мать японка, отец американец — повлияли на её роман 2022 года «Упоение», действие которого происходит во время Второй мировой войны и объединяет японский фольклор с опытом заключённых в лагерях японцев и американцев японского происхождения. Реальный исторический инцидент, который Катсу включила в роман, связан с использованием «фу-го» (огненных воздушных шаров). Более 250 таких шаров были запущены из Японии и дрейфовали по струйному течению в сторону Америки и Канады; роман Катсу начинается со взрыва огненного шара в мае 1945 года, что — как в реальной жизни, так и в романе — привело к гибели шести человек. Катсу, бывший офицер разведки, также написала шпионские романы «Красная вдова» (2021) и «Красный Лондон» (2023).
7. Урсула Вернон
Урсула Вернон, детская писательница, под псевдонимом T. Kingfisher публикует книги для более взрослой аудитории, в том числе «Полые места» 2020 года и «Дом с крепкими костями» 2023 года. Её повесть 2022 года «Что двигает мёртвыми» — это интерпретация «Падения дома Ашеров» Эдгара Аллана По с жутким элементом грибов: «Я читала „Падение дома Ашеров“, оно наполнено гниющей растительностью и грибами, — сказала Кингфишер в подкасте Lithub „Путешествие в жанр“. — И оно очень короткое. И там почти ничего не объясняется… Я хотела погрузиться в него и узнать подробности».
8. Сильвия Морено-Гарсия
В биографии Сильвии Морено-Гарсии говорится, что она «мексиканка по рождению, канадка по склонностям», и действие ряда её романов происходит в стране её рождения: например, события романа «Мексиканская готика» (2020) разворачиваются в 1950-е годы и сосредоточены на стремлении женщины раскрыть тайну загадочного особняка — и ужасов, которые таятся внутри него, — в горах неподалёку от Эль-Триунфо, Мексика. Морено-Гарсия вплела свою любовь к кино в свой недавно опубликованный роман «Нитрат серебра», действие которого происходит в Мехико в 1990-х годах. Она хотела написать книгу о звукомонтаже, но в итоге получился рассказ о магии и оккультизме с множеством кинематографических отсылок. «Меня не волнует, поймут ли люди эти отсылки к фильмам, — сказала автор в интервью USA Today. — [«Нитрат серебра»] — это не просто история о сверхъестественном элементе, это ещё и об индустрии кино в целом и о страсти, которую кто-то может испытывать к ней».
9. Пол Тремблей
Пол Тремблей в романе 2015 года «Голова, полная призраков» — жуткой истории о возможном одержимости — быстро привлёк внимание после того, как Стивен Кинг описал его так: «напугал меня до чёртиков». После этого Тремблей опубликовал такие книги, как «Хижина на краю света» (2018), о вторжении в дом и угрозе надвигающегося апокалипсиса. Для одной из сцен романа Тремблей опирался на свой собственный опыт посещения руин разрушенной плотины Святого Франциска в Валенсии, штат Калифорния. «Я никогда не забуду ощущение от прогулки там», — сказал он Entertainment Weekly. «Думаю, именно поэтому люди читают истории о конце света, потому что есть этот странный трепет: „Каково было бы на самом деле это испытать?“ Хотя это самое ужасное, что только может случиться». Книга была экранизирована М. Найтом Шьямаланом в фильме «Стук в хижине» в 2023 году.
10. Катриона Уорд
Писательница Катриона Уорд родилась в США, росла в разных странах мира и получила образование в университете в Великобритании. У неё бывают гипнагогические галлюцинации (ощущения, возникающие при засыпании), которые повлияли на её восприятие страха, что ещё больше усилилось после прочтения рассказа У. У. Джейкобса «Обезьянья лапа». Её романы «Rawblood» («Девушка из Rawblood» в США), «Little Eve» и «The Last House on Needless Street» получили премию Августа Дерлета как лучшие романы ужасов.
«Я люблю ужасы, — сказала Уорд в интервью газете The Guardian в 2022 году. — Я думаю, что это один из самых выразительных и чутких жанров, в которых можно работать. Каждый человек в какой-то момент своей жизни испытывает страх. Чтение — это непрерывный акт телепатии или эмпатии, а чтение ужасов ещё более глубоко: оно просит людей разделить ваши реальные уязвимые места и открыться своим собственным. Это как идти по туннелю, и, надеюсь, писатель идёт впереди с факелом, взяв читателя за руку».
11. Кирстен Уайт
Кирстен Уайт начинала как автор молодёжной литературы (в её серии «Паранормальность» молодая женщина работает сверхъестественным сыщиком) и недавно перешла к произведениям для взрослых. Её первый роман ужасов для более взрослой аудитории, «Прячься», был опубликован в 2022 году. В нём 14 человек соревнуются за приз в размере 50 000 долларов, прячась в заброшенном тематическом парке в течение семи дней так, чтобы их не поймали. «Большинство идей — это несколько идей, которые внезапно и великолепно объединяются, — рассказала Уайт о «Прячься» Публичной библиотеке Лос-Анджелеса. — В этом случае это был интерес к греческой мифологии и тому, как мы продолжаем рассказывать себе одни и те же истории, потому что мы снова и снова повторяем одни и те же циклы насилия на протяжении веков, плюс статья о реальном соревновании по пряткам, которое проходило в заброшенном итальянском курортном городке, которая заставила меня подумать: „Боже, это звучит убийственно“. (Это было не так. Поэтому я придумала своё)».