В России исторически сложилось, что фундаментальной наукой занимаются государственные структуры — это или РАН или иные НИИ, совсем недавно наука пришла в государственные вузы. На этом перечень заканчивается. Частные научные центры существуют тоже, но не имея законодательно базы, коллективы ученых организуют различные юридические лица, не наделенные никакими научными полномочиями, льготами.
Важность появления законодательной базы для работы частных научных центров в России — это обоснованная необходимость. Международный опыт наглядно демонстрирует: по эффективности затрат и производительности частные научные организации работают на порядок эффективнее, чем государственные. Частная наука работает без дотаций, поэтому не может себе позволить быть неэффективной.
Коммерческие вузы страны не стали центрами частной науки, как это принято за рубежом, они несут только образовательные функции.
Крупные коммерческие компании открывают лаборатории для профильных исследований, и так же остро нуждаются в законодательной базе, регламентирующей частную научную деятельность.
Россия осталась последней из развитых стран, не имеющая законодательства, регулирующего деятельность частных научных центров.
Перспективы у развития российской частной науки довольно большие: для этого она имеет всё необходимое, она уже полностью соответствует международным трендам, а главными критериями для достижения успеха являются мобильность, гибкость, правильное позиционирование на мировых рынках научных продуктов.
И наконец самое важное — российские учёные продолжают занимать верхние строчки мирового рейтинга, востребованы во всём мире, многие из них смогут решать фундаментальные вопросы науки в российских частных научных центрах.