Вглядываясь в работы современных российских дизайнеров, я вижу, как рождается новый язык формы.
Варвара Зенина берёт за основу традиционный крой и создаёт современную одежду, где древние конструктивные решения вдруг оказываются удивительно созвучны требованиям городской жизни.
Светлана Левадная превращает северодвинские росписи в актуальные принты, а традиционную вышивку — в новый способ самовыражения для молодого поколения.
На моих глазах меняется сам подход к работе с наследием. Дизайнеры извлекают из традиционных решений их суть — функциональность, экологичность, связь с природными материалами. Вот, например, новая коллекция студии «Сурепка» — они взяли за основу крой русского крестьянского костюма XIX века, но переработали его так, что получилась актуальная городская одежда без малейшего намёка на музейность или театральность.
Студентка Московского художественно-промышленного института Ольга Захарова представила коллекцию эко-светильников на крупной выставке «Интерьер и дизайн», которая недавно проходила на ВДНХ. Она искусно включила традиционные орнаменты в саму конструкцию изделий. Резные узоры, напоминающие древнерусскую резьбу по дереву, создают причудливую игру света и тени. А использование переработанных материалов и местной древесины продолжает традицию бережного отношения к природным ресурсам.
В мастерских наших студентов я часто вижу неожиданные эксперименты с традиционными техниками. Недавно один из дипломников создал серию мебели, соединив технологию традиционной северной резьбы с современными методами параметрического проектирования. Получились предметы, которые одновременно отсылают к русскому наследию и выглядят ультрасовременно.
Русский дизайн сегодня — это не законсервированный музейный экспонат. Это живой организм, который трансформируется и развивается. Когда я смотрю на работы Людмилы Шипиловой, где традиционные техники декора встречаются с современными тканями и кроем, я вижу, как рождается новый визуальный язык — одновременно русский и универсальный.
В нашем институте мы учим студентов погружаться в традицию, но не застревать в ней. Исследовать корни, но искать собственный путь. Изучать технологии прошлого, но применять их к задачам будущего. И каждый раз, когда молодой дизайнер находит неожиданное современное прочтение традиционного решения, я понимаю — русский дизайн жив и продолжает развиваться.
Из экспериментов молодых дизайнеров с традиционными материалами и техниками формируется новая идентичность русского дизайна — современная, экологичная, технологичная, но при этом глубоко укоренённая в национальной культуре. И именно в этом органичном соединении традиций и инноваций я вижу будущее российского дизайна.
