Когда инженерия — это не только про трубы и вентиляторы, но про принципы, смысл и женское лидерство. Когда бизнес строится не из чертежей, а из уважения к людям, к себе и к делу. Юлия Гасратова — генеральный директор компании в Сочи — уже 15 лет руководит системами комфорта. И на профессиональном, и на личном уровне. В интервью для моей рубрики «Правила жизни» она рассказывает, как пришла в «мужской» бизнес и выделяет личные качества, которые считает ключевыми в своей профессиональной реализации.
— Юлия, первый вопрос. Ты девушка, которая работает в нише, которую принято считать мужской — инженерные системы. Расскажи, пожалуйста, коротко о своей компании.
— Здесь коротко, наверное, не получится, но я постараюсь. Моя компания работает на рынке Сочи уже больше 10 лет. Мы занимаемся всеми системами комфорта для дома: отоплением, водоснабжением, вентиляцией, кондиционированием — всем, что относится к внутренним и внешним инженерным коммуникациям. Даже автополив и системы снеготаяния — всё это наша зона ответственности. У нас большой склад, всё оборудование мы тестируем, проводим краш-тесты, тщательно отбираем. Это настоящая инженерная жизнь, которой мы дышим каждый день.
— Ты сразу даёшь такую собранную, структурную энергетику. Расскажи, пожалуйста, как ты сама оказалась в этой истории? Это была мечта или случайность?
— Это «случайная неслучайность». Я попала в эту сферу в начале своего трудового пути, в двадцать с небольшим лет. Тогда я мечтала о бизнесе, о классной команде — а в какой сфере, было не так важно. Работала в многопрофильной компании: мебель, сантехника, металл, инженерные коммуникации. И вот именно тепловодоснабжение оказалось ближе всего, по душе. Это интересные задачи и незаурядные люди — немного с причудой, и я — с ними.
— Какие качества помогли тебе стать генеральным директором в «мужском» бизнесе?
— Абсолютно точно это не были знания по инженерии. Я не собирала машинки в детстве, не училась на инженера и вообще не считаю себя изобретателем. Меня вытянули другие качества: структурность, порядок в финансах, умение выстраивать процессы.
В тот момент мужчины, с которыми я начинала, были как локомотивы — горящие, активные, но часто без системного мышления. А когда компания растёт, без структуры и финансового порядка она быстро разваливается.
Мне помогло то, что я была трудолюбивой, не боялась ошибаться и постоянно сомневалась — с конструктивной точки зрения. Мужчины чаще держатся за одно проверенное решение долгие годы, а я придерживалась метода проб и ошибок. И в непростые времена такая гибкость особенно помогает.
— Если бы тебя вернуть на 15 лет назад, согласилась бы ты снова пройти этот путь? И что бы сказала себе той, 20-летней Юлии?
— Я прожила эти пятнадцать лет так, как хотела. Ничего глобально менять не стала бы. Разве что — раньше замечать управленческие звоночки, тренды, изменения. Заниматься визионерством; пересматривать цели, пересобирать планы, не бояться менять вектор. И ещё — почаще «спускаться в окопы», не терять связь с полем.
Главное, что сказала бы себе: «Если звенит — проверь, откуда и с какой силой».
— Кто тебя поддерживал всё это время? Часто думают: в таком бизнесе обязательно есть муж, отец, лоббист, кто-то за спиной…
— Моя история абсолютно не про протекцию. Да, муж у меня из инженерной сферы, но появился он в моей жизни уже на восьмом году существования компании. Мы живём в разных городах, у него своя инженерная фирма. У нас — обмен опытом, идеями, вдохновением. Конечно, я что-то у него перенимаю, он — у меня. Но никакого «крыла» над бизнесом не было. Меня поддерживали мои партнёры, команда — и только. Всё было построено без протеже и лобби.
Хотя, конечно, семейная поддержка — это важно. Особенно когда человек понимает твою сферу.
— Какой у тебя горизонт планирования? Сейчас часто говорят: «больше чем на месяц вперёд — бессмысленно». У тебя есть планы на 3, 5, 10 лет?
— Есть. Может, я наивная, но у меня есть планы на год, на три, на пять… даже на десять лет — пусть и размытые, как акварельные наброски. Я не исключаю, что всё поменяется, и не цепляюсь за план, а регулярно пересматриваю и дополняю его.
План на год — выжить, закрыть ключевые показатели. На три — стратегический, на пять — вдохновляющий. У меня нет большой красивой презентации со всеми вытекающими, но есть понимание, чего я хочу, и желание делиться этой картиной с командой.
Потому что это и есть главное — видеть общее будущее.
Задать вопрос Юлии Гасратовой или поделиться своими мыслями можно в моем телеграм-канале АННА НИКА|КОД МЕДИА
