В начале июня в закрытом telegram-канале для пап мне задали вопрос: «Как ответить ребенку о моей зарплате? Стоит ли называть конкретные суммы?»

Решила дать ответ в формате блога и затронуть тему финансовой грамотности для детей в целом.

Не называйте сумму вашей зарплаты

Даже если ребёнок уже понимает, что вы ездите на хорошей машине и живёте в большом доме. Даже если он привык, что в семье не экономят и многое могут позволить. Запомните: не стоит озвучивать цифры детям любого возраста.

Почему? Ребёнок воспринимает деньги иначе. Если он слышит конкретную сумму, у него легко возникает ощущение, что это общие семейные средства — и он тоже имеет на них право. Ценность стирается: разбился телефон — родители купят новый, порвались кроссовки — не повод расстраиваться, деньги же есть.

Говорить про бюджет можно только в нескольких случаях.

Если вы живёте на прожиточный минимум. Тогда действительно важно объяснить ребёнку, что есть такая-то сумма, мы планируем траты и распределяем ее на еду, на жилье, на одежду. Это помогает ребёнку понимать ограничения.

В исключительных ситуациях, когда риски, действительно, высоки. Например, когда я серьезно болела, я открыла своим детям-подросткам всю информацию: в каких банках счета, сколько на каждом, какие есть обязательства и как в дальнейшем распоряжаться деньгами. Но, повторюсь, это исключительный единичный случай. 

Фото из личного архива автора
Фото из личного архива автора

Как правильно отвечать 

Вариантов несколько.

— «Это личный вопрос. О моей зарплате знает только мама, мы не обсуждаем это вслух».— «Я расскажу тебе об этом, когда тебе будет 12. Или 16. Или 18», — в зависимости от зрелости ребёнка. — «Это тебя пока не касается.»

Вопрос про «зарплату» — отличный повод поговорить о том, что деньги — инструмент, а не волшебная кнопка «попросил — получил». Что конкретно нужно делать родителям, чтобы развить у детей навык распоряжаться бюджетом и планировать траты? 

Давайте карманные деньги

Сегодня всё больше людей живут не по средствам. Рассрочки стали привычными, и теперь многие работают только на то, чтобы покрыть долги. Раньше всё было понятнее: получил — потратил — ждёшь следующую зарплату. Деньги были в руках, их было видно, их можно было потрогать. А что сейчас? Пара движений по экрану, и корзина с вещами в магазине оплачена. Финансовое поведение стало быстрым, импульсивным, а цифры теряют вес. Если у человека нет внутренней опоры — базовых принципов — он не успевает притормозить. Не чувствует, где «можно», а где «нельзя», где стоит удержаться от импульсивной покупки.

Именно поэтому финансовая грамотность для детей — не про инвестиции и не про биржи. Это в первую очередь про безопасность.

Но зачем тогда деньги ребёнку? У него ведь и так всё есть: еда, одежда, игры, кружки, развлечения, — всё это оплачивают родители.

Запомните, без практики нет понимания. Распоряжаться деньгами — это навык. Его нельзя освоить в теории. Именно поэтому давайте ребенку деньги, пусть маленькие, пусть на мелочи. Но только так он поймёт, что такое выбор, ограничение, и что значит потратить всё в первый день.

Выдавайте деньги по расписанию, а не по настроению

Ребёнок должен знать точно: когда приходят деньги. Например, каждое воскресенье или первое число месяца. Главное в этом вопросе — стабильность и предсказуемость, которые создают внутреннюю опору: «Я получаю. Я сам распоряжаюсь. Я могу что-то запланировать». 

В ситуации, когда родители один раз дали деньги в четверг, в другой — через две недели, в третий — «не заслужил», никакой привычки и навыка у ребёнка не сформируется. Будет только ощущение: деньги появляются, когда взрослый решил. И значит, единственный путь — просить.

Источник фото freepik
Источник фото freepik

Сумма должна быть понятной и одинаковой

Если это сто рублей в неделю — пусть будет сто. Не сегодня сто, завтра триста, а потом ничего, потому что «на тебя и так много тратим». Фиксированная сумма даёт чувство масштаба. Это как корзина, с которой идёшь на рынок: знаешь, сколько влезет. Ребёнок начинает соотносить желания и возможности, учится не «просить больше», а понимать, что делать с тем, что есть. Сумма может расти — с возрастом, с задачами. Но это обсуждается, а не решается по настроению родителя.

Не спасайте от ошибок: потратил всё — значит, на этом учится

Ребёнок купил чипсы, наклейки, газировку — и деньги кончились в первый же день? Не спешите выдавать ещё. Он не голодает. У него нет кредитных обязательств. Пусть поживёт с последствиями своего выбора. Это не наказание — это зеркало. И в этом зеркале очень хорошо видно: «Я потратил. Остался ни с чем. В следующий раз подумаю».

Самое ценное, что вы можете сделать — не выручать, а быть рядом, спросить: «Как ты думаешь, что пошло не так? Что будешь делать иначе?»

Обсуждать траты, но не проверять

Карманные деньги — не повод сверять каждую покупку. Да, можно заранее сказать: «Вот на это тратить нельзя». Но дальше важно не контролировать, а спокойно по-человечески говорить и обсуждать траты ребёнка. Так он учится не прятать свои решения, а размышлять о них. Именно через такой разговор появляется настоящая самостоятельность.

Не привязывайте деньги к оценкам и помощи по дому

Одна из самых распространённых ошибок родителей — поощрять деньгами успехи в учебе или бытовую помощь. Получил пятёрку — дали надбавку. Получил двойку — остался без денег. Вынес мусор — заплатили. Навёл порядок — дали премию. Выглядит логично, но работает против вас. Однажды ребёнок перестанет делать что-либо просто так. Он скажет: «А сколько стоит вытереть стол?» Карманные деньги не мотивация,  это инструмент обучения, а уборка и помощь — часть жизни в семье, а не услуга за оплату.

Помните, то, как вы научите ребёнка обращаться с инструментом под названием «деньги», определит, как он будет чувствовать себя во взрослой жизни.

Специально для пап я создала отдельный закрытый telegram-канал, где даю рекомендации отцам по воспитанию детей разных возрастов. Коротко и по делу.