Создатель первой частной галереи в России, куратор самых известных и скандальных выставок современного русского искусства Марат Гельман родился в семье известного драматурга Александра Гельмана. И долгое время всеми силами пытался выйти из тени отца. Закончив Московский электротехнический институт связи, попал в круговорот начала 90-х, заработал первые серьезные деньги, начал коллекционировать искусство и открыл собственную галерею. С тех пор Гельман успешно доказывает символическую и коммерческую ценность современного искусства. В середине 90-х вместе с Глебом Павловским создал «Фонд эффективной политики» и внедрил на российской почве профессию политолога; руководил аналитической дирекцией ОРТ, пока в 2004-м не вернулся к чистому искусству. Ныне Гельман ведет дела собственной галереи, дизайн-центра и издательства; как и прежде, много путешествует и читает стихи. Гельман уже застолбил себе место не только в истории русского искусства, но и в истории русской литературы — скажем, в последних романах Владимира Сорокина и Виктора Пелевина он фигурирует на правах полноценного персонажа. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

псевдоним

галерист — хотя теперь уже и не галерист вовсе

город, в котором я живу

Москва

«...У меня было четкое видение, что за искусством надо ехать в Москву. ...Когда в 87-м году прописка стала не слишком жесткой и появилась возможность свободно перемещаться, я фактически сразу же переехал в Москву».

день рождения

24 декабря

где родился

Кишинев

у кого родился

Отец — Александр Гельман, драматург.

«Авторитет отца и то, что ты сын Гельмана, означало, что вроде как нельзя быть банальным. Это мучило достаточно долго. Лет до 23 казалось, что надо срочно что-то сделать, чтобы вырваться из папиной тени...»

где и чему учился

Окончил школу в Кишиневе.

«Я школу ненавидел, особенно последние два года. Доучивался через силу. Мне казалось, что это так унизительно: я уже взрослый человек, а вынужден еще ходить в школу...»

В 1982 году окончил факультет АЭС Московского электротехнического института связи (МЭИС).

«Точные науки мне давались легко. Плюс военная кафедра — сразу офицерское звание, без службы в армии. Учился я без особых усилий».

«Все пять лет, пока учился, я работал в театре. Рабочим сцены... во МХАТе, в Маяковке. С одной стороны, это была подработка. С другой стороны — еще одно образование».

где и как работал

Работал в Кишиневе по специальности, пять лет был генеральным директором Центра научно-технического творчества молодежи.

«Настала совершенно другая жизнь. Во-первых, свобода от рутинной службы. Во-вторых, неожиданно большие, по тем меркам, деньги. Человек, получавший до этого двести рублей, из которых платил алименты и за квартиру, вдруг за несколько месяцев зарабатывает двадцать или тридцать тысяч! ... Первые же деньги я потратил на то, чтобы начать коллекционировать искусство».

Создал Галерею Марата Гельмана. Владелец дизайн-бюро GuelmanGraphic, информагентства "Культура" (Gif.ru), издательства "ГИФ", проекта "Современное искусство в Сети" (Guelman.ru), и.о. президента Всероссийской интернет-академии.

Вместе с политологом Глебом Павловским был совладельцем Фонда эффективной политики, издавал вместе с ним ежемесячный публицистический журнал "Пушкин".

«Я хотел помочь брату, который закончил университет, и думал заняться политологией. Я в это время был уже известным галеристом и хотел помочь ему войти в эту среду. Я организовал несколько "круглых столов", куда привлек всех тогдашних политологов. Тогда же познакомился и с Павловским, и с Кургиняном. Мои "круглые столы" были оценены, начались совместные проекты, вылившиеся в сотрудничество с Глебом Павловским в форме Фонда эффективной политики».

Как политтехнолог принимал участие в избирательных кампаниях: Президента РФ, мэра Москвы, губернатора Нижегородской области,  депутатов Госдумы.

«Сначала я занимался визуальной частью: реклама, имидж. Потом сценарным консультированием. Затем уже руководил предвыборными кампаниями».

«Я не рассказываю о кампаниях, ведь это не мои тайны. Я был только исполнителем. Публично я позиционирую себя исключительно как галерист и не продвигаю себя в качестве политтехнолога. Поэтому я могу спокойно молчать... и у меня бывали случаи, когда я отказывался от контракта. Когда я не хотел, чтобы какие-то люди победили...»

Работал руководителем аналитической дирекции ОРТ.

«Политика кончилась, и по большому счету мне там делать нечего. Аналитики на телевидении не нужны».

что такого сделал

Передал в дар Русскому музею 59 картин российского актуального искусства — впервые с дореволюционных времен Русский музей получил столь большое пополнение своей коллекции со стороны соотечественника.

Вместе с телеведущим Леонидом Парфеновым провел широкомасштабную акцию "Новые деньги": был разработан дизайн купюр от 1 до 100 рублей с изображениями Льва Яшина, Юрия Гагарина, Ильи Репина, Льва Толстого, Александра Пушкина и др. Проект был представлен в Третьяковской галерее.

«Проект "новых денег" был нашей ироничной реакцией на призыв Ельцина "создать новую русскую идею"... Решили русскую идею воплотить в купюрах».

достижения

Своим главным достижением как политтехнолога на парламентских выборах 2003 года считает  «исчезновение коммунистов как политической силы».

Галерея Гельмана — участник крупнейших международных ярмарок современного искусства: FIAC, Art Cologne, Art Basel.

дела общественные

Председатель Ассоциации независимых кураторов, инициатор ее создания.

«...просто несколько человек — Бондаренко Митя, Александр Смузиков и я, то есть фактически три коллекционера — решили сконцентрировать свои усилия на поддержке десяти художников и таким образом обеспечить как можно большую энергию толчка этих художников на мировую художественную сцену. Почему актуальное искусство? Для инвестора это очевидно, потому что если ты делаешь правильный выбор, то эффективность инвестиций становится огромной».

Председатель Гильдии интернет-журналистики общероссийской организации работников СМИ "Медиасоюз".

В 2009 году вошел в состав Общественной палаты РФ в комиссию по культуре.

Открыл в Перми музей современного искусства PERMM.

впервые создал и придумал

Одну из первых частных художественных галерей в постсоветской России.

неудачные проекты

Руководил предвыборным штабом губернатора Нижегородской области Ивана Склярова на губернаторских выборах в 2001 году. И. Скляров проиграл коммунисту Г. Ходыреву, набрав почти вдвое меньше голосов.

«Победа — это же не всегда цель. Вот, например, нижегородская кампания — там самым важным было этого прыща Клементьева посадить. А кто победит — не особенно-то и интересно».

Начинал работу в избирательной кампании Виктора Януковича на президентских выборах в Украине, но за несколько месяцев до выборов покинул эту страну.

«У меня там был конфликт, я не участвовал в кампании».

известен тем, что…

Организовал множество крупномасштабных выставок современного искусства. В Галерее Гельмана проходили выставки таких культовых художников ХХ века, как Йозеф Бойс и Энди Уорхол, а также широкомасштабные некоммерческие проекты "Седьмому съезду народных депутатов посвящается...", "Конверсия", "Выбор народа", "Телесное пространство", патриотический проект "Новые деньги" и др.

участвовал в скандалах

В декабре 1995 года журналист «Независимой газеты» Григорий Нехорошев обвинил художников Галереи Гельмана в связи с Конгрессом русских общин (КРО).

«...Художники, сотрудничающие с галереей, в той или иной степени принимают участие в предвыборных кампаниях "Яблока", НДР, Блока Ивана Рыбкина, ДВР, КРО. Не имея возможности влиять на их деятельность вне галереи, тем не менее, я рад, что никто из них не работает на Жириновского, КПРФ и другие деструктивные и реваншистские силы».

В Замоскворецком суде Москвы прошло рассмотрение иска девяти московских художников против Галереи Гельмана и Центрального дома художников (ЦДХ). По заявлению истцов, прошедшая в ЦДХ выставка "Новейшее искусство постсоветского пространства" в рамках проекта "Россия-2" оскорбила их религиозные чувства и нанесла моральный вред на общую сумму 5 млн рублей. Суд отклонил иск к организаторам выставки.

 «"Россия-2" — это был проект, в каком-то смысле манифестация по отношению к политике, к государству. Манифестация не враждебная, а требующая равного отношения профессии, частной жизни, с одной стороны и политики, бизнеса — с другой стороны. В ней был просто дух свободы, какой-то критический взгляд на происходящее вокруг, то, что происходит в стране, и в ней было манифестировано то, что для нас важно, — то, что искусство важнее всего остального... Реакцию вызвали какие-то работы, которые мы даже угадать бы не смогли, что они вызовут такую реакцию».

В здании галереи на Малой Полянке подвергся нападению со стороны националистов, сорвавших со стен полотна грузинского художника Александра Джикии. По факту нападения было возбуждено уголовное дело.

«Наши националисты выбрали современное искусство в качестве своего врага. То есть у них много других врагов, но... до них не добраться, а до современного искусства можно спокойно дотянуться и даже пощупать».

мне интересно

вести сетевой дневник в ЖЖ

«актуальное искусство» и искусство вообще

«...Чем бы ты ни занимался, ты должен отвечать на вопрос: зачем ты это делаешь? Только искусство освобождает тебя от этого вопроса. ...Оно самоценно...  Чем бы я ни занимался, это для меня очень важная часть жизни».

люблю

«Много путешествую. В свободное время, как и все мы, общаюсь, выпиваю с друзьями. Веду свой дневник в Интернете. Правда, хочу еще раз что-то поменять в жизни. Пока не очень получается».

Свою квартиру на Остоженке, спроектированную известным московским архитектором Александром Бродским.

семья

Жена — Юлия Радошовецкая, по образованию архитектор. Двое сыновей, дочь Ева.

и вообще…

«Себя я все-таки осознаю адекватным человеком. Который в свое время понял, что сам не обладает талантами, но при этом умеет восхищаться другими талантами и готов продвигать чужое "я". ...Так получилось, что фигура Гельмана вдруг оказалась в фокусе внимания».

«Главную роль в моей жизни играет случай. При том что я по роду деятельности всегда занимаюсь каким-то проектированием, я свою жизнь не проектировал никогда. Я старался использовать все случайные возможности... Шел навстречу любому предложению». 

«Искусство — это единственная сфера деятельности, занимаясь которой можно не задавать проклятых вопросов "зачем?" и "какой смысл?"».

Марат Гельман на «Снобе»

Показать все публикации

Новости наших партнеров