Аватар
Подписчик Сноба

Иван Дыховичный

про меня

Кинорежиссер и сценарист Иван Дыховичный начинал  актером Театра на Таганке (играл и Пушкина, и Коровьева в «Мастере и Маргарите»), сочинял песни на стихи русских поэтов — на одном из концертов с Высоцким спел так, что публика вызывала «на бис». Потом окончил Высшие режиссерские курсы и ушел в кино. Снял фильмы «Черный монах», «Копейка», «Музыка для декабря», «Прорва». Работал «главным режиссером и креативщиком целого канала» — РТР, был ведущим нескольких программ. Собирал фотографии, но сам не снимал: «если бы начал фотографировать, то бросил бы кино». Горными лыжами занимался с детства, а на самолете научился летать раньше Якубовича. Считал, что «нет ничего ценнее тех чувств, которые испытываешь, преодолев полосу неудач», и жалел, что «добрые розыгрыши стали редкостью». Участником проекта «Сноб» стал в декабре 2008 года.

город в котором я живу

Москва

 

день рождения

16.10.1947

где родился

Москва

у кого родился

Отец – Владимир Абрамовичи Дыховичный, драматург и писатель, мама – Александра Иосифовна Дыховичная, балерина.

«К сожалению, я их очень рано потерял. Мама моя была очень хорошей балериной в театре Станиславского, а отец был довольно известным драматургом и писателем. У мамы не сложилась карьера в театре, потому что она отказалась сотрудничать с органами в те страшные годы. И ее уволили из театра, несмотря на то, что она была замечательной солисткой».

«Мой отец был очень серьезным еврейским семьянином. Мои дедушка и бабушка из Нежина. Бабушка моя так хорошо училась, что окончила Смольный, при том, что она была еврейского происхождения. А дедушка мой преподавал при Николае II в Московском университете, на что тоже потребовалось специальное разрешение от властей».

 

где и чему учился

Учился на актерском факультете Театрального училища им. Б. Щукина.

«У меня была очень непростая, но веселая и интересная молодость. Но, понимаете, в чем разница с теперешними "мажорами": я с 13 лет сам зарабатываю на жизнь. У меня в этом возрасте уже не было отца. И ни копейки денег не было».

Окончил Высшие режиссерские курсы.

«В это время на курсах… преподавал целый ряд уникальных людей. Туда ходили смотреть кино, кино тогда не было в кинотеатрах, не было на кассетах. …Андрей [Тарковский] сказал тогда замечательную фразу: "Знаешь, Иван, не нужно смотреть плохое кино. Эти два года нужно смотреть хорошее кино – его достаточно. Потом вы все это досмотрите… А учиться надо на каких-то шедеврах". Вроде, пафосные слова, но, на самом деле, они сыграли с одними людьми очень злую шутку, потому что он их увлек в некие идеи, которые они не смогли реализовать, были разочарованы. …Он сказал тогда: "Вообще, это путь на Голгофу". Мне показалось это уж слишком. Конечно, это не путь на Голгофу, но это трудный путь».

где и как работал

Играл на сцене Ленинградского театра миниатюр. Двенадцать лет был актером Московского театра драмы на Таганке.

«…я ушел из театра точно в тот момент, когда он стал рушиться. Когда его не стало. Я застал лучший период в жизни этого театра. К сожалению, его нельзя рассказать. Не осталось ни одного кадра... Ни одного кадра наших спектаклей нет вообще, кроме Гамлета, которого снимал кто-то из ВГИКА, просто парень сам снимал».

С 1982-го работал как кинорежиссер и сценарист.

«Я свои картины делаю вроде бы не в лад со временем, так появились "Черный монах", "Копейка", "Прорва" и т.д., но зато потом они начинают существовать своей самостоятельной жизнью и остаются актуальными и через годы».

Вел телепрограммы, в том числе «Кино+ТВ» и «Уловка 22».

«У меня была передача, которая называлась  "Уловка-22", эту передачу смотрело поколение, которое теперь делает очень много чего в России. И смотрело ее внимательно. Поэтому успехи у меня свои ...»

Был ведущим телепрограммы «Невероятные истории» на REN-TV.

Два года был главным режиссером телеканала РТР.

«…я был не только ведущим, но и главным режиссёром и креативщиком целого канала. Ушел, когда однажды мне предложили вести какого-то "Миллионера"».

что такого сделал

Написал сценарии и снял как режиссер ряд документальных и художественных фильмов, в том числе документальный фильм «Красная серия», посвященный советской фотографии.

«... фотография экономит мне не только время и деньги, она экономит мне поиск образа. Она работает в кино намного более художественно, чем мы с вами можем представить. Вообще фотография, на мой взгляд, и близко не освоена в кинематографе».

В 1988–м снял первую картину «Черный монах», затем были «Прорва», «Музыка для декабря», «Роковая война», «Вдох-выдох», «Копейка» и другие.

«У Эрдмана была фраза, что расставаться со своим прошлым надо смеясь. Так вот "Копейка" родилась из одной фразы Эрдмана. Во время войны его вернули из концлагеря в Москву, чтобы он писал репризы для ансамбля НКВД. Он три дня прожил на вокзале, потому что боялся, что это провокация, но в конце концов за ним пришли, отвели в клуб НКВД и выдали форму: шинель без погон и фуражку. В общем, генералиссимус: никаких знаков различия, но стать впечатляющая. И вот когда он спускался по лестнице, он прошел мимо заседавших в этом клубе генералов, и они отдали ему честь. Только что вернувшийся из Сибири Эрдман сказал: "Я им все простил". То же самое мы постарались сделать "Копейкой"».

достижения

«...в 35 лет сменил профессию и не побоялся начать все с нуля в режиссерском деле».

дела общественные

Был председателем жюри 4-го Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона Pacific Meridian/«Меридианы Тихого» (2007).

Инициатор и президент Международного фестиваля современного кино «Завтра»/2Morrow (Москва, 2007 и 2008).

общественное признание

Фильмы Дыховичного получали Гран-при на международных фестивалях, другие призы и премии.

«Можно быть генералом, получить всех народных артистов, записать себя золотыми буквами на каких-то там стенах, поставить себе при жизни памятник и быть абсолютно вычеркнутым из жизни. Мне кажется, значительно интереснее быть свободным от всего такого, хотя, конечно, это тяжелее и сложнее материально. Но цена вопроса в итоге такова: вы заплатите за весь этот орденоносный пафос полным вымиранием из жизни».

важные события жизни

Исполнял роль Коровьева в первой театральной постановке «Мастера и Маргариты».

«…Приехал Любимов, мы поставили второй акт, мы вышли на удивительную премьеру спектакля, в ночь после "Мастера" у меня есть замечательная, подписанная Ю.Любимовым афиша – это было такое счастье, вы помните, что это было такое – это случилось. И нас приняли люди, которые были очень строги, хотя они были все очень напряжены – как это можно поставить, и так далее… Юрий Петрович говорит – я тебе хочу сказать, что… – а он вообще никогда никого не хвалил, и он мне говорит – ну, ты неплохо играешь. И все, это конец – высшей похвалы не было».

Был приглашен Владимиром Высоцким выступить в его концерте в Кишиневе с романсами Дениса Давыдова. Исполненные романсы были приняты публикой очень хорошо, и Дыховичный спел их "на бис".

«…я в Театре на Таганке пел романсы Дениса Давыдова. Высоцкий меня услышал и позвал в Кишинев - выступить в его концерте. Мы приехали. Володя оставил меня в гримерной и, уходя, сказал: "Я тебя объявлю по трансляции, и, что бы ни было, ты пойдешь на сцену". Я сижу, грею мерзнущие пальцы и слышу из динамика свое имя, а вслед за ним какой-то жуткий гул. Я вышел из кулисы и увидел, что Высоцкий стоит от меня метров в пятидесяти, а за ним бездна. Я шел, ничего не видя, услышал только Володино "Держись!". У микрофона я поднял голову и увидел 22 тысячи человек. Только потом я понял, что все эти люди свистели, чтобы никакой Дыховичный на сцену не выходил. Как я спел четыре песни, я не помню. Потом я повернулся и пошел, практически побежал к кулисе, а Высоцкий меня поймал и кричит: "Ты понимаешь, что произошло?! Тебе в моем концерте бисируют!" После такого уже ничего не страшно».

Ушел из театра на Таганке, чтобы учиться на Высших режиссерских курсах.

«Когда я поступил на эти курсы, я никому не говорил об этом. Работал в театре на Таганке. В этот момент я играл все главные роли в этом театре, и уйти в этот момент, с точки зрения Любимова - это было абсолютным абсурдом. Когда я пришел к нему и говорю: "Знаете, Юрий Петрович, я ухожу. Я буду играть, пока спектакли и пока нет замены, но я ухожу учиться на Высшие режиссерские курсы". И он говорит: " Ну, ходи на них". Он подумал, что это такие "курсы кройки и шитья", в общем, ерунда. Я говорю: "Да нет, я серьезно говорю". Он: "Да что ты, с ума, что ли сошел? Что ты делаешь? Ну, ходи туда нормально. Днем будешь ходить!". В общем, очень правильное было у него ощущение. Но, я действительно ушел из театра и больше никогда не играл».

удачные проекты

Фильм «Черный монах», который получил приз Фонда культуры имени Жоржа Садуля за лучший полнометражный фильм – дебют года.

известен тем, что…

Стал известен еще в свои таганские времена, когда Владимир Высоцкий написал о нем шуточную поэму «Вступительное слово про Витьку Кораблева и друга закадычного Ваню Духовичного».

«...я Володю очень хорошо знал, долгие годы работал вместе с ним в Театре на Таганке и любил его со всем тем, что в нем было. У него был фантастический дар, но бывали и абсолютно жуткие состояния. Мы можем и должны любить и человека, и жизнь нашу во всем объеме – с черным и с белым. Потому что это нельзя разделить».

мне интересно

фотография

«Фотографию я открыл для себя тогда, когда понял, что хочу снимать кино. В советское время кроме того, что я смотрел огромное количество недоступных для простого смертного фильмов, – мне это удавалось благодаря дружбе с одним переводчиком картин, – я начал смотреть невероятное количество фотографий. Я очень люблю и ценю фотографию, я способен ее воспринимать. Я не профессионал, но ямб от хорея отличить способен. И главное, я испытываю к фотографии большой интерес».

бокс, горные лыжи, езда на мотоцикле и снегоходе, полеты на самолете.

«...боксом я увлекался всю молодость свою, потом горные лыжи – я с детства занимаюсь – еще до того, как президент начал кататься, я уже на них первый разряд взял».

люблю

«...я люблю ярких людей. С ними трудно общаться, трудно жить, но с ними интересно. Я люблю, чтобы было интересно».

SMS

«Там нужно быть изящным, остроумным».

разыграть кого-нибудь по-доброму

«Очень люблю розыгрыши и смех. К сожалению, в последнее время люди настолько серьезны, так погрузились в свои проблемы, что добрые розыгрыши стали редкостью... А вот несколько лет назад мы хорошо пошутили с одним из приятелей. После посиделок в одном из ресторанов в центре Москвы мы отправились гулять, и мой приятель, крепко выпивший, заснул возле памятника Пушкину, а проснулся около монумента... Богдану Хмельницкому. Пока он спал, мы отвезли его в аэропорт, и один из товарищей рейсом Москва-Киев вместе с ним улетел в столицу Украины. Очнувшись ото сна, друг страшно испугался, когда увидел незнакомый памятник, и подумал, что началась "белая горячка". Но когда он окончательно протрезвел и понял, где он находится и как с ним это произошло, то смеялся очень долго!»

Париж

Марокко

«Очень хотел бы еще проехать по этой стране, пересечь ее. Очень яркая, спокойная, красивые люди. Там как будто только еще был Исус Христос».

ну, не люблю

«Я обычно реагирую на наглеца или дурака. В таком случае я включаю "дистанцию". Ничто иное не может мне испортить общение. Обычные люди для меня крайне интересны. А вот пафос, основанный на власти или богатстве, отвращает».

мечта

Снять фильм про смерть Маяковского.

«Есть великолепный сценарий. Гибель Маяковского, глазами следователя, который расследуя ее, все больше проникается состраданием к поэту. Изабель Юппер уже согласилась сыграть Лилю Брик. Я тяжело болен, но я очень хочу снять эту картину, надеюсь, мне хватит времени… Очень нужно деньги на картину. Первый канал ее хочет, уже дает мне часть суммы. Нужно еще».

семья

Сыновья от предидущих браков Дмитрий и Владимир, внук Костя.

Третья жена – Ольга, актер и режиссер.

«В Новый год, в 12 ночи, я всегда дома. Елка у нас есть, как и у всех людей, и подарки мы дарим друг другу, но это не является навязчивой идеей. Главное, что мы в этот час дома, и надо получать удовольствие от того, что твой год начался именно здесь, в твоей семье. У нас всегда полон дом гостей. И нам радостно их принимать - и старых своих знакомых, и новых людей. От этого я никогда не устаю … На стол мы с женой готовим оба. Я делаю фаршированную рыбу по старинному рецепту. Это довольно муторно и сложно, но ради такого праздника один раз в году можно постараться. А Оля придумывает тучу всякой вкуснятины. Она режиссер документального кино, и новогодний стол в ее исполнении - самая гениальная реальность».