Режиссер Роман Козак начал заниматься театром, еще когда учился в МЭИС, однако настоящее знание профессии пришло позже, во время учебы в школе-студии МХАТ на курсе Олега Ефремова. Именно ему Козак был обязан пониманию театра как жизни, а жизни — как театра. С середины восьмидесятых ставил спектакли во МХАТе, в театре-студии «Человек», в рижском Театре русской драмы, в антрепризах по всей Европе, стал лауреатом международных фестивалей в Риге и Мюнхене. Заслуженный деятель искусств РФ и председатель Гильдии театральных режиссеров России. Несколько лет назад Козак был призван спасать захиревший Театр имени Пушкина и с задачей справился. Считал, что театр — «это не обязательно абсолютная монархия, она может быть и конституционной». Был участником проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

годы жизни

1957 — 2010

город, в котором я живу

Москва

«Я сам не коренной москвич, родился в провинции… Для меня понятия «провинция» не существует. Я считаю, что и в столице есть много провинциального, и в провинции могут быть столичные театры, и художники европейского уровня».

где родился

Винница

город на севере Украины

где и чему учился

Учился в Московском электротехническом институте связи. В 1983-м окончил Школу-студию МХАТ (курс О.Н. Ефремова).

«Я воспитан, на самом деле, Ефремовым, и этим уже все сказано».

где и как работал

Начинал как актер и режиссер Московского театра-студии «Человек», который возник из театральной студии при Московском электротехническом институте связи. Среди постановок «Чинзано» и «Елизавета Бам на елке у Ивановых».

«В студии я был счастлив даже тогда, когда изображал в массовке бойца с винтовкой. Через некоторое время Рошкован предложила мне роль Маяковского. И начался совершенно другой этап в моей жизни».

Работал как актер и режиссер во МХАТе им. А. Чехова. Был главным режиссером Московского драматического театра им. К.С. Станиславского, затем режиссером Театра русской драмы в Риге, ставил спектакли в различных театрах и антрепризах. С 2001-го – главный режиссер Московского драматического театра им. А.С. Пушкина.

«Театр-дом — это не обязательно абсолютная монархия, она может быть и конституционной. Может быть, я несколько старомоден со своей верой в эту концепцию. Мне вообще часто кажется, что я часть пятна, которое выводят. Но изменить уже ничего не могу… Я ведь по большому счету гвоздя забить не могу. Я умею жить и работать в театре. При условии, что он — мой дом».

что такого сделал

Во МХАТе им. А. Чехова поставил «Любовь в Крыму», «Маленькие трагедии», «Женитьба» и др. В 1990-м основал театр «Пятая студия МХАТ», где поставил спектакль «Маскарад» по Лермонтову. В театре имени Пушкина поставил спектакли «Ромео и Джульетта», «Академия смеха», «Наваждение», «Трое на качелях», «Самоубийца», «Саранча» и др. Автор более 20 режиссерских работ в зарубежных театрах.

«Трагическое и шутовское, смешное и печальное у нас настолько близки, почти неразрывно связаны, и это свойственно, наверное, только той культуре, в которой мы воспитаны. Наверное, вся абсурдистская европейская литература — и Кафка, и Беккет — обязаны Чехову, Гоголю, но в первую очередь — Достоевскому. И потом, вся наша жизнь такая: пока существует страна по имени Россия, пока мы говорим на этом языке, существует этот странный смех — безудержный смех, связанный и с печальным, и с трагическим».

достижения

В 2006-м поставил театральный проект с участием трех русских драматических театров — Литвы, Латвии и Эстонии: спектакль «Русский смех» по рассказам Достоевского.

дела общественные

Председатель Гильдии театральных режиссеров России. Входил в жюри драматургической премии «Действующие лица».

общественное признание

Заслуженный артист России. Заслуженный деятель искусств РФ.

Получал Гран-при на международных фестивалях в Мюнхене и в Риге.

люблю

футбол

семья

Жена — Алла Михайловна Сигалова, хореограф, руководитель Театра современного танца. Дочь Анна и сын Михаил.

Алла Сигалова, жена: «Роман очень мудрый. Оттого что он меня любит, он как-то умеет все мои негативы превращать в достоинства. Никогда не раздражается».

«Сведущие люди утверждают, что "разговорить по душам" режиссера Козака…трудно, но вполне возможно: если, конечно, ты сидишь у него дома, рядом бегает его маленький сынишка, а где-то в комнатах мелькает любимая жена Алла Сигалова. Вот тогда он, может быть, и расслабится».

и вообще…

«Когда у меня спрашивают, вот с кем вы любите репетировать, с талантливыми или с порядочными людьми? Я отвечаю, не задумываясь конечно, с талантливыми».

«У меня есть подозрение, что неполитического театра вообще не существует. Даже если это пьеса о любви. Театр отображает и состояние умов и наше социальное положение».

«Я никогда в жизни не искал и не делал что-то необыкновенное, такое, чтобы приобрести имидж новатора».

Роман Козак на «Снобе»

Показать все публикации

    Роман Козак продемонстрировал «Бешеные деньги»

    В театре им. Пушкина с аншлагом прошла премьера спектакля по пьесе Александра Островского

    О театре и о том, из чего он состоит

    Я очень хочу открывать новые имена — режиссерские, драматургические, актерские. Для меня это важно. Скажем, в декабре прошлого года Василий Бархатов — изначально оперный режиссер — по моему приглашению поставил шиллеровских «Разбойников», это был его дебют на драматическом поприще. В 2002-м я позвал Киру Серебренникова делать у нас «Откровенные полароидные снимки», которые стали его первым спектаклем в профессиональном московском театре. Кроме того, в разные времена были Урнов, Чусова в самом ее начале, Елена Новикова и многие другие...

    Это будет настоящий актерский праздник

    Сейчас я репетирую спектакль «Бешеные деньги» по Островскому. Как мне кажется, это очень современный текст. Вообще Островский очень современный автор