Максим Суханов — один из самых колоритных  российских актеров, человек, умеющий блистательно вживаться в любые роли, будь то герой-любовник или безжалостный злодей. Родился и всю жизнь прожил в самом центре Москвы — возможно, поэтому сейчас предпочитает уединение подальше от шума городского на даче. Отучившись в Щукинском училище, был принят в труппу Вахтанговского театра (говорит, что всеми главными навыками обязан режиссеру Владимиру Мирзоеву), также играл в «Ленкоме» и театре имени Станиславского. Там, как и на других площадках, играет до сих пор, считая театр и кино двумя совершенно разными территориями — у Суханова, впрочем, получается действовать на обеих. В кино он снимается с середины 80-х, действует в самых разных амплуа. Среди наиболее заметных работ — роли в «Стране глухих», боевике «24 часа» и «Богине» Ренаты Литвиновой. Успевает заниматься и ресторанным бизнесом — с самого открытия является одним из владельцев клуба «Маяк», едва ли не главной московской точки притяжения людей искусства. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

город, в котором я живу

Москва

«Я всю жизнь жил в городе, в самом центре Москвы. У меня все время крутятся какие-то детские воспоминания, но больше, конечно, всяких чувственных воспоминаний: запахи, звуки. Запах нового свежевырытого метро, только что положенного асфальта, бензина...»

день рождения

10 ноября

где родился

Москва

«Я вырос... в Ветошном переулке, за ГУМом... Не могу сказать, что я чуть что бегу на эту улицу предаваться ностальгии, но что-то особенное в этом месте для меня есть. ...таких эмоций, как рядом с моим первым в жизни домом, у меня не возникает нигде».

у кого родился

Отец — Александр Суханов, военный.

«Я с ним периодически виделся. На тот момент, наверное, этого было недостаточно. Но сейчас я благодарен тому, что моя жизнь сложилась именно так и что я был отдан на "растерзание" маме».

Мама — Татьяна Константиновна, художник.

«Меня растили мама и бабушка. И я рад этому. Мама для меня идеальный спутник — спокойный, мудрый, верящий в меня. А когда веришь в своего ребенка, а не стараешься все сделать за него, это помогает ему самому совершать правильные шаги».

Дед — Константин Бузанов, актер (погиб на войне), бабушка — Вера Буреева, актриса.

«В семье у нас с театром многое связано: мой дед был актером в театре Мейерхольда, и бабушка — актриса, она училась у Мейерхольда».

где и чему учился

«Я учился в трех разных школах. Последней была школа номер 232 с литературным уклоном. ...В школу приходил к третьему уроку, спал долго, сил набирался. С учителями отношения были не очень: с уроков частенько выгоняли: С одноклассниками я не дружу и практически не общаюсь...».

«В старших классах я стремился к успеху и благосостоянию уже вполне цивилизованными методами: варил джинсы и разводил аквариумных рыбок. Я довольно рано понял, что деньги должны быть, если ты сам не хочешь жить в канаве и не хочешь видеть там своих близких».

«С детства я играл на фортепьяно — у меня музыкальное образование. И бабушка меня учила, и педагоги на дом приходили. ...Пел всегда. И группа в школе была. Причем пели только на английском языке. ...Я пробовал поступать в училище Ипполитова-Иванова, но в результате поступил в Щукинское».

Окончил Театральное училище им. Щукина

«В Щукинское театральное училище я поступил, чтобы избежать призыва в армию и чтобы жить припеваючи — как мне тогда казалось... Конечно, после того, как я начал заниматься делом и включился в профессию, мое мироощущение сильно поменялось, а представления перевернулись на 180 градусов. Но я ни о чем не жалею».

где и как работал

«Я в детстве колебался в выборе, кем стать — музыкантом или врачом. Мне всегда казалось, что мое дело — лечить людей. И то, что я делаю сейчас, как мне кажется, в некотором роде имеет отношение к врачеванию. Поэтому независимо от того, какого персонажа я играю, думаю, что мое влияние на зрителя будет позитивным».

Играл в театре Вахтангова, в Ленкоме и в театре им. Станиславского, снялся более чем в 20 фильмах и продюсировал фильмы, записывал аудиокниги и писал музыку.

«В "Амфитрионе" мой оперный пролог и совсем чуть-чуть моей музыки - в "Сирано". В юности этих упражнений было больше».

что такого сделал

Вместе с Борисом Бергером сделал книгу «Муравьиные инъекции», которая должна скоро выйти.

В театре им. Вахтангова играл в спектаклях «Кабанчик», «Ричард III», «Стакан воды», «Брестский мир», «Зойкина квартира», «Государь ты наш батюшка», «Варвары», «Амфитрион», «Сирано де Бержерак» «Дон Жуан».

«Играть одноклеточных мне было бы скучно. А зрителям было бы скучно смотреть».

«Мне кажется, неправильно загонять актеров в рамки строго определенных амплуа и жанров. Многополярная система создания образа всегда интереснее, нежели предписанная кем-то система табу».

В «Ленкоме» играл в спектаклях «Парень из нашего города», «Две женщины», «Тартюф», а в театре им. Станиславского - в спектаклях «Хлестаков», «Тот этот свет», «Укрощение строптивой».

«Прежде всего, театр - это удовольствие. Мое собственное удовольствие, связанное с реализацией, наверное, моего "я". ... это реализация того пути, который мне предназначен. Вполне возможно, что когда-то он может закончиться. ... Значит, тогда появится какой-то другой путь».

«Никогда не мечтаю о ролях — просто жду предложений от режиссера. И дальше или соглашаюсь и "погружаюсь", или отказываюсь и иду своей дорогой».

«Театр и кино - это две разные территории. Работать в театре очень полезно для разминки психофизики, для поддержания ее в хорошей форме».

Продюсер четырехсерийного фильма «Дни ангела» и двухсерийного фильма «Посылка с Марса». Выступил как исполнительный продюсер и актер в фильме «20 сигарет».

«У меня не очень большой продюсерский опыт. Идея заняться этим делом принадлежит моему другу Александру Самойленко, который привлек к продюсированию и меня. Мне его замысел показался очень интересным, и я принял в деле посильное участие».

«Я участвую только в тех проектах, которые мне интересны. И если бы в той же роли в "20 сигаретах" не было второго плана, не было рассуждений о пчелах, я бы вряд ли на нее согласился. Остался бы только исполнительным продюсером. Но это же очень интересно, когда тебе представляется возможность воздействовать на людей столь необычными и непрямыми путями и средствами».

Записал ряд аудиокниг.

«Я выпустил "Камеру обскура" Набокова, "Коллекционера" Фаулза, "Мастера и Маргариту" Булгакова, "Палату №6" Чехова, "Приключения Тома Сойера" Твена. Кого-то из любимых авторов я выбирал сам, что-то мне предлагали. Очень любопытно существовать в этом жанре. Когда ты погружаешься в хорошую литературу, то испытываешь совсем другое восприятие себя в пространстве. Опыт ни с чем не сравнимый — ни с театром, ни с кино».  

дела общественные

Вместе со своим сокурсником Александром Самойленко помог Щукинскому училищу издать эпохальную книгу «Вахтанговская школа. Летопись 1913-2000 гг.»

общественное признание

Дважды лауреат Государственной премии за исполнение ролей Хлестакова и Сирано де Бержерака.

«Известие оказалось для меня приятной неожиданностью. Это первое. Второе: я получил деньги. А так ровным счетом ничего не изменилось».

Трижды получал премию «Чайка», дважды — «Золотой Овен», а еще и премию «Ника» за лучшую роль второго плана в фильме «Страна глухих».

Премия «Золотая маска» — за роль Сирано в спектакле «Сирано де Бержерак».

«Конечно, это все связано с удовольствием, любая премия. И играть в это удовольствие, участвовать в такой церемонии, как, например, "Золотая маска". И почетно, и приятно. Другого отношения тут быть не может».

удачные проекты

Фильм «20 сигарет».

неудачные проекты

«Нельзя надеяться на случайности, скользить по поверхности, распылять свои силы на бездарные проекты. Останавливаться там, где ничего созидательного не происходит, где идет только поглощение твоей энергии. Надо беречь себя».

известен тем, что…

Среди критиков за свою «детскость» получил прозвище infant terrible.

«Я давно понял, что в этой профессии вообще нельзя стареть душой, нельзя упускать свою детскую непосредственность, способность удивляться, соглашаться на иллюзии».

мне интересно

в юности увлекался Deep Purple

люблю

загородные прогулки

«Мы большие поклонники загородных поездок. Не могу сказать, что готовимся к этому как к специальному мероприятию – корзинки со снедью не пакуем. Но экспресс-вылазки совершаем».

путешествовать по  Европе на автомобиле

«Мы часто ездим в Европу, берем там машину и пересекаем несколько стран по автобанам».

купаться в море, плавать в бассейне

домашних животных

ну, не люблю

«Я ненавижу готовить, не умею. Готовить должны женщины. Это правильно, красиво. Я могу себе поджарить яичницу, но мне всегда кажется, что получится невкусно».

«Я очень не люблю, когда мне кто-то рассказывает о том, что я ему снился. Это странное чувство - я прихожу к кому-то во сне, живу в этом сне, что-то делаю. И после своей смерти я бы не хотел сниться кому-то...»

«Не люблю хиппи, не люблю секты, студии, не люблю людей, которые могут репетировать двадцать четыре часа не моясь, но бесконечно говоря о творчестве. Есть в этом что-то неправильное...»

компромиссы

«Я стараюсь, чтобы их было поменьше. ...Мне компромисс неприятен, особенно если ты на него идешь, прекрасно отдавая себе отчет в несостоятельности другого мнения. ... в какой-то момент из-за бесконечно нанизываемых компромиссов происходит мутация твоего собственного "я". Может быть, безвозвратно. Поэтому, если есть выбор, нужно чутко прислушиваться к себе, к своим желаниям и, по возможности, их удовлетворять. Я вообще стараюсь в жизни не делать того, чего мне не хочется. Вот и все...».

мат на сцене

«Театр не в последнюю очередь создается благодаря хорошему вкусу и тонким энергиям. А нецензурная брань - это зашифрованный негативный и примитивный код. Это только на первый взгляд мат со сцены приближает персонажей к зрителям, делает их понятными и "своими". На самом деле, это заблуждение».

мечта

«В старших классах школы я скорее мечтал о том, чтобы во взрослой жизни у меня был ненормированный рабочий день, и о том, чтобы меня постоянно окружал праздник».

В юности была мечта стать известным и совершенно неузнаваемым актером.

«Я хотел, чтобы меня знали по моим ролям и никогда не вычисляли в толпе на улице. Половины своей мечты я добился. Теперь, если меня останавливают гаишники, они перетряхивают мою машину, и, даже когда говорю, что я актер, они кивают и требуют показать, какое оружие я прячу в носках».

семья

Дочери Василиса, Софья.

и вообще…

«Я перфекционист, стремлюсь к идеальному».

«Я верю в судьбу, в ту энергетическую силу, которая заключается в ней, я верю в то, что точка рождения и точка смерти заданы. Но каждый из нас ежедневно делает свой выбор. И все дело в выборе пути, по которому ты идешь. Или не идешь. В том, соотносится ли твой путь с тем, что было предназначено судьбой. Если нет - она тебя поправит. Может быть, жестко. Все зависит от поступка, от компромисса».

«Я не революционер и считаю, что глупо и суетливо тратить свою жизнь на попытку сбалансировать добро и зло. Я лучше возьму родных мне людей и уеду туда, где этот баланс еще не нарушен».

Чулпан Хаматова, актриса: «Редкий случай, когда при такой фактуре, фактуре убийцы, совершенно другое внутреннее содержание. На площадке с ним работать замечательно. Он не вызывает у меня ни одной отрицательной эмоции - сплошной плюс».

Александр Самойленко, актер: «За время, что я его знаю, он изменился только в том, что полысел и создал свой имидж. ...Он очень тонкий человек, замечательный друг. Очень преданный. Всегда спасет или поддержит в трудную минуту. Он трогательный человек в отношениях с любимыми людьми и друзьями. А в бизнесе он отлично умеет вести переговоры. Всегда умеет привести людей к общему знаменателю, который бы устроил всех».

Владимир Мирзоев, режиссер: «Размышляя о Максиме, я хотел бы ввести новый для нашего театроведения термин: диапазон обаяния... Когда он орет на сцене благим матом, этот крик проходит сквозь сердце и улетает в сторону луны, а когда он шепчет, этот шелест слышат девушки, торгующие бутербродами в зрительском буфете».

Максим Суханов на «Снобе»

Показать все публикации