Кинорежиссер Карен Шахназаров — автор более трех десятков картин, в том числе нашумевшего в свое время «Курьера» и музыкальной драмы «Мы из джаза». Не побоялся административной работы и десять лет назад согласился возглавить «Мосфильм», добился для него статуса государственной киностудии, вытащил из нищеты и, по сути, во многом возродил. Несмотря на обязанности гендиректора киностудии, по-прежнему продолжает с завидной регулярностью снимать новые фильмы. Причем формальный статус госчиновника не мешает ему иногда спорить с властями. В целом придерживается убеждений левого толка — впрочем, кино снимает для людей всех идеологий и вероисповеданий. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.

день рождения

8 июля

где родился

Краснодар

у кого родился

Отец — Георгий Хосроевич Шахназаров, известный советский политолог,доктор философии, профессор, член-корреспондент РАН.

«Мой отец — карабахский армянин из Баку, мама — русская... Моим воспитанием в основном занималась мама, отец всю жизнь много работал. Он никогда меня особенно не ругал, не читал мне нотаций. Воспитывал меня своим примером. Привил мне любовь к книгам. Сам он был человеком необычайно —энциклопедически — эрудированным, сейчас, пожалуй, таких уже и нет. Я поражался: он знал наизусть всего Камоэнса, знал всю мировую литературу —помнил имена не только главных героев, но и второстепенных персонажей. Я много читал и читаю в своей жизни, но до отца мне очень далеко».

Мама — Шахназарова Анна Григорьевна.

«Мама окончила ГИТИС, театроведческий факультет, но всю жизнь занималась семьей и не работала».

«Мои родители не имели отношения к театру, но как-то так получилось, что они очень быстро обросли знакомыми из театрального мира. ...у нас дома бывали Юрий Любимов с Людмилой Целиковской, заходил Володя Высоцкий, родители дружили с Анатолием Эфросом».

где и чему учился

Окончил режиссерский факультет ВГИК, мастерская Игоря Таланкина.
Дипломная работа — короткометражный фильм «Шире шаг, маэстро» (1975).

«Мне было лет двенадцать, когда я увидел "Рабочий поселок". Несмотря на то, что это был "взрослый" фильм, он на меня произвел незабываемое впечатление. Тогда я решил, что буду работать в кино... Киномир казался привлекательным, загадочным, но истины я не понимал».

служил?

«Я в армии в роте разведки служил».

«...когда первый раз стрелял из автомата, был оглушен его резким звуком и почти не видел, куда палил. Но на курок жал усердно. Тогда я понял, что человек, который держит в руках оружие, априори чувствует превосходство над другими людьми».

где и как работал

Режиссер-постановщик на киностудии «Мосфильм».

«Сценарий фильма "Мы из джаза" я с Сашей Бородянским переписывал десять раз. Данелия постоянно вносил поправки. Сегодня меня уже никто не заставляет переделывать сценарии, но благодаря урокам Данелии я знаю, что сценарий невозможно изготовить за два дня. И за две недели тоже. Хотя, казалось бы, подумаешь, всего шестьдесят страниц...»

Избран секретарем Союза кинематографистов СССР в 1986-м.

«Я долго оставался самым молодым режиссером, а потом самым молодым секретарем Союза кинематографистов».

Руководит VI Творческим объединением «Старт» («Курьер») киностудии «Мосфильм». Член правления концерна «Мосфильм». Член Совета директоров в компаниях ОАО «ТВ-Столица» и ОАО «ТВ-Центр».

Автор и ведущий телецикла «ХХ век в кадре и за кадром» на телеканале РТР.

В 1998-м году избран генеральным директором и председателем правления киноконцерна «Мосфильм».

«Согласился я не сразу... Хозяйство мне досталось аховое: честно говоря, я даже представить себе не мог, что все до такой степени разрушено. Сидишь и думаешь, что делать в первую очередь... Начинать с ремонта? Или оборудование закупать?.. В одиночку я ничего бы не сделал, мне мосфильмовцы помогли... Мне нравится моя работа. Поверьте: быть генеральным директором — тоже творчество. Более того, пока мне удается работать и генеральным директором, и режиссером. Но если встанет выбор, я все-таки предпочту снимать кино. Хотя это не меньшая головная боль...»

«Я не перестал снимать кино и делаю это с той же периодичностью, что и в молодости: снимаю один фильм примерно раз в два года. Подчеркиваю, я не чиновник. Я — менеджер. Бизнесмен. Государство ни копейки не дает "Мосфильму", и все, что мы имеем, заработано мной и моими коллегами... И я благодарен судьбе, которая дала мне шанс попробовать себя в разных ипостасях».

«Два года я был ассистентом у своего учителя Игоря Васильевича Таланкина. Потом работал в объединении Георгия Николаевича Данелии. И это стало школой».

что такого сделал

Написал повести «Молодые дирижабли» и «Курьер».

Среди снятых фильмов: «Мы из джаза» (1983), «Зимний вечер в Гаграх» (1985), «Курьер» (1986), «Город Зеро» (1989), «Цареубийца» (1991), «Исчезнувшая империя» (2008), «Палата номер шесть» (2009).

достижения

Добился государственного статуса киностудии «Мосфильм».

«Я помню, сколько всего было сказано в мой адрес, когда "Мосфильм" доказывал, что для киностудии путь акционирования и приватизации — гибельный... Пока "Мосфильм" добивался статуса государственной киностудии, я про себя узнал много нового... Как только меня не называли — и "красным директором", и "большевиком", и "тормозом на пути рыночных отношений". Финансовые проверки на студии проходили бесконечно. Но жизнь доказала, что именно наша стратегия оказалась правильной. Сегодня киноконцерн "Мосфильм" — суперрыночное предприятие».

дела общественные

Входит в правление Союза кинематографистов, правление Российской киноакадемии, правление Европейской киноакадемии, коллегию Министерства культуры РФ.

Член Общественной палаты при Президенте РФ (2006), председатель Комиссии по культуре.

«В Общественную палату меня выбрали, и это было приятно. Отказываться не стал. А зачем? Вдруг удастся использовать присутствие в данной организации во благо нашему кино?»

общественное признание

Лауреат Национальной премии Российской академии бизнеса и предпринимательства «Дарин» за выдающиеся заслуги в эффективном менеджменте и управлении учреждением сферы культуры или искусства (2005).

Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Курьер», Лауреат Государственной премии Российской Федерации за продюсирование фильма «Звезда», Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный артист Российской Федерации. Лауреат премии «За вклад в искусство мирового кинематографа» на Международном Фестивале в Искии, Италия (2005).

«Для меня самой важной наградой была награда Московского кинофестиваля за фильм "Курьер" в 1987 году. Она была вторая. В моей биографии бывали и первые награды на фестивалях, но эта была очень важной, потому что первую получил Феллини. А я боготворил Феллини, и поскольку я был второй, я сидел рядом с ним на сцене в течение часа, пока шла церемония, и еще к тому же и переводил ему».

удачные проекты

Фестиваль «Мосфильма» в США в феврале 2008 года, посвященный 100-летию российского кинопроизводства, прошел с огромным успехом.

«Сами организаторы из Линкольн-центра подобного не ожидали. Полные залы. Много молодой публики, в основном студенты. Отбором фильмов занимался директор Нью-йоркского фестиваля Ричард Пенья. Он лично пересмотрел нашу коллекцию и отобрал 24 картины. "Июльский дождь", "Карнавальная ночь", "Дядя Ваня", "Зеркало", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Курьер", "Мы из джаза", "Груз 200"... И, конечно, Эйзенштейн, Медведкин, Пырьев, Ромм...»

мне интересно

плавание

«Спорт этот достаточно однообразный, и, конечно, во время плавания я могу думать о чем угодно, часто думаю о кино. Не могу определить пропорцию, что удачного приходит, но это спорт, который позволяет думать».

вождение

«Вождение машины для меня уже тоже хобби, потому что я вожу машину, не просто функционально перемещаясь из одной точки в другую. Для меня вождение нечто большее, чем просто крутить руль и жать на педали...»

люблю

книги

«Я читаю все подряд. Сейчас в Москве книжные магазины работают и ночью, и по дороге с работы я иногда останавливаюсь и покупаю сразу много книг. Но художественную литературу мало читаю, а если и читаю, то классику».

«Люблю русскую классику. В молодости предпочитал западную, но с годами стал ценить русскую: Пушкина, Гоголя, Толстого. Перечитываю "Войну и мир", "Анну Каренину". Люблю русских историков: Соловьева, Ключевского».

компьютерные игры

«...многие из них совершенно замечательно сделаны. На таком профессиональном уровне, что невольно игра заменяет кинематограф. В выходные могу поиграть, с детьми. Надо сказать, с интересом. Жалко, в стрелялках этих слишком много трупов. И все же как здорово они сделаны!»

рестораны

«Я предпочитаю посиделки вне дома. Люблю рестораны... Это у меня с молодости. У меня есть друг, вместе с которым мы когда-то и обрели эту привычку. Его дед, известный в то время археолог, обладал уникальной библиотекой с раритетными изданиями. Друг время от времени тягал оттуда пару-тройку книжек и сдавал их в "Букинист" в гостинице "Метрополь". На вырученные деньги мы и кутили. С тех самых пор любовь к ресторанам у меня неизменна. Мне нравится шум, среда, нравится наблюдать за людьми. Но это вовсе не значит, что я завсегдатай пафосных ресторанов».

ну, не люблю

матерщину

«Для меня больной вопрос — ненормативная лексика в книгах, театре, на экране. Если уж мы так боремся за свободу выражения творческого "я", тогда давайте узаконим мат везде, не только на экране - на улице, в троллейбусе! Ведь, насколько я понимаю, за матерщину в публичном месте предусмотрено наказание по статье Административного кодекса? Если да - то её не должно быть, по закону, нигде — ни на улице, ни в театре. А если она есть на экране — то тогда, значит, можно материться и в Общественной палате, и в Думе, и в Совете Федерации...»

люблю, когда поздравляют с …

Днем рождения

«...День рождения как Новый год — прекрасный праздник именно в молодости. Особенно в детстве, это ожидание подарков... И это правильно, это здорово. С годами это, конечно, уходит, а чем старше становишься, тем меньше тебя день рождения радует. Так что сегодня для меня день рождения просто факт биографии, факт еще одного прожитого года. Но когда тебя поздравляют, это всегда приятно».

мечта

Снять фильм-сказку.

семья

Был трижды женат.

Дочь Анна от второго брака, живет в США.

«Я ее встретил... Встреча меня обрадовала, хотя это очень сложный психологический момент. Да и история, получается, не закончилась, а по-настоящему только началась: я встретил взрослого человека, американку, это другой человек и новая история взаимоотношений, которая либо должна начаться, либо нет. У нас была хорошая встреча, слишком хорошая, чтобы об этом говорить всуе. Просто "Санта-Барбара" какая-то - сериал не надо придумывать».

Сыновья Иван и Василий — от третьего брака с Дарьей Майоровой.

«Для детей важно, чтобы ты с ними поиграл, позанимался. Тогда возникает связь. А так — ну по телевизору показали, и что? Хотя они и хвастаются этим иногда, чего я крайне не приветствую. И все-таки во взаимоотношениях важно поиграть вместе в футбол — это в десять раз важнее...»

и вообще…

«Я всегда помню, что моя профессия - это как профессия врача. Я свои картины делаю (и обязан делать) для людей любых взглядов - левых, правых, коммунистов, либералов, христианских демократов, для всех...».

«По своим взглядам я ближе к социалистам, как и положено художникам. Быть правым всегда было не слишком прилично».

Александр Бородянский, режиссер, сценарист, актер, продюсер: «Как только мы познакомились, у нас сразу же сложилось ощущение, что мы обо многом думаем одинаково. Бывают, конечно, разногласия: ему серебристый цвет машины нравится, а мне - красный, он любит штаны поуже, а я - широкие, но о серьезных вещах мы абсолютно одинаково думаем, поэтому нам легко друг с другом. Я на своем веку работал со многими выдающимися режиссерами, и зачастую мне было с ними очень сложно. Они были людьми очень интересными, но совершенно другими. Шахназаров человек интересный. И еще я бы сказал - положительный. Это не значит, что у него нет отрицательных качеств, как и у любого человека. Но в Карене есть стержень. Если он делает кино, то никогда не думает, как бы "Оскар" получить. Он делает такой фильм, какой сегодня хочет сделать».

Карен Шахназаров на «Снобе»

Показать все публикации