Сразу оговорюсь, что я выступаю за образование. Важно не только обладать врожденным талантом, но и уметь им управлять. Художник, особенно современный, должен быть погружен в историю предыдущих периодов: он должен знать историю искусств и разбираться в разных живописных традициях и течениях. Это актуально для всех видов искусства: без понимания базы, то есть наследия, невозможно создать произведение, которое будет жить в веках. Композитор не напишет симфонию без классического музыкального образования, художник не станет новой величиной без азов изобразительного искусства и без искусствоведческой базы. Качественное образование – это прочный фундамент для творческих экспериментов.
А уже после этого можно говорить о развитии в разных направлениях. Например, в РАХ есть отдел новейших художественных течений, где авторы работают на стыке искусства, науки и последних технологий. В палитру таких художников входят и музыка, и искусственный интеллект – всё, что только возможно. Главное – научить художника работать с этими инструментами, чтобы он мог создавать работы, которые передают его замысел и индивидуальность.
Конечно, одного образования – даже очень хорошего – мало. Нельзя недооценивать труд и усердие. Я убедился в этом на личном примере, когда для решения проблем с учебой пришлось погрузиться в новые для себя технические сферы – от шелкографии до кинематографа. Это помогло не только пройти аттестацию, но и получить дополнительные компетенции.
Есть гениальные художники, такие как Анри Руссо, которые пришли в искусство самоучками и вписали себя в мировую историю. Но на мой взгляд, для большинства художников очень важна фундаментальная база, о которой я сказал выше. Я считаю, что в XXI веке у художников есть возможность погрузиться в огромное разнообразие тем, теоретических изысков и методик, чего не было даже 30 лет назад.
Это не означает, что в творчестве не остается места современным подходам. Цифровое искусство – это, безусловно, важная часть культуры, но сегодня оно вырвалось за строгие рамки академизма. Во многих цифровых композициях эта основа, как и в период авангарда, снова испытывается на прочность. Но даже самые сложные для исполнения музыкальные произведения, будь то Ференц Лист или Сергей Рахманинов, строятся всё на тех же семи нотах, из которых состоит «Собачий вальс». Так и в художественной сфере: наличие у современного автора классического образования делает его работы более конкурентоспособными. Например, в ММОМА недавно завершилась выставка «Люби меня, как я тебя», которая объединила классические живопись и скульптуру с фотографиями, видеоартом и объектным искусством. Мы посвятили эту экспозицию, основную часть которой составили работы из коллекции нашего музея, вечной теме любви – она продолжает волновать художников вне зависимости от выбранного ими творческого направления. Например, лекция «Уроки Русского Севера. Как традиционное искусство вдохновляет современное» была посвящена работе интересной творческой резиденции ТАФ в деревне Ошевенск в Архангельской области.
На мой взгляд, на роль связующего звена и камертона двух разнородных концепций – классики и современности – идеально подходят преподаватели. В первую очередь они должны быть примером и, конечно, не должны завидовать ученикам или вредить им, закрывая путь к полноте исторических или современных художественных идей. Они должны научить студентов уважению традиций и восприимчивости новых форм. Иначе художники будут механически разделяться на два полярных лагеря, что не идет на пользу динамичному и свободному, ставящему по-настоящему творческие задачи искусству.