Культурная жизнь летом обычно затихает, выставок открывается меньше, а публика разъезжается. Но сейчас, кажется, все наоборот – недавно открылось 3 масштабных проекта, которые приковали внимание зрителей со всего мира.

В Венеции сейчас проходит XIV Архитектурная биеннале, на которой представлены последние достижения мировой архитектуры. Тема мероприятия в этом году - Fundamentals. Биеннале состоит из основного проекта и национальных павильонов, в которых каждая страна-участница представляет собственный проект. Куратором основной программы в этом году стал Рем Колхас,  он предложил участникам исследовать последние 100 лет развития архитектуры и пройденный ею путь от национального к глобальному.  А российский павильон в этом году удостоился награды «Специальное упоминание», так что его стоит увидеть.

Если на путешествие в Венецию нет времени, можно съездить в Санкт-Петербург, там 28 июня открылась Европейская биеннале современного искусства Манифеста 10. Ее главный проект представлен в Эрмитаже, часть работ выставлена прямо в экспозиции Зимнего Дворца – современное искусство вступает в диалог с классическим и воспринимается по-новому. В Главном Штабе проходит вторая часть основного проекта, там представлены наиболее масштабные произведения. Самая впечатляющая работа, пожалуй, – произведение   Томаса Хиршхорна «Срез». Автор построил в здании Штаба многоэтажный бутафорский дом, а потом разрушил его часть. Получилась метафора истории, которая была забыта, но вследствие катастрофы стала видимой. Множество площадок в Петербурге также представляют выставки, которые входят в параллельную программу Биеннале. На них представлены фотография, видеоарт, инсталляции, живопись – Манифеста позволяет открыть для себя все разнообразие сегодняшнего искусства.

А в столице можно посмотреть IV  Московскую Международную биеннале молодого искусства, на которой представлены работы художников  со всего мира. Главные проект проходит в Музее Москвы, а стратегический – в Московском музее современного искусства, универмаге «Цветной» и в Государственном центре современного искусства.  Куратором биеннале в этом году стал Дэвид Эллиотт, он сформулировал общую тему – «Время мечтать». Большинство художников, мне кажется, мечтают о мире равных возможностей. Но в их работах можно прочесть и множество других значений - современное искусство открыто самым разным интерпретациям.