9 мая Венецианская биеннале открылась в 56-й раз. Спустя полтора месяца начинается лучшее время, чтобы внимательно ее посмотреть – пора вернисажей, вечеринок и толп закончилась, а погода в Венеции по-прежнему прекрасная.
Программа Биеннале состоит из нескольких частей. Основной проект – это масштабная выставка, которая каждый раз проходит с новым куратором и новой темой. В этом году ей занимается всемирно известный Окви Энвейзор, который выбрал название «Все судьбы мира». В экспозиции он показывает критический потенциал искусства, для чего стремится художественными методами «осмыслить все тревоги нашего времени в их полноте, сделать их понятными, исследовать и выразить их». Рассуждая о современности, Окви обращается к актуальной сейчас у художников теме философии начала ХХ века. На выставке, например, есть секция, посвященная «Капиталу» Карла Маркса, и специальный раздел имени Сергея Эйзенштейна. Кроме героя начала прошлого века упоминания удостоились и другие россияне: в основной проект вошли работы двух наших художников. Одна из них - Ольга Чернышева - будет представлена еще в национальном павильоне Кубы, а Маврикий (неожиданно) выставит работы Виталия Пушницкого. Кстати, Маврикий, вместе с Гренадой, Монголией, Мозамбиком и Сейшельскими Островами, участвует в Биеннале впервые – так что это отличный шанс увидеть искусство этих стран, которое, надо сказать, еще не слишком известно.
Кроме основного проекта каждая страна-участница (а их в этом году 89) готовит выставку в собственном павильоне. Россия в это году показывает проект Ирины Наховой. А в параллельной программе Биеннале, которая проходит в пространствах по всей Венеции, появилась экспозиция Гриши Брускина, проект Эрмитажа и работы российских художественных групп AES+F и Recycle, которые показывает Московский музей современного искусства вместе с галереей Триумф.
Каждый раз, когда я приезжаю на Биеннале, у меня появляется удивительное чувство – ощущение соединения современности и истории. В Венеции, с ее потрясающей архитектурой и культурой, актуальное искусство обретает новый контекст и вступает в диалог с мировым художественным наследием. Работы современных авторов, выставленные в церквях семнадцатого века или во дворцах восемнадцатого, выглядят совсем иначе, чем в традиционном музейном пространстве, и это добавляет еще одно измерение для их интерпретации.
Чтобы считать все возможные смыслы требуется время – все проекты просто невозможно осмотреть за пару дней. К счастью, этого и не требуется, ведь Биеннале в этом году открыта до 22 ноября.