Всем — традиционное большое спасибо. Живы, рассуждаем, пишем уважительно, обмениваемся мнениями о важном, ценя свое мнение и не отвергая с порога чужое, понимаем, что люди не просто разные — именно в их разности и заключены все краски мира и наша собственная перспективная, удержанная в самых разных исторических периодах человечность. Все это  здесь с нами и все это в сложившихся обстоятельствах — уже много. Поэтому — живем дальше. И — пишите нам.

***

картина Жан-Луи Эрнеста Мейссонье
картина Жан-Луи Эрнеста Мейссонье

Катерина Вадимовна, очередное гигантское Вам спасибо за тему и за ее раскрытие!

Сверхконцентрация как противоположность дефицита концентрации и статистика выраженности в популяции - это часть более общей закономерности.

Почти про все так: у большинства выражено так-сяк в разной степени, но есть два полюса, две крайности, и они вот такие.

Даже педагогические подходы к коррекции (при необходимости коррекции) тоже универсальные.

Принять особенность как данность, как вариацию нормы. И позволить растущему человеку быть «собой-с-особенностью» (на выпускной экзамен с игрушечным подъемным краном - вот это педагогика!!!!!)

Для меня Ваш пост НЕ про сверхконцентрацию.

А про необходимость сформировать уклад, среду таким образом, чтобы всем, каждому был доступен МИНИМУМ (необходимый и достаточный, как игрушечная машиночка на экзамене), благодаря чему все сообщество сможет дружественно развиваться.

Не «большинство, диктующее меньшинствАМ», а мир биосоциального разнообразия, где все всем полезны в меру возможностей.

Светлана, Ленобласть.

Мой мейл [email protected]

Отвечу обязательно

***

Пишет Екатерина:

Екатерина Вадимовна, в очередной раз хочу сказать спасибо, за то, что вовремя публикуете статью.

Сын растет вместе с Вашим блогом.

И вот сейчас прочитала про то "что с детьми/подростками" договариваться не обязятельно)

И это очень отозвалось.

Сын тут пошалил в школе, вышел за рамки.

Директор, разборки.

А я "вдруг" не стала защищать.

Ибо защищают невиновных, а если ты не прав, значит ты не прав.

Сын удивился, выдвинул мне модное "про безусловное принятие его", "что я ДОЛЖНА быть всегда на его стороне", про то "что уйдет в депрессию".

Я пожелала ему удачи, рассказала, что кроме тарелки гречневой каши не должна ничего, даже телефон не должна оплачивать, а уйти порекомендовала не в депрессию, а в "Жилищник" дворником поработать.

И о чудо!

"Малыш" понял, что не прокатило. И что в этом доме депрессией, принятием и долгом не пахнет, и вновь повернулся светлой стороной к людям.

Посмотрим надолго ли хватит)

***

Анастасия, 42 года

Екатерина, добрый день!

В очередной раз выражаю вам свою благодарность за ваш блогерский труд)

Отличная статья.

Что хочется сказать: у меня дочка, подросток, 16 лет, в этом году экзамены и поступление (как бы, посмотрим, что выйдет на самом деле). Да, тоже разговоры про дворника были лет в 13, но потом, ближе к 15 годам начала просматривать в ней ее собственный стержень, и хоть не самые крутые оценки у нее, но все же я смогла с облегчением вздохнуть.

Главная радость, на фоне общих нервяков про экзамены, это возможность сказать своему ребенку — ТЫ МОЖЕШЬ БЫТЬ КЕМ ЗАХОЧЕШЬ В ЭТОМ СОВРЕМЕННОМ МИРЕ!!! Ура)) Хочешь изучать птиц, сидеть на острове и не видеть людей по полгода — пожалуйста! Хочешь быть дизайнером — пожалуйста! Не определилась — не страшно, просто получи какой-нибудь диплом по возможности своего ума, потом решишь)))

Всего этого мы были лишены в 90-е годы, когда бухгалтер, менеджер и юрист — были верхом совершенства образования для наших родителей. И выросло поколение «менеджеров» преимущественно)))

А я так мечтала быть и зоологом, и балериной, и адвокатом)))

Но мама решила, что после неуспешных экзаменов на юрфак, определением, что я не балерина, и что зоологи умрут с голоду, мама решила, что товаровед — это надежно! И даже бросить это обучение через полгода — оказалось катастрофой))

И да, периодически (через день) я слышу стоны типа, все плохо, я ничего не сдам, и буду проститукой))) Они меня не пугают, потому что я готова принять заранее, что может быть у нее совсем ничего не выйдет, и планы не выгорят. Жизнь такая многогранная — еще успеет найти себя.

Недавно я прочитала замечательную фразу, которую можно говорить своим детям: «Родители тоже проживают свою первую и единственную жизнь», и у нас тоже все в первый раз, и мы в первый раз воспитываем своих детей, и в первый раз планируем отпустить их на волю. И мы не можем знать всего, мы же не боги.

***

Пишет Оксана:

Добрый день! Тема очень животрепещущая, спасибо Вам огромное за статью. С облегчением осознала, что не только у меня подросток такой. Очень хотелось бы продолжения, что с ними такими делать? Как вдохнуть в них желание жить и учиться? Как вести себя с ними? Как мотивировать?

***

Здравствуйте! Пишет вам Маргарита из Челябинска. Сталкивалась с проблемой детской и подростковой мотивации очень часто, т.к. 8 лет преподавала английский, точнее -- готовила к ЕГЭ и международным экзаменам. И всякое повидала. Были и дети, которые на таблетках, как роботы, ходят -- потому что заботливые родители все-таки поставили им диагноз, а безвольным овощем управлять проще. А то, что он в стену двадцать минут смотрит, пока его не окликнешь -- так это сопутствующие потери (с). Были и те, кому повезло больше. И все они сдавали экзамены по собственному желанию. Да, так тоже бывает! Среди всех примеров, которые я встречала, есть одно общее качество. От этих детей отстали родители. Ну или изначально не приставали, давая определенную степень свободы и ответственности. Это выражалось в основном в том, что ребенок сам нес ответственность за себя с того возраста, с которого это было логично. Ему никто не надевал ботиночки в 6 лет, не делал с ним домашку в 10 лет (кроме суперсложных случаев), не подогревал десять раз еду в 12 лет. Получил двойку? Исправишь сам, мама плакаться не пойдет. В субботу у нас уборка всей квартиры с 11 утра до 15 дня, твои задачи такие-то, изволь выполнять. Не хочешь есть? Захочешь -- поешь. Маму в воскресенье трогать нельзя, она отдыхает. И вот эти четкие правила общежития вместе с нарастающей ответственностью за свою жизнь давали какой-то эффект взросления без тревожности. Причем родители там часто тоже были не тревожные. "Сдаст экзамены -- хорошо, не сдаст -- пойдет курьером, а там как получится". И культа успешности какого-то в их головах не было, потому что было понимание того, что сценарии бывают разные. На мой взгляд, лучшее, что можно сделать в случае, когда ребенок уже "лег на диван" -- сначала родителям унять свою тревожность. Ну не получит он нормальное образование -- в курьеры пойдет, авось дойдет через ноги, что в тепле и с кофемашиной сидеть приятнее. Еще можно поразбираться в разнообразии профессий и зарплат. Хороший электрик получает, как хороший программист, если руки из нужного места растут. К тому же ежегодно появляются новые профессии, и мы не знаем, что будет лет через 10 -- это тоже успокаивает. После унятия тревожности придется пройти весь путь, который они недопрошли, отдав ребенку постепенно ответственность за сферы своей жизни. Бытовые, учебные, социальные. Медленно, долго и болезненно, потому что будут позывы сделать "быстрее и лучше", только вот они со своими благими намерениями уже сделали, что имеют, и об этом хорошо бы помнить. К концу пути, когда ребенок начнет что-то мочь, он и хотеть начнет. И тут важно это "хотеть" не передавить, а дать попробовать и потестить. И не обесценивать первые попытки. И в этом случае, мне кажется, появится надежда на то, что все продолжится хорошо.

***

Здравствуйте, пишет Анна из Москвы. Я помню точно такую же проблему из своей молодости, хотя нас никто не облизывал и в принципе все вокруг твердили, что мы никто и звать нас никак. Вроде вырос, а ничего не умеешь и не знаешь чего хочешь. Но окружение подростка влияет больше, чем родители, когда ребёнок видит что весь класс уже куда-то «пристроен», он начинает орать на своих предков: а вы то чего думаете. Родитель может предоставить четкий алгоритм: вытягиваешь математику, поступаешь туда то и проблема решена на ближайшие пять лет. Я тогда для себя пошла по накатанной: поступила куда сказали родители. Не особо жалею, хотя все могло быть куда лучше. Я бы не советовала родителям потакать ребёнку искать низовую работу в фастфуде, детских садиках, магазинах (хотя в своё время мне туда хотелось), там жесткая дедовщина и круговая порука для своих, он может возненавидеть весь мир. Хотя есть конечно случаи, когда попал в душевный коллектив и все нравится, и готов там работать всю жизнь, если такое возможно. Но своей дочери я сразу сказала: после школы поступаешь туда то, а не получится — туда то.

***

Добрый день, Меня зовут Катя, живу в Риме 12 лет, родом из Тюменского севера. Знаю одну историю, очень похожую на рассказ о Марине Александровне. Тюмень, самый конец 30-ых годов. Вдовец с 3 детьми (младшему 3, старшей 10) женится на молодой женщине. Скоро его арестовывают по доносу соседа. Расстреляли его практически сразу, хотя узнали об этом лет через 10, все время ждали, что вернется. И вот эта молодая женщина-мачеха остается одна с 3 детьми перед войной, родственники все дорогу забыли. Была суровой и неласковой, била их за малейшую провинность (у младшего остался шрам на брови, это она его учебником ударила). С ранней весны до поздней осени выгоняла из дома в поисках всего того, что можно собрать, засушить - засолить и как-то заработать. Но она их никуда не сдала, ни в какой детдом, и как-то вытянула во время голодной войны. Когда они выросли и разъехались из дома, они всегда относились к ней с уважением. Замуж она больше не выходила. Так вот к Марине Александровне. Мне кажется, эти истории похожие, это просто выданный крест. Если его никто другой не поднимает, значит, это буду я, больше некому. Люди бывают и такие.

***

Здравствуйте, Катерина. В ответ на тему "Ничего на знаю и ничего не хочу". У меня есть приятель, который до 8 класса был троечник. После 8 класса пошел работать на время летних каникул, заработал копейки. Его это мотивировало на хорошую успеваемость, с тем чтоб получить хорошее образование и зарабатывать хорошие деньги квалифицированным трудом. Мое детство пришлось на Советский союз, и многие мои друзья работали летом  - неважно где, главное, был заработок и собственные деньги. Я это к тому, что для того чтобы у подростков не было этого затыка с отсутствием мотивации, надо отправлять их работать как можно раньше, хотя бы на месяц летом. Причем даже не спрашивать их согласия. Я работала летом, начиная с 12 лет - и как мне кажется сейчас, мне это дало самое ценное - привычку к труду и понимание жизни. Боязнь ответственности и страх взрослой жизни у подростков нужно искоренять самой жизнью -  то есть работой, ведь в ней есть все жизненные сценарии: понимание ответственности, отношений, готовность поступиться собой.

***

«Ничего не знаю, ничего не хочу»

Ох ты ж…

Эпидемия прямо!

И она, похоже, не внутри семьи решается, нет у семей таких ресурсов. У тех, где ребенок уже… Попался.

Телефон, говорите? Блогеры-миллионники?

Собрать вместе нескольких таких с телефонами, с типа мечтой стать блогерами-миллионниками (выраженной в какой угодно степени вялости)… 

Так вот, собрать их вместе и сделать с ними исследовательский проект «Блогеры-миллионники и телефон как проблема/ресурс». За городом . На турбазе какой-нибудь.

И там вытащить наверх аспект «телефон как ресурс» для уроков, для личностного роста и всего такого.

Остальное тоже приподнять, в исследование вставить. Каждому соавтору выступить на школьной конференции или хотя бы поучаствовать заочно. С вовлечением родителей.

Так себе идея, не под диагноз. Просто мне в этом возрасте и в этом состоянии - самой - подошло бы.

Мы в нашем отряде («Комкон-Б», то есть Комитет по контактам с Будущим) когда-то пытались на сборах в середине восьмидесятых нечто подобное… 

Нет, не про телефон, их тогда не было. А все остальное было. Школьники, которые ничего не знают и ничего не хотят. Но это были дети из семей, терпящих поражение в своих многопоколенческих стратегиях.

А вытаскивали сборы как раз дети из продвинутых семей. Либо сами продвинутые. У которых как-то совесть была встроена. И они умели «правильное» словами защищать.

Что сейчас? Сломались именно их семьи? Именно они ведут детей на прием? 

Странно… Такое же и в других государствах, мы переписываемся с эмигрантами, у которых дети или даже внуки - есть проблема!

Они инстинктивно чувствуют свою невостребованность в будущем? Именно эти? Которых научили ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ в буквальном смысле слова?

Я понимаю, что родители должны были учить их чувствовать других («подлизываться», «угождать всем людям без изъятья» по-молчалински из «Горя от ума»).

Может, Россия массово этому угожданию и учится в последние десятилетия?

Но что делать со школьником, который уже… не научился? Он безнадежен?

На антителефоннфй детокс - куда? 

Да тут и «антишкольный» детокс не помешал бы.

Школы-общины типа такой, какую делал М.П. Щетинин в Зыбково, в Текосе? Там есть перспективные идеи, но это все авторское, хотя я знаю родителей, чьих детей Щетинин вытащил из болота апатии (такие были всегда).

В советские времена были попытки сделать школу трудовой, в перестройку пробовали развивать «Школьные компании» (в рамках экономического просвещения - проект «Джуниор Эчивмент», прошу прощения, так и называлось, кириллицей).

Но надо же конкретной семье помочь, конкретному ребенку!

А вообще - если эпидемия, как одного спасать, без общих противоэпидемических мероприятий?

Если бы, например, любил кошек-собак… Пристроить в приют на работу, на час-два-три-четыре часа, чтобы ему деньги платили (на самом деле деньги родительские, схему придумать не проблема).

Или что? Наш старший внук в десять лет так в Красном Кресте работал мастером игры «Инвестор» (по Роберту Кийосаки), даже в командировки ездил. Не один, разумеется.

Это мальчики в основном? Но девочки наверняка тоже…  

Какие-то местные складчины-пулы устраивать родительские, между собой их перезнакомить, сделать общий родительский чат, вдруг озарит кого?

Светлана, Ленобласть.

Мой мейл [email protected]

Отвечу обязательно.

***

Здравствуйте, Екатерина Вадимовна. Хочу поделиться своими соображениями по поводу того, почему Марина Александровна взяла на воспитание детей своей умершей знакомой. Я вижу здесь 2 причины, хотя они связаны между собой.

  1. Марина Александровна производит впечатление честного перед самой собой человека. Она не строит иллюзий относительно своей красоты и перспектив в науке. Она понимает, что вероятность счастливо выйти замуж в её случае близка к нулю (не в красоте дело, это всё относительно, а в том, что она сравнивает потенциальных избранников с отцом, а до этого идеала никто не дотягивает). Понимает, что заметный след в науке тоже оставить не сумеет. Если всё оставить как есть: жизнь одинокой женщины, работа в институте, может быть, преподавание — это всё серо и не имеет особого смысла. Это просто существование. Пока дано время. Она умная женщина. Ей не хочется провести 30-50 лет вот так, просто ждать, пока выйдет твоё время. Поэтому, когда дети остались одни, она взяла их на воспитание. Это проект, попытка придать своей жизни смысл. Сделать что-то, что действительно важно в этой жизни. Если получится помочь этим детям найти своё место под солнцем, значит, проект удался. Они пойдут дальше по жизни. Тем самым она оставит что-то после себя. И, учитывая, как всё сложилось, её попытка оказалась удачной. Она сумела вывести в жизнь 4 человек. Без неё, скорее всего, они бы закончили печально (хотя шансы тоже были, пусть и небольшие). 
  2. Мне кажется, что в Марине Александровне живо чувство долга. А, может быть, это совесть. У неё была размеренная жизнь: работа, жилье. А тут дети в беде. Дети, которых она знала с рождения. Для которых делала что-то хорошее ещё при жизни их матери (т.е. что-то же её заставляло оторваться от повседневных дел и пойти почитать им книжку (я считаю, что это как раз попытка придать своей жизни какой-то смысл, делать что-то полезное (см. п.1))). Перед ней стоял выбор: либо она сохраняет свою удобную размеренную жизнь как есть, но время от времени убегает от ответа на вопрос «Могла ли она что-то сделать для этих детей? Не струсила ли она, не желая изменить свою жизнь?» (что сложно, учитывая, что она честная с собой), либо она выходит из зоны комфорта (в данном случае вылетает из неё как пуля), но зато ей не стыдно перед самой собой. 

Я считаю Марину Александровну очень отважной женщиной и настоящим Человеком. Даже несмотря на то, что, на мой взгляд, её мотивы были исключительно эгоистичными (т.к. она хотела придать смысл своей жизни, в первую очередь). Она смелая и сильная. Завидую этим её качествам. 

***

Пишет Александр:

Добрый вечер!

Вы правы! Сложность мотивирования детей заключается исключительно в их нежелании взрослеть. До информационного перехода последних двадцати лет все взрослые были недосягаемы для детей, их авторитет был непререкаем. И процесс взросления строился на подростковом нигилизме, когда как раз оспаривался авторитет взрослых. Именно в этот момент, на мой взгляд, ребёнок сам осознавал себя таким же взрослым.

Сейчас для детей нет авторитетов. Оспаривать нечего. Взрослеть незачем.

Осмелюсь высказать ещё одно своё мнение... Всё дело в самих взрослых. Мы сами едва ли повзрослели. Мы сами уткнулись в телефоны в поисках сиюсекундных кайфушек для мозга. Мы сами не являемся теми примерами, которыми бы хотели быть для своих детей.

Но гораздо проще сетовать на детей и на гаджеты.

***

Добрый день. Может, дело не в мотивации, а в ответственности, чувстве долга? Если оно есть, то и не будет всех этих "хочу - не хочу", "интересно - неинтересно". Мне вот мама говорила, что для неё было просто невозможным не сделать то, что надо. Это даже не тот случай, когда человек как-то заставляет себя или ищет причины, чтобы сделать. Это когда просто в голове не укладывается: "КАААААК вообще возможно не помыть пол, прийти в школу с несделанной домашкой или баловаться на уроке?" Это табу. Умри, но сделай. Звучит как типичная история о родителях, которые врали ребёнку, что были идеальными, а сами куролесили только так. Но нет. Она четверть века проработала в очень непростой организации, стала ценным специалистом и сейчас получает о-очень хорошую для нашей области зарплату. Какой-нибудь разгильдяй, не приученный к ответственности, так бы не смог. Но ответственность нельзя сформировать в один миг, тем более, у почти взрослого человека. Остаётся только ставить перед фактом. Где вы видели, чтобы взрослые люди бездельничали и нигде не работали? Такого не бывает. [Понятно, что на самом деле бывает, но это ведь не норма и мы не к этому стремимся]. Всякий человек должен будет пойти на работу, сразу или после того, как выучится. Не хочешь учиться - иди сразу работать. Иначе не бывает, просто потому, что так устроена жизнь. Вот только у меня вызвала вопросы строчка "Значительная часть нормальных реалистичных планов вроде «я буду печь торты», «я буду водить поезда», «я буду работать в детском саду» у современного городского ребенка «из хорошей семьи» блокирована родителями изначально". А как же семьи, где родители именно этим и занимаются? По логике, дети из семей, где родители "строят дома и пекут торты" не должны сталкиваться с нехваткой мотивации - ведь родители не считают такую работу чем-то немыслимым, если сами на неё ходят. Ну и где все эти толпы Филипков с горящими глазами? Я работала в школе, где таких детей большинство, так что вопрос риторический... Неделю назад у ворот той школы столкнулась со своим бывшим учеником. Он, кажется, был рад. И я - тоже. "Сеня сегодня пришёл в школу! Досидел до седьмого урока! Значит, по крайней мере, бывает на занятиях!" Этот Сеня в первом полугодии не получил ни одной оценки по русскому - так много прогуливал. Вообще товарищ с большим приветом: страдал токсикоманией, пытался попрошайничать, не раз брал чужое... А зимой его друг (тоже при случайной встрече) сказал мне, что Сенька торгует наркотиками. Вы представляете, во что может засунуть свой нос такой парнишка? Если в школе - значит, хоть какой-то шанс, что взялся за ум. И там он хоть как-то под контролем и при деле. Интересы, мотивация, выбор... А бывает и так. Пришёл в школу - уже хорошо.

С уважением, Екатерина из Омска.

***

Добрый день!

Спасибо за ваши увлекательные тексты. Может ли быть так, что подростки  лишь часть общей проблемы? А в целом -  имеющих смысл занятий совсем немного. Для нашего поколения, которое росло в 90-е, был кнут в виде совсем неприглядной бедности,  так что вопрос об осмысленности не возникал - хорошая зарплата вот он смысл. Значительная часть трудится на конвейре псевдоинтеллектуального труда, который  не приносит никакого удовлетворения. Но и какой-то "настоящей" работы как альтернативы этому не существует. Вы приводите в пример девушку в "Перекрестке". Возможно, она будет на своем месте, в том смысле, что не будет переживать на тему "я достойна большего", но она будет сталкиваться с тяжелыми условиями труда и можно предположить, что претензий и всевозможных конфликтных ситуаций в ее работе ничуть не меньше, чем у офисного работника. Ремесленные профессии, малый бизнес - то, что так хорошо выглядит в инстаграме, в реальности же цепочка все равно приведет к рабочему в цеху или китайской фабрике, а сам предприниматель будет заниматься маркетингом, логистикой, продвижением. Кому сейчас может показаться привлекательной работа на заводе, когда есть офисы для айтишников, в которых есть все, что душа пожелает. Очень сложно выделить перечень специальностей, которые могли бы иметь некий смысл. В первую очередь на ум приходят ученые, но какой процент имеет и склонности, и возможности заниматься наукой? Затем врачи, но и тут нужен и интерес, и определенный тип характера. Казалось бы учителя, но почему тогда мы видим, столько откровенно недовольных жизнью людей именно среди педагогов. Где найти подростку, если у него нет явного таланта, ориентиры? При том, что и взрослые люди их не имеют, выгорая к 30-40 годам. Неудивительно, что молодежь, у которой есть финансовая поддержка, просто не спешит к этому конвейеру. Этот тренд характерен для всего мира, на западе "тихое увольнение", когда ты делаешь ровно столько, чтобы не быть уволенным. В Китае Tang Ping, "лежать на месте", то есть опять же не вступать в бессмысленную гонку. Мы попали в мир, где наша ценность непрерывно обнуляется. Это касается и нас взрослых, имеющих опыт в какой-то сфере, где все так быстро меняется, что у  вновь пришедшей молодежи оказывается больше компетенций, чем у тех, кто проработал пару десятков лет. И молодых людей, которые сдавали егэ на сто баллов, выбирали всей семьей лучшие вузы и падали в обморок над списками, а затем пришли на работу и выяснили, что их особенный трек на этом закончился и делать они будут тоже самое, что и те, кто не особо старался. А выпускник ФМШ, который к 30 решил выучить аюрведу, имеет даже большие шансы на успех, так как совершенно точно найдет желающих на свои консультации. Поэтому мне кажется, что никакого отдельного рецепта для мотивации подростков не существует, так как его нет в принципе ни для кого. И те взрослые, кто смог сформировать какой-либо капитал, моментально выходят из гонки и также живут в свое удовольствие. С уважением Анна.

***

Здравствуйте, Катерина! Я счастливый отец троих прекрасных мальчишек. С интересом прочитал сейчас Ваш текст и захотелось поделиться собственным опытом. Точно подмечено насчет чувства тревожности и вины за зависание с телефоном или, говоря языком лампового прошлого, за обыкновенное безделье. Со мной это ощущение осталось на всю жизнь и сильно эту самую жизнь портит.

В школе в какой момент меня так все достало, что я начал придумывать себе всякие недуги и «болеть», а потом и вовсе ударился в прогулы на целый год с редкими перерывами. В итоге, меня выперли из хорошей школы в плохую и ту я умудрился закончить только благодаря кори, которая освободила меня от выпускных экзаменов. Все это прогульное время мне было стыдно и страшно, что застукают да и врать постоянно это еще тот стресс… Потом мое отношение к собственной жизни заметно исправилось и кое как удалось взять ее течение в нужное русло. Когда смотрю сейчас на своих телепузиков, узнаю себя в их возрасте и стараюсь им не мешать валять время от времени дурака. Пытаюсь объяснить, что и безделье часть нашей жизни, и часть необходимая, но все же не главная. Борюсь с желанием «сделать из них нормальных людей и исправить в них свои ошибки», стараюсь их поддерживать, но не поучать. Доверяю им больше, чем себе и боюсь сломать их любопытство и  дерзновенность. Но в этом месте моя стратегия вступает в конфликт с видением жены. У нее детство было другим, другой опыт и другие методы. И получается у нас дома злой полицейский и добрый. Один сходит с ума от безделья детей, а второй с ними бездельем наслаждается. Не всегда уверен, что я прав в попытках дать детям самим пройти путь от безответственного ребенка к мужчине именно таким образом, но сейчас Ваши советы прозвучали очень созвучно для меня за что большое спасибо! Доверие, свобода, поддержка в создании собственной счастливой жизни такой, которая нравится им, а не нам. И если они будут счастливыми дальнобойщиками, то я только за). Иногда я и сам об этом мечтаю, но не могу и не хочу с ними расставаться надолго. Спасибо Вам еще раз! С уважением, Максим

***

 «Нормальный по Фрейду», «любить и работать».

Спасибо! Вдохновляюще:)

Очень заинтересовали двадцативосьмилетние - настолько, что захотелось их их «поженить».

Например… Она узнала о беде семьи, целеустремленно прониклась, его родители согласились на эксперимент…

Они съехали в ее однушку на окраине и стали платить ее ипотеку, а она стала в их квартире квартиранткой с маленьким холодильником в ее комнате . 

И общесемейный холодильник на кухне опустел.

Она дома только чай пила, питалась в других местах, подробности неважны.

Он же по ночам из холодильника таскал? 

Ну, она, вселившись, в какой-то момент предложила ему вечерний чай с перекусом ради поддержания соседских контактов и попросила помочь подготовиться к ОГЭ в колледж после девятого класса - математика, информатика, физика, русский язык. По пособиям. 

За еду:)

Сдала, поступила, учится заочно, он помогает. 

На самом деле она и без него с учебой справляется, но чтобы уж не совсем на халяву подъедался…

Она учится на бухгалтера-экономиста, он заодно с ней тоже - само получилось, хоть какой-то диплом:) 

Потом у нее маленький бизнес образовался, она просила его помощи по чуть-чуть, вполне для него посильной и профильной.

Дальше можно фантазировать о чем угодно. Тут мелькнула тема про то, что у гончаровского Ильи Обломова прокрастинация была такого рода, что современными лекарствами можно отрегулировать. Может, и впрямь?

Светлана, Ленобласть

Мой мейл [email protected]

Отвечу обязательно.