Дмитрий Коваленко

Пустая книга

Книга Минаева "Ельцин" меня разочаровала по всем статьям. И даже не потому, что в ней так мало экслюзивной информации- сплошные куски из "Эпохи Ельцина" и книг западных исследователей. Ну что поделаешь- когда автор ставит себе задачу написать хоть что- то о своем герое, быстро подготовить материал к печати как правило всегда так происходит. В книге главное- я не увидел саму суть этого феномена- Ельцин. У Минаева он вечно сомневающийся, переживающий, болеющий сердцем. Этакое воплощение генеральной линии, закрепленной в прощальной речи Президента. Ни на минуту не сомневаюсь, что БЕН многое пропускал через себя. Мало того, всячески разделяю авторских подход- Ельцин умел внутренне анализировать и обладал некой народной правдой. Но к огромному сожалению мы так и не получили в книге ответ- что заставило Ельцина стать оппозиционером? Что заставило человека партийной системы бросить выщов ей? Только ли внутреняя вера в необходимость перемен? Или что- то иное? Почему автор не проанализировал парадигму внутренних причин героя? Я например сомневаюсь сильно, что БЕН был таким уж сильным управленцем, хорошо разбирался в кадрах. Кроме того, Ельцин был сформировавшимся советским кадром с огромными амбициями, честооюбием и верой в сильного Героя. Минаев постоянно обходит неудобные факты биографии, ему неудобно писать об этом. И поэтому образ Ельцина в книге абсолютно перекошен, непонятен для читателя. Странные попыткм самоубийств, все эти шаг вперед и два назад, цезаризм, увлеченность силовиками. Совершенно оказались не изучены быть может самые важные, узловые моменты- август 91,приватизация, Чечня, византивизм, выборы 96 года.... Есть пересказ событий, но поведенческого анализа нет. Почему было так, а не иначе. Странно, что автор совершенно не дал картину формирования окружения, борьбы в нем, отношения Ельцина ко всему... Странно, что из повествования исключены Березовский, Лужков, "Семья". Как можно не уделить им внимания просто не понимаю.Вообщем, книга про первого Президента оказалась очень неудачной, пустой.Надежда остается на то, что в скором времени появятся работы, которые дадут и более яркий образ Ельцина, и анализ его поступков, и целостную картину эпохи
0

Попосятина

Храмы в центре Москвы особые....Машины, пробки, толпы - обычный  хаос жизни.  А на их территории - спокойствие, размеренность, тишина.... Ощущение такое - что два разных времени.  Наша жизнь - время сжатое как пружина, агрессивное, боевое....А там- спокойно текущее как река....И какое было удивление, когда я на этом островке спокойствия услышал орущую музыку - блатняк, раздававшийся из черной тонированной иномарки....И еще большее удивление было, когда из машины вышел молодой батюшка в рясе....Он был молод, уверен в себе - всем своим видом демонстрировавший свою значимость и современность....Вот этот блатняк на территории Храма - это для меня было что-то совсем новое....Отталкивающее и инородное....Тут же  в голове всплыло слово - ПОПОСЯТИНА....Как определение коверкающее, оскверняющая Церковь, все эти Символы Веры, Высокий Дух и Веру в добро и святость... 
28

Пугачевщина 21 века

Банда Муромцева - удивительный фантом....Я не знаю - что это-пиаровская разработка-с целью превращения борьбы с националистами в активный тренд сегодняшнего дня, либо попытка  выкристаллизировать честных и смелых силовиков, гибнущих под пулями бандитов (ну, вспомните слова ВВП - нельзя видеть в милиции врага, они оберегают наш покой)...Я не знаю....В любом случае, я не вижу, что это повысит любовь к силовикам.... Бандиты какие-то все малолетки, странно объявившие войну системе... Да и действия ментов вообще запредельны - против них брошена целая армия и все было практически впустую....Они убегали, скрывались...Информация путалась...Вообщем, все выглядит как действия стада слонов, топчущих саванну и выглядящих деградантами...  Я хочу поговорить о другом....О том,  не признак ли это осовремененной пугачевщины, разинщины....То есть повторении все той же русской истории- стихийного вооруженного протеста униженных, растоптанных, бросающих вызов целому государству. Любой пик социальной напряженности в русском обществе всегда заканчивался вооруженных протестом - страшным, уголовным, зверинным....Но если в учебниках- Пугачев,Разин, Болотников и прочие герои выглядели натуженно борцами за справедливости- а с тем и вошли в память - явно положительными героями, то став  современниками  пусть такой локальной "партизанщины" мы сталкиваемся с дилеммой.. С одной стороны, они бандиты- убивающие якобы из принципа (а как говорят, и реально обиженные на правоохранителей - на их беспредел, жестокость, попрания моральных и человеческих прав, на беззаконность), а с другой - люди их ПОНИМАЮТ и не готовы их однозначно осудить.....При том, что они несут идеологическую чушь, дикую черносотенность и явно этим не формируют идейную любовь....Но их на ментальном уровне люди ПОНИМАЮТ, то есть понимают по человечески, по провинциальному.....Глубинка,  та Россия их понимает....И уже их все называют не бандитами, не преступниками, а партизанами....Безусловно, это современная пугачевщина....Против них все государство, но не факт, что против них народ....Мне кажется, с точки зрения социологии - это определенный сигнал социального конфликта....Значит государство теперь рассматривается в сознании социальных слоев- прежде всего там, в провинции- уже не как враждебный элемент, а как элемент инородный...Поэтому в Башкирии, Кузбассе, на Дальнем Востоке  население начинает активно конфликтовать, вступает в открытую схватку - до крови, до кулаков, до ножов...И их ПОНИМАЮТ люди, и не осуждают.....Эти борцы еще "не герои" и о них не складывают баллады....Но кто даст гарантию, что то не начальная страница последующего бунта - бессмысленного и беспощадного...Причины его возникновения нельзя свести только к экономическим и социальным противоречиям. У русского народа на протяжении всей истории одним из ключевых является понятие правды, связанное с соблюдением христианских заповедей. Начальство обманывает, грабит простой народ, нарушая эти заповеди. Народ же в рамках социальной системы не может восстановить правду и бунтует против системы. Трагедия заключается в том, что народу тоже приходится нарушать нравственные Законы: убивать, грабить. Бунтовщики не жалеют не только угнетателей, но и самих себя. Нравственная раздвоенность заставляет Пугачева не щадить самого себя: «...Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования». Оставаясь в рамках системы, изменить ситуацию нельзя, а для выхода из системы уровень сознания народа недостаточен."Банда Муромцева" -  для 21 века,на мой взгляд, социологический нонсенс... Это значит, что мы катимся в архарику...Это значит, что в России не работают современные форматы коммуникации, их попросту нет. Какая демократия - как инструмент нивелирования общественных конфликтов, какие сетевые коммуникации и результативная рефлексия,  русская глубинка погружена в состояние, когда единственный выход она находит в топоре и ноже....Стало быть, если банда Муромцева -это не придумка, а реальный факт, то это НАСТОРАЖИВАЮШИЙ и ТРАГИЧНЫЙ факт....
0

Бюрократическое сословие

Бюрократию в России ругают традиционно. Нет ничего поганее, постыднее, аморальнее, чем слыть бюрократом. Правда, это не мешает считать, что лучшей работой является работа чиновника и лучшей карьеры, чем в госаппарате просто не сыщещь. И все-таки что такое российская бюрократия? Насколько она является той реакционной силой, которая тормозит развитие страны?Российская политическая мысль достаточно давно нашла место российской бюрократии. Это место- правящий класс России. Благо тому, что собственность и ресурсы традиционно находились в руках государства, власть никогда не была отдалена от собственности, а собственность всегда была не отдалена от власти.Уже поэтому российское понимание бюрократии очень сильно расходится с пониманием бюрократии в западной политической системе. Западное государство дуалистично. Есть политический класс- который собственно и принимает решения - он мобилен, дискретен и обновляем. Есть бюрократия - слой, который следит за выполнением чужих решений. Ему не дано право голоса,он более традиционен и стабилен. Совсем не значит, что эта бюрократия более дешево обходится государству. В англосаксонской системе бюрократия ограничена законами, правовыми актами, деятельностью общественных организаций и самоуправлением. В европейской (пример- Франция, Германия, Италия и проч) или японской системе- бюрократия это совершенно самостоятельный класс, обладающий массой возможностей вмешиваться в экономический процесс. Это своеобразная прослойка, защищающая гражданина от корпораций, поддерживающая политическую стабильность. Противовесом ей выступает судебная система и гарантия соблюдения прав собственности. Т.е. экономический ресурс там поделен между государством и частным лицом (корпорацией), что не позволяет одной силе доминировать.В России все по другому. Согласно модели Симона Кардонского, в России бюрократии в классическом понимании нет, а есть сословия, причастные к распределению ресурсов. У нас экономика не отдалена от государства. Все кормятся из одной кормушки. Поэтому наша бюрократия -это служилый класс, обладающий вотчиным правом. Этот служилый класс действует во благо государства, исходя из своего понимания служения. Естественно, он не действует по процедурам, а действует по понятиям. Он служит государю и некой идее. Общество ему не интересно, потому что не оно его нанимает и позволяет жить. Поэтому столь силен антагонизм общества и бюрократии. На понятийном уровне они не понимают друг друга. Особенностью современной русской бюрократии является то, что она в последние полвека была серьезно заражена сращением с черным рынком. Его культура и традиции буквально укоренились в бюрократии. Поэтому ожидать внутренней перестройки этой системы не приходится. Она может только вытравливаться путем ограничения чиновничьих полномочий, более совершенной правовой системой, эффективным судом и главное- через контроль общества. Открытость и прозрачность этой системы - это своего рода Тайд против паразитов...Есть правда один момент, объясняющий почему правящий режим не может радикально изменить чиновника. Несмотря на то, что прекрасно понимает и все издержки, и весь паразитизм системы. Причина в том, что именно эта бюрократия рассматривается властью как сила, обеспечивающее единство страны и удержание стабильности. Другого инструментария правящий режим - и век назад, и сейчас просто не видит. Общество не достаточно ответственно, население в своей массе политически не культурно, институт собственности не закреплен, политические институты слишком хилы. И это уже для власти системный тупик.
2

Человеческий праздник...Хочу!

Почему любые большие праздники в Москве превращаются в коллапс? Ощущение такое, что не праздники существуют для людей, а люди-для них....В будни постоянно перекрывают центр Москвы и основные городские магистрали- пробки становятся такими, что только тротилом их можно ликвидировать. Люди по три часа стоят в них, городской транспорт не движется, перемещаться по городу нельзя...Тысячи милиционеров и солдат стягивают в столицу - ощущение, что не праздник, а военная операция проводится.... Все ходят с дубинками,хорошо что не с автоматами...В дни праздников везде стоит ОМОН и внутренние войска...На официальные мероприятия людям не попасть-их там не ждут...Все для гостей и первых лиц...Бредятина полная....Майские дни- настоящий апокалипсис для столицы....Понятно, что люди стараются уехать хоть куда-нибудь...Не нужен им этот праздник, не нужны им эти "народные "гуляния"... Именно в эти дни все очень хорошо ощущают- что этому городу, этой стране они не нужны....Все человеческое силами чиновниками вытравливается, вычищается....И уже не человек в центре праздника, а чиновник для которого стало принципом хорошо провести мероприятия для вышестоящих....Я не хочу таких праздников...Я не хочу, чтобы дети впитывали их атмосферу- закостенелую, бесчувственную, аморальную, бездушную....Прекратите это! Очеловечите их, сделайте их поистинне народными- без войск, без ГИБДД, без милиции, без чиновников с одной извилиной....Сделайте массовые спортивные доступные мероприятия, дайте возможность реализоваться народным фестивалям, откройте площадки для творчества, устройте молодежный танцпол, откройте музеи и сделайте их бесплатными для посещений, уйдите от официозной глобальности...Наконец, откройте город - превратите его на день в город жизни,добра, творчества...
2

Подражатели

И пусть меня осудят, но Россия -это страна подражателей. Когда это началось? Да, наверное с князя Владимира, когда мы начали подражать Византии. После и покатилось все - копировали Орду, копировали Рим, брали модель Германии, увлекались вольтерианством, носились с марксизмом, любили и ненавидели Наполеона, преклонялись пред республиканской Францией, копировали америкосов, тряслись над  "китайской моделью".....  Нам хочется подражать, нам нравиться подражать, нам нравиться включаться в мировой дискурс... Но нам чертовски не нравится жить своим умом, прагматично мыслить, реализовывать не форму, а содержание...  Внешнее нас увлекает  и несет вперед... Мы меняем кафтаны на платья, учим язык, не шлифуя произношения, давимся иноземными продуктами, читаем зарубежных авторов, устойчиво не воспринимая ни их нормы поведения, ни образ жизни...Наше подражание глобально - с понедельника мы начинаем новую жизнь и всей массой устремляемся в марафон обновления...Но проходит неделя-другая и все это наскучит, и будет отправлено в утиль...Наше подражание капризно...И оно не рассчитано  на труд, на усердие....Мы хотим красивой жизни, нас увлекает глянец, и скопировав- мы чувствуем, что брендовый Ивашка - Айвоном не стал, а стал еще более смешным и потешным....Боже, как же нам больно от этого-ведь мы же за ценой не постоим - а снова деревня Гадюкино встречает нас везде, куда взор не кинь...Мы готовы менять гардероб, обстановку в доме, высаживать английский газон -  но ведь вкус не изменишь за ночь, традиции не переломишь, себя не заставишь побольше работать -да хотя бы уборочку простенькую сделать, забор поправить, голову помыть и грязь из под ногтей убрать...Нам проще похерить вчерашние увлечения и найти новые - нежели с умом подойти к своей жизни, заставить себя пораньше вставать и попозже спать ложиться, заняться самообразованием, поменьше говорить и побольше работать
4

Несчастье в богатстве...

    Рост благосостояния общества имеет свои пределы...Мы не можем богатеть безмерно ибо это наносит серьезный ущерб здоровью нации и перспективам его развития.  Британская Гардиан на днях опубликовала выдержки из исследования двух профессоров экономики Кертиса Итона и Мукеши Эшварана.  Основываясь на математическом моделировании, они доказали,  что как только страна достигает приемлемого уровня жизни, весь дальнейший рост благосостояния уже не приносит никакой выгоды обществу и даже оказывает негативное влияние на людей. Логика здесь такова: в богатом обществе наблюдается сдвиг стимулов потребления в сторону приобретения статусных товаров, которые не имеют никакой внутренней ценности. Люди начинают приобретать в больших масштабах ювелирные изделия и драгоценности, дизайнерскую одежду, дорогие машины и дома, произведения искусства. Все это превращается в "игру с нулевым результатом" для общества - таким образом, небольшая часть людей удовлетворяют свое тщеславие, но общество не получает от этого ничего, кроме социального раздражения.Все те, кто по своему материальному уровню не способны конкурировать с людьми более обеспеченными -испытывают внутренний дискомфорт и фактически утрачивают психологическое право на счастье. Они  не способны покупать дорогие вещи, они ощущают себя второсортными, у них падает самооценка и растет озлобление.  И даже, если общественное благосостояние при этом растет, даже если в целом общество богатеет, оно все больше становится несчастным и испытывает серьезные эмоциональные проблемы. Ученые также утверждают, что, как правило, гонка за  дорогими вещами вытесняет социальную мотивацию в обществе - у людей не хватает ни времени, ни желания помогать людям.  В результате накапливаются "убытки" социального доверия,  претерпевает коррозию устойчивость общества, что является одним из важнейших показателей жизнедеятельной экономики, поскольку именно оно обеспечивает нормальное функционирование общества. Рост "показного" потребления  оказывает существенное влияние не только на людей и мотивацию их благополучия, но прямо влияет на перспективы роста экономики.Не этим ли объясняется негативная общественная реакция и наличие "плохой репутации" у  некоторых спортсменов, банкиров и политиков? Итон и Эшваран фактически воскрешают из небытия теорию Веблена, утверждавшего в начале 20 века, что люди стремятся улучшить свой социальный статус, прежде всего, за счет показного потребления, ибо это выводит их из рядов обычных смертных и дает им особое положение.  Рост экономики и рост благосостояния приводит к мотивации выбора символов своего статуса и порождает спираль межличностной конкуренции. В заключении я выложил отрывки из недавнего интервью Андрея Аршавина газете Times. Оно вызвало очень неоднозначную реакцию, особенно у рядовых английских болельщиков. Лично я думаю, что причиной столь неудачного интервью стал плохой английский Андрея и его слишком "открыто-максималистский"  взгляд на жизнь... -Разве мы виноваты в том, что зарабатываем много денег? Не стоит пытаться заставить нас чувствовать себя из-за этого какими-то преступниками. Нам столько платят неспроста. Все понимают, что мы, выступая за клуб, зарабатываем для него еще больше, чем получаем. Естественно, не всем это нравится. Иногда я получаю втык от других спортсменов. Например, олимпийский чемпион по лыжным гонкам может пожаловаться, что его зарплата не больше зарплаты футболиста, который занимает, дай бог, тридцатое место в мировом рейтинге. Но что мы-то можем с этим поделать? Футбол – самая популярная игра во всем мире. Порой лучше быть десятым в виде спорта номер один, чем лучшим в какой-нибудь менее значимой отрасли спорта. И платят нам так хорошо благодаря тому, что футбол интересен всем без исключения.. -На протяжении всей карьеры я слышу, как люди говорят: «Ты должен быть образцом. Не кури, не пей, не ругайся матом, а иначе какой же пример ты будешь подавать подрастающему поколению?». Они хотят, чтобы ты вел себя, как монах. Но ведь это невозможно! Каждый имеет право жить так, как считает нужным. Именно это и делает человека человеком... - Я отлично осознаю, какой на нас лежит груз ответственности. Но если ты ведешь себя определенным образом только из-за боязни того, что скажут люди, – ничего хорошего в этом нет. Ты должен делать только то, что считаешь нужным. Но, знаете, главная проблема заключается не в деньгах и славе. Если у человека хорошие родители и он получил достойное образование, ни купюры, ни известность на него никак не повлияют. Главный вопрос заключается в том, какие у человека жизненные ценности...  По замечанию газеты, непоколебимая позиция Аршавина – это отголоски детства, проведенного в нужде. Он вырос в коммунистической России, ему приходилось спать на полу крохотной квартирки в Ленинграде.
7