Все записи
15:26  /  30.07.14

245794просмотра

Несчастный случай

+T -
Поделиться:

У нас мальчик в пруду утонул. Парнишка. Лет 17.   

Пруд за домом. Красивый невероятно. Кувшинки, уточки. Маленький совсем, но старожилы говорят — коварный.  

Старожилы говорят и про трясину, и про подводные ледяные ключи, и про какие-то пни на дне, за которые можно зацепиться, про то, что здесь когда-то было лесное озеро, цепочка болот, мистику обязательно приплетают: старое кладбище, неуважение к костям, да много чего говорят. Но я знаю, что тонут в основном по пьяни.  

Пруд настолько идиллический имеет вид, что страха не рождает. Поэтому все и ныряют в кувшинки к уточкам, стоит лишь выпить.

Вот и на этот раз.

Жара. Школьники на каникулах. Компания человек восемь. Отдыхали — загорали — бадминтон — пиво. Пошли купаться все вместе. Вышли не в полном составе. И все видели, как он плыл рядом, а куда потом делся — никто не заметил.

Вокруг мамы с детишками, девушки в бикини, компании разные, шашлыки жарят, смех, музыка. Прудик — совсем небольшой. Да и по колено практически везде.

Короче, не верили, что что-то серьезное случилось, долго.

Потом, когда «просто ждать на берегу» надоело, подростки подошли к рядом отдыхающим взрослым. Взрослые, надо сказать, встрепенулись тут же.

Спросили про алкоголь, отчитали за пиво, конечно, но в то, что что-то страшное произошло, тоже сразу не поверили.

МЧС вызвали после того, как пляж и ближний лес, разделившись на группы,  обошли раз уже по шесть.

Слово «утонул» не говорили. Говорили «куда-то делся». Но вот же — вся его одежда. И телефон. И подростки из компании уже практически плачут.

Спасатели еще несколько раз обошли пляж. Стали опрашивать, кто, когда и где именно — в какой части озера видел плывущего мальчика. И стали готовить трос:  дно будут осматривать водолазы. Все помрачнели.

Вызвали маму «куда-то девшегося», и она приехала. Молодая, загорелая. В сарафане выше колен, с подругой и бутылкой пива в руке. Мама где-то неподалеку отдыхала со своей компанией: все-таки выходной, лето, жара, настроение у нее хорошее.

И вот, собственно, тут начинается история, о которой я хотела рассказать.

Мама не понравилась никому. Вот эти ее колени, этот сарафан. Ну и пиво, конечно.

Очень пренебрежительно к ней и спасатели, и отдыхающие, которые вокруг пруда и которые как бы с первых вроде бы минут на месте ЧП.

И врачи скорой помощи, подъехавшей уже в тот момент к берегу. Никто с ней не разговаривал. Между собой — да. С ней — односложными фразами. И не очень любезно.

Я думала, что обязательно найдется кто-то, кто подойдет, возьмет  за руку: «Вы, пожалуйста, не волнуйтесь». Нет, этого не было.

Только дети из компании пропавшего сына, на которых к тому моменту уже, прямо скажем, лица не было, по очереди пересказывали ей, как пришли, как пошли купаться, как ждали, как звали… Но она довольно-таки спокойно и без паники с ними общалась. Я  думаю, что, видимо, у нее, приехавшей к пруду только что, была еще та эмоциональная стадия, когда «Да не может же ничего плохого случиться. Просто где-то ходит!»          

Потом на машинах подъехали родители одноклассников «подевавшегося куда-то парня» и увезли своих детей по домам.   

Родители к матери пропавшего мальчика не подошли. Ну, видимо, не знакомы они с ней. Видимо, так.     

Хватали своих подростков и, не глядя по сторонам, уводили с пляжа.

Все отдыхающие — а ведь выходные у неутонувших продолжались — шашлыки ели, музыка играла, дети лепили куличики, женщины смеялись. Собаки, велосипедисты. Только отошли за огороженную спасателями линию. Так вот, все, кто продолжал отдыхать, отчаянно злословили. Шипели. Бросали косые взгляды. И осуждали. За все. За внешность. За то, что «даже не плачет». За пиво, конечно, за то, что «приперлась спустя два часа», за подругу, за то, что не бегает вокруг пруда, за то, что другая бы знала, где ее сын время проводит.

И вот это был совершенно отдельный, самостоятельный ад.

Серьезно.

Шум-гам, летний день, жара, водолазы разматывают трос, чуть в стороне сидит женщина, сына которой сейчас начнут искать на дне, — и почему-то именно на нее направлен весь гнев.

И ни капли жалости. Ни капли. Ни слова поддержки.

Сила и мощь гнева случайных, совершенно не знакомых с этой женщиной людей впечатлила меня невероятно.

А знаете, кому еще досталось?

Я скажу.

Единственный, кто из компании школьников не уехал, был, как выяснилось, лучший друг пропавшего. Парнишка. Семнадцать или восемнадцать лет. Такой, кучерявый, нескладный и кавказец.

Он сидел на берегу и рыдал. Плакал в голос.

Истерика началась после того, как отдыхавшие у пруда тетки в панамках, поговорив между собой и, конечно, все поняв, стали его вроде как стыдить: «Ну а ты куда смотрел!? Ну чего ж ты за товарищем-то не уследил? Ну видишь, как получается-то? А? Ты-то живой, а он где теперь? На дне? Да?»

Словно сцена из современного сериала. Или из телепрограммы, когда неталантливые сценарист с режиссером показывают отрицательных персонажей совсем уж отрицательными,  совершенно «плоскими», без черт человеческих.

Кто эти тетки? Как они смеют? Почему им позволяют? А позволяют те, кто разделяет их мнение? Не разделяет? Им просто все равно? Кто это может остановить?

Мимо шла женщина с ребенком в коляске. Восточная женщина. Вот она и остановила.

Подошла к плачущему парню. Обняла его. Стала гладить по спине, по волосам, говорила ему сто тысяч раз: «Ты не виноват ни в чем». Стала орать на собравшихся: «А ну пошли вон отсюда!», стала кричать полицейскому: «Ты куда смотришь, а?», стала кричать врачам скорой: «Быстро дайте успокоительное, вам что, тут еще трупы нужны?» И все как-то завертелось. И все послушались: и спасатели, и врачи, и зеваки.

Собственно, вот.

До вечера искали тело. Публика продолжала обсуждать и осуждать «нерадивую мамашу», еще все говорили про то, что нельзя пьяными купаться — это же всем понятно, и еще одной темой стала тема «понаехавших кавказцев — вон они всей толпой за своего-то кинулись». Вокруг парнишки и правда собрались и не уходили люди. «Свои».

Мама пропавшего мальчика сидела на берегу. Постепенно, видимо, осознавая, что же случилось. Сама.

Потом нашли тело. Мальчика вытащили.

Женщина кричала.

Доктор из скорой сделал ей укол. Потом она сидела рядом с телом, за которым должны были приехать из морга.

И она была одна.

Это несчастный случай. Просто несчастье с чужим мальчиком.

На красивом пруду у меня за домом не отдыхают бесчувственные злодеи. Там просто люди.

Никаких врагов-спасателей или грубиянов-врачей. Самые обычные тетки в панамках, никаких старушек-садисток, просто бабушки.

И ситуация эта — «не война». Мир случайных прохожих «не разрушен». Ничто не заставляет их быть жестокими. Просто они такие.

В чем же дело?  

Уверена, есть грамотное психологическое объяснение. Что-нибудь из серии «этот случай так напугал всех расслабляющихся, что агрессия стала естественной реакцией...»

И еще вопрос: что же делать? Со всеми нами?

Читайте также

Комментировать Всего 88 комментариев

Да ничего, видимо, не сделаешь.

Мне вот только что дочь минут двадцать нервы мотала с тем, что, типа, ну не представляет она, как в России что-то может поменяться, если люди у нас уже ВОТ ТАКИЕ... Что те, кто приезжает из России в Лондон, удивляются тамошнему "идиотизму" (ну можно же на автобусах ездить бесплатно, а все почему-то платят, и т.п.).

Меня вот уже лет пятьдесят напрягают некоторые наши пассажиры в метро. Разные, по разным причинам. Но - за эти лет пятьдесят я к этим напрягателям приставал, наверное, раз пять, не больше - пару раз - хулиганов остановить, пару - выброшенный на пол мусор в карманы владельцам засунуть, ну и т.п. 

На днях вот был шестой.

Еду я себе, народу мало. Стою. Рядом сидит парень. Чёрный. Из Африки, видимо. Спит. Никому не мешает - ну нету рядом с ним никого, не час пик.

Напротив сидит бабушка - одуванчик, и о чём-то горячо говорит с соседом, дедушкой, поглядывая насупленно на африканца.

Наконец, прорывается праведный гнев, и бабушка, не вставая, пытается дотянуться до африканской коленки, с криком: "Ты что, спать сюда пришел?!"

что же делать? 

Что-то же надо делать?

в голове такие радикальные способы...жесткие. (я все же часть этого народа. жесткого. )

Видимо, Мария, для начала должна смениться власть. Так, чтобы новая перестала так явно и нагло врать и воровать. И начала бы прилагать какие-то усилия к формированию в стране нормальных условий для жизни, без постоянных истерик...

И тогда, лет через 30 - 50, наверное, народ в России станет лучше... :)

Вычистить поляну и новых заселить. Я ни разу не адепт кавказцев в Москве, но по человеческим качествам они, безусловно, получше будут. Ну и дичи в их головах тоже не меряно, но человеческого, повторюсь, много больше. Вообще, ужасная история.. Как же у нас горе одиноко..

Эту реплику поддерживают: Сергей Кондрашов

Новость в тему: 

Популярный российский актер Алексей Серебряков отказался от российского гражданства и принял канадское. Звезда удостоенного награды в Каннах "Левиафана" заявил, что не станет ждать когда российский народ станет умнее. "Часто в России говорят о том, что улыбки в западных странах искусственные. Но мне уже лучше искусственные улыбки, чем искренняя злость", - заявил актер. "У нас абсолютно рабская психология! А демократия - это ответственность. Народ в лучшем случае делегирует кого-то во власть. Мол, вот мы тебя избрали - ты всего отвечай, решай наши проблемы! Демократия - это принятие решения на основе знаний, четкого понимания, между чем и чем ты выбираешь. А я лично не вижу сегодня повального желания людей получать образование, развиваться, повышать свою квалификацию, работать и, в конце концов, нести ответственность, в том числе за страну, за власть. А тех, кто хочет - капля в море ", - отмечает актер. Кроме того актера смущает уровень агрессии среди населения в России и ему хотелось бы оградить от этого своих детей."К сожалению, здесь, как бы я не изолировал своих детей, от хамства и агрессии их не защитишь. Это в воздухе. Хам победил", - говорит он.

и хочется сказать "правильное решение". и самому  Серебрякову: "правильно сделал".

Но как быть тем, кто остается? Что нам делать?

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Михаил Аркадьев, Гузель Махортова

эмиграция. Реальная или внутренняя.

Альтернатива -- принять и смириться. Ведь невозможно же стать такими, как они. Это значило бы потерять себя.

да ничего нельзя сделать, не старайтесь даже. Сто миллионов людей не изменить. Они такие, они так тыщщу лет жили и дальше также хотят. Оставьте их в покое. Да и с другой стороны -- а кто мы такие, чтобы их менять? Это их право -- быть жестокими и бездушными к чужому горю.

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

"кто мы такие, чтобы их менять" - с этим я согласна.

но что-то сделать можно. что-то можно.

не цель поменять бабушек, а цель сделать СВОЮ жизнь другой.

КАК?

Можно выстрить вокруг себя свой мир, жить по своим правилам и законам, выбрать свой круг общения и на мой век хватит. Как-будто бы.

Но выросли дети, и я понимаю, что им в моем построенном мире не остаться. Им еще надо приспосабливаться, устраивать свое гнездышко. У меня поэтому не получается отмахнуться и говорить себе, что кто я такая, чтобы кого-то менять...

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин

Инна, ну может не общество надо менять, а своих детей получше приспособить к тому обществу, где им придется жить? Эта задача кажется мне как-то легче выполнимой :-)

Я имею в виду, как-то научить их, что хорошо что плохо, но при этом чтоб умели не оказаться жертвой, когда хотят сделать хорошо :-).

Дети в любом обществе могут оказаться в опасности. Я в США живу, но и здесь и наркотики в школах, и педофилы на улицах, и в интернете порнография и те же педофилы... Детей учат, как распознавать опасность и как её избегать, и что делать, если вдруг оказался в опасности. С детского сада учат, между прочим, на понятном для детсадовца уровне.

Хорошо, когда знаешь чему учить. От чего оберегать. А как объяснить ребенку, что взрослые могут вдруг стать агрессивными, жестокими?  Что пожилые люди, которым по идеее надо помогать, начинают проявлять признаки агрессии? 

Наталья, ну, есть методики, есть советы в сети. Как объяснить? Да так и объяснить, что большинство людей -- хорошие честные люди, которые не причинят тебе вреда, но среди них есть плохие люди, которые только притворяются хорошими,  и надо быть осторожным.

Насчет того, что пожилым надо помогать -- я не соглашусь. Не надо. Ребенку, самому  -- не надо. Особенно в условиях Москвы. Если ребенок видит, что кому-то плохо, что что-то не в порядке, единственное, что он должен сделать -- это сообщить взрослым, тем, кто за это отвечает. Если на улице -- то позвонить в милицию, если в метро, в магазине -- то сообщить тем, кто там работает и вроде бы должен нести ответственность за всё происходящее. Как-то так.

Надо помнить, что педофилы очень часто используют именно эти качества детей -- жалостливость и способность к сочувствию, сопереживанию. Типичный прием педофилов -- собачка потерялась, кошечка, надо помочь, надо спасти, пойдем со мной.

Я в принципе уже согласна с расхожим посылом "не нравится -- вали атсюдава"

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова, Гузель Махортова

Я, кстати, тоже согласен, что если тебе не нравятся сомалийцы - не живи среди них. Но ответственный человек понимает, что еще важно сделать все, чтобы у сомалийцев не было оружия массового поражения и чтобы они были достаточно заняты своими проблемами внутри собственных границ. Плюс, я (так получилось) не настолько расист, чтобы не видеть, что среди сомалийцев встречается множество удивительно милых людей, которые явно не заслуживают того, чтобы жить в этом..... Но это я про Сомали, естественно, не про Россию.

в принципе же понятно, что те, кто свалил после революции в начале 20 века только выиграли. и дети их выиграли.

но ведь если бы они не сдались, не валили от Шариковых, а стреляли их, то сейчас мы жили бы в другой стране.

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов

Стреляли их? ой-ой-ой! Стрелять негуманно. Да всех не перестреляешь!

Ну, что тут делать, страна такая. Культурной синергии не произошло. Элита всегда была прозападной,  причем большой частью  западного происхождения,  а так называемый "простой народ" -- совсем наоборот. И это тысячу лет назад началось.

Сколько ни пытались российские гуманисты просветить и окультурить "простой народ", никогда это ни к чему хорошему не приводило. Может, уже пора перестать?

Ну, знаете, у нас тут в Киеве раньше тоже казалось, что все как-то сами по себе. Было много историй про хамство, про попытки что-то себе урвать, про несочувствие, про странное поведение в транспорте и на дорогах. Конечно, у нас тут не витала агрессия прям в воздухе, как в Москве. Но тем не менее – не было такого, чтобы чувствовалось, что мы тут все не чужие друг другу, что у нас есть какая-то общность и все за всё хоть немного отвечают.

А потом менты побили студентов на площади, в ответ начался Майдан и все там вели себя ну как родственники. Так что, всё у вас ещё впереди.

А вот я один раз зимой упала на Кузнецком Мосту. Поскользнулась на льду и упала. Так вот, пара-тройка прохожих просто через меня практически перешагнули и пошли дальше. Я доползла до своей отлетевшей сумки, пока еще кто-то шел мимо (в голове мелькнула коварная мысль, что следующий проходящий ее просто подберет) и поднявшись кое-как, поковыляла дальше. А власть-то тут причем?

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова, Лариса Гладкова

а разве кто-то сказал что-то про власть?

Власть такая, какую избиратели выбирают и какую терпят. Какие избиратели, такая и власть.

У меня бывало по-разному и когда перешагивали, и когда подбегали со всех сторон спросить "цела ли я".

Я не думаю, что "все вокруг злые и черствые". Но думаю, что точно не "помочь и поддержать" первый порыв в нашей стране.

Власть, Марианна, вот при чём: если главная государственная идея десятилетия - это истерика, ложь и цинизм, "маленькому человеку" гораздо труднее жить свою маленькую жизнь в доброте и любви.

Я хотел сегодня запостить небольшую статью, озаглавив её "другой несчастный случай", про девочку в Канзасе, которая, занимаясь водным спортом в стоячих водах, подхватила амёбу, пожирающую мозг, и скоропостижно скончалась. Про то, как к этому событию отнеслись совершенно иначе, не так, как в нашем вот этом случае. Но - не запощщу. Незачем.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Инна Пополитова

Возможно, я всех сужу по себе. А я - пример плохой, космополитичный, Живу сразу во многих местах. Иммигрировала и мигрировала много раз за свою жизнь. Поэтому ни я ни мои близкие не столь подвержены, как мне кажется, влиянию "сверху". Мы кочуем, перенося с собой свой маленький мир, собирая по дороге лучшие впечатления. Я и детей своих так ращу. Меня всегда поражает, когда говорят, что школа воспитывает. А по-моему, воспитывает в первую очередь семья, а школа дает образование. Также и в обществе. Возможно, власть создает те или иные условия для граждан, но как в этих условиях ведет каждый - сугубо индивидуально. Взять, к примеру последнее письмо матери Василия Гроссмана (оно полностью есть в книге "Жизнь и Судьба" как письмо матери Виктора). В одних и тех же условиях люди реагируют по-разному.  Мне лично кажется, что в современном российском обществе сильно страдает институт семьи. Это, разумеется связано с политическм строем прошедшего столетия, искоренением традиций, в том числе этнически-религиозного толка. Но сегодня при всей сложившейся непростой  ситуации, что-что, а вот семьей никто не препятствует заниматься. И не надо ждать указов или законов...

Возможно, власть создает те или иные условия для граждан, но как в этих условиях ведет каждый - сугубо индивидуально.

Марианна, Вы подтвердили сказанное мной, видимо, не заметив этого.

РАЗУМЕЕТСЯ, в одних и тех же условиях разные люди станут действовать по-разному.

Так вот вина нашей власти - как раз в том, ЧТО ОНА СОЗДАЁТ ТАКИЕ УСЛОВИЯ. Вот как сейчас с Украиной - мог ли когда-то средний россиянин начать ненавидеть украинцев, если бы не УСЛОВИЯ, созданные для нас властью?

А воспитывает, нмв, не "в первую очередь семья". Воспитывает ВСЁ. Воспитывает аромат флоксов из детства, воспитывают детские книжки, воспитывает выпавший из гнезда и умирающий на твоих глазах птенец, воспитывает унижение и чужая бессмысленная агрессия, воспитывает жалость, воспитывает любовь... НО ЕСЛИ ВЛАСТЬ РАЗ ЗА РАЗОМ СТАВИТ ЛЮДЕЙ В СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НЕГАТИВНЫЕ СИТУАЦИИ, ТО СРЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ В ДРУГОЙ СИТУАЦИИ НЕ ПРОЯВИЛ БЫ НИКАКОГО НЕГАТИВА, - ВОСПИТЫВАЕТСЯ ИМЕННО В НЕГАТИВНОМ РЕАГИРОВАНИИ НА ПРОИСХОДЯЩЕЕ.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Инна Пополитова

Сергей, Вы, скорее всего правы. Ключевое слово здесь "средний". А мы тут на Снобе сидим и по-снобистски всех равняем по себе. Я не социолог, не политолог и не психолог. Наверное, поведение масс обуславливается всеми теми факторами, которые Вы перечисляете. Грустно...

Марианна, я со многим в Вашем тексте согласна, почти со всем.

Несогласна только в одном --  про искоренение традиций по причине политического строя прошедшего столетия.

Я вижу здесь установку -- не выраженную в тексте прямо, но подразумевающуюся -- что без политического строя традиции и этнически-религиозные уклады были бы другими, и люди были бы более отзывчивыми и не такими злыми и черствыми, не такими безразличными к чужому горю.

Я с этой установкой не соглашусь. Во-первых, мы не очень знаем, как и что там реально было сто лет назад. Во-вторых, то, что мы знаем -- из художественной литературы, из этнографии, из истории -- говорит скорее об обратном. Были и черствыми, и жестокими, часто садистски жестокими, и безразличными к близким.  Считается дурным тоном говорить об этом, но  пора снимать розовые очки и называть вещи своими именами. Русский народ (в массе, в массе!!!! -- для придир)  по природе жесток и безразличен к своим же близким. А русская семья традиционно была жестока: мужчины -- по отношению к женам, родители-- к детям.

Ой, Ирина, не мне судить о нравах целого народа. Я просто хочу сказать, что при всем моем неоднозначном отношении к религии как к институту (не путать с верой), искоренение оной и предание забвению элементарных 10 заповедей, не могло не отразиться на отношениях между людьми, в том числе в семье.  Все-таки общество западного образца основывается на иудейско-христианской морали, которая в свою очередь учит гуманизму в определенной степени. Все можно искаверкать и перевернуть, но если тебя научили чистить зубы и мыть руки, ты примешь это как данность. То же и с моралью, основанной на базовых ценностях религии.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

Власть причем?

Ничего умнее, чем слова Жозефа Де Местра, на эту тему сказано не было: Toute nation a le gouvernement qu'elle mérite (всякий народ имеет то правительство, которое заслуживает).

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

Владимир, на Земле, где все в какой-то мере друг от друга зависят, особенно сейчас, это утверждение, нмв, требует расширения до планетарных масштабов. Так как, например, если в США, Люксембурге, или в Австралии страдают от того, что делают, например, российские власти (страдания могут быть любыми - например, моральными), то существует и ответственность народов этих стран за происходящее.

Эту реплику поддерживают: Ира Зорькина

Мария, второй день стоит перед глазами эта картина. Пронзительно написано...

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова, Алия Гайса, Liliya Shatokhina

Я насчет "что делать" не риторически спрашиваю. Я действительно считаю, что могу и должна что-то делать.

Ну, понятно, "теория маленьких добрых дел" и "начни с себя". Я адепт и сторонник.

Ну, понятно "можешь помочь - помоги" . Тоже сторонник.

Но, смотрите, подошла восточная женщина с коляской и начала не просто мальчика успокаивать, но и орать на всех. И все её послушались.

Я к тому, что если командным голосом заставлять "прекратить немедленно балаган и злословие", то работает...

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Liliana Loss

Мария, "теория малых дел" и "начни с себя" - часто абсолютно контрпродуктивны. В Вашем примере, например, те, кто разъедал мозг матери и другу погибшего, могли ответить осуждавшим: "Начните с себя: помойте уши, посоветуйте своим детям почистить зубы, переведите через дорогу старушку, - а потом приставайте к нам с вашими советами". И адепту "теории малых дел" пришлось бы идти мыть уши, извинившись за свой ни к месту "командный голос".

"Командный голос" - отнюдь не решение. Ну, ор помог в этой конкретной ситуации. А в другой, которая случилась в эту секунду в другом месте? А в третьей, которая случится с этими людьми через пять минут?

Проблема в том, что общество заражено истеричностью, тройными стандартами, лживостью и эгоизмом. И все, кто в нашей стране на моей памяти брался за исправление общества - в той или иной мере способствовали лишь углублению проблемы. За последние пятнадцать лет проблема выросла настолько, что упомянутые в тексте случаи стали типичны. Это - не особенность русских людей, это - результат влияния СМИ, элит, и целого комплекса факторов, без работы с которыми ничего не изменить.

И Ваш оптимизм по поводу "командного голоса" меня, в общем, угнетает.

Нмв, принципиальное решение, как это ни покажется нелепым, - лежит именно в политической плоскости: ну нельзя одобрять нарушение общепринятых норм, ненавидеть соседей, верить во весь тот бред, в который нынче верит, говорят, 87% россиян, и оставаться нормальным человеком. НУ НЕВОЗМОЖНО ЭТО. И "теория малых дел" в такой ситуации - решая мелкие стратегические задачи, способствует закреплению проблемы и стратегическому провалу.

Ну, видите ли, я не могу "поменять власть". но я могу "перевести старушку через дорогу"

или сказать жестко "немедленно прекратите истерику  и не смейте приставать к этому ребенку..."(например).

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне

Ну, видите ли, я не могу "поменять власть". но я могу "перевести старушку через дорогу"

Конечно. Вот в этом и проблема.

Представьте нелепый пример: власть должна была обеспечить каждую бабушку возможностью безопасно перейти через дорогу. Или не такой нелепый - каждого ребёнка - любой необходимой ему медицинской помощью.

Но - не обеспечивает: ей важнее искать пенисы на сторублёвках и строить резиденции за миллиарды.

И вот замечательные люди берут на себя функции власти, и - переводят через дороги бабушек, и финансируют лечение детей...

Но, Мария, замечательных людей ни в одном обществе не бывает слишком много, а в таком вот - и подавно...

В результате, некоторая часть бабушек и некоторая часть детей безвозвратно и навсегда гибнут, не смотря на самоотверженность и трудовой героизм замечательных людей...

При этом общество стабильно - "ну, с властями всё понятно, они - явление природы, и мы с ними всё равно ничего не поделаем, но зато - есть ведь замечательные люди, которые взяли на себя часть функций государства, и им все благодарны за их самоотверженность и героизм"...

Теперь представьте, что эти замечательные люди теми или иными средствами ЗАСТАВИЛИ ВЛАСТЬ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ПРЯМЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: те, для исполнения которых нам и нужна эта власть.

Произойдёт чудо: все бабушки и все дети уцелеют.

Понимаете?

Не 5%, не 10%, не 15%, по числу тех, до кого дотянулись замечательные люди, а - 100%.

Так же и с нашим вопросом: если власть перестанет транслировать в народ тонны ненависти, комплексов и истерики, а начнёт тихо заниматься своими делами, так, что мы и не вспомним сразу, как звать нашего президента или премьера, - то общество сможет больше внимания уделять добру и красоте.

Эту реплику поддерживают: Инна Пополитова

У меня есть простой пример.

Представьте десять землекопов, представляющих силы добра, и один шагающий экскаватор, представляющий силы зла.

Если землекопы станут, допустим, закапывать "пропасть зла", а экскаватор - углублять её, - то все как-бы будут при деле, но зло станет перманентно теснить добро.

Для того, чтобы восторжествовало добро - экскаватор нужно остановить, а лучше - захватить, и заставить служить добру.

экскаватор нужно остановить, а лучше - захватить, и заставить служить добру.

О, замечательно, Сергей! Обычно, признаюсь, Ваши метафоры оставляют меня равнодушной, но эта - очень, очень доходчива! Вперед на захват экскаватора! - и ничего, если в процессе захвата он немного поломается, мы потом его как-нибудь починим...  "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем..." Затем, понятное дело, ЗАСТАВИМ обломки служить, и, конечно же,  ДОБРУ! А всех павших в процессе объявим героями, как не раз уже бывало... 

С большевистским приветом. Катерина. :)))

Ох, Катерина, ну от Вас-то я никак не ожидал чтения не моего текста, а - у себя в голове... :)

В моей метафоре, Катерина, главное - ЗАСЫПАТЬ ПРОПАСТЬ.

Экскаватор, сам по себе, не является в этой схеме моральной или материальной ценностью - это просто средство, с помощью которого творится зло.

Поэтому его поломка - никак не является трагедией.

Ну а уж что касается "павших героев" - в моей схеме их не было, но, если есть желание её усложнить введением жертв "в борьбе с тиранией", то это - отдельная тема оправданности жертв ради общего блага, которая далеко выходит за рамки темы.

главное - ЗАСЫПАТЬ ПРОПАСТЬ. Экскаватор... - это просто средство, с помощью которого творится зло.

Совершенно согласна. Народовольцы, например, именно так про царя (и еще некоторых тогдашних чиновников) думали. Сам по себе он, может, и неплохой человек, но объективно (в их глазах, конечно) копает пропасть зла. Сейчас, подозреваю, некоторые так думают про ВВП.

С народовольческим приветом. Катерина.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Ну, Катерина, так ведь альтернатива-то в чём? В том, чтобы героически переводить через улицы четверть старушек, и оплачивая похороны остальным трём четвертям, до которых не дошли руки "гражданских активистов", и гордо оплачивать лечение четверти детей, роняя скупые слёзы по поводу остальных, на которых не хватило денег, собранных "Христа ради", при том, что необходимые деньги идут на оплачивание нашей красивейшей Олимпиады (которая оказалась в значительной степени убыточна, и содержание зданий, оставшихся от которой, будет теперь требовать всё возрастающих расходов каждый год), на "благоустройство Крыма", которое теперь придётся вести противоестественным образом, благодаря противоестественной процедуре его присоединения, на войну с Украиной, в которой уже погибло от полутора до двух тысяч человек... Не говоря уже о деньгах, текущих в карманы "элиты", и идущих на всякие излишества...

Увы, выбор делать необходимо: так как иначе всё просто произойдёт по наихудшему сценарию, к которому, видимо, всё уже и идёт.

Вот именно. Подруга жены тут объявила, что подарки на день рожденья ей дарить не надо. Дарите, мол, деньги - я их в "Подари жизнь" отдам. Благородно, но... Я всегда в таких случаях чертыхаюсь: мы живем в стране, где гражданам приходится самостоятельно заниматься тем, чем должно заниматься государство. Бюджет пилят, строят замки, а денег на лечение детей - ну нету. Давайте собирать с миру по нитке... Не лучше ли вкладывать силы и средства в смену власти, как наивно бы это ни звучало. Я лучше переведу деньги в Фонд борьбы с коррупцией. Стратегически, это существенно более эффективное вложение средств. Иначе: двух детей спасли, десять померло. Это методически неверно. Если натирает ноги - лучше сменить обувь, чем каждодневно клеить пластыри на мозоли и постоянно хромать.

Эту реплику поддерживают: Владимир Генин, Сергей Мурашов

На самом деле, увлёкшись Вашим "народовольческим порывом", я уклонился от идеи моих комментариев: а там изначально НЕ БЫЛО поломки экскаватора (читай - власти), а было - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ его. ПРИНУЖДЕНИЕ власти не означает обязательно общественных катаклизмов, связанных с этим принуждением. Власть ЭТО ВСЁ НАМ ДОЛЖНА: МЫ ЕЁ ЗА ЭТИМ И ВЫБРАЛИ, чтоб она организовала бы нам суд по закону, лечение нас, наше образование, наше правоохранение, и многое другое. 

Если власть с этим со всем не справляется, зато замечательно делает разные вещи, о которых мы её вовсе не просили, и которые нам от неё не надобны, то мы не обязаны делать вид, что нас всё устраивает, и мы сами должны теперь как-то приспосабливаться, чтобы самим делать всё то, ради чего у нас эта власть.

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина

Принудить неудачно  ВЫБРАННУЮ (с точки зрения общественного меньшинства - это важно, ибо большинство считают выбор удачным) к чему бы то ни было существенному без общественных катаклизмов? Это как? Вы дворцовый заговор, что ли, имеете в виду? ;)

С заговорщицким приветом.        Катерина

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Извините, вы там сами были, так ведь?

Так может вместо того, чтобы писать в блог о чёрствости окружающих, нужно было написать блог о себе? "Я не подошла", "я не посочувствовала", "я не помогла".  

Эту реплику поддерживают: Елена Пальмер

Дмитрий, я на этот вопрос на fb Cноба ответила. Я подошла. Просто писать в этом тексте "и тогда я подхожу и говорю..." не посчитала нужным и вообще уместным.

Что же касается вашего "вместо того, чтобы...нужно было бы..." - вот это точно не уместно. Вы бы написали так, как считаете нужным вы. Я - так, как считаю ныжным я.

Эту реплику поддерживают: Лена Де Винне, Владимир Генин, Инна Пополитова

Ответа не видел. Прочёл. Понял ваш ответ так "подошла, но не написала". Благородно, но не правильно. Положительный пример нужен. 

За "наезд" извините.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Дарья Супрунова

Мария, спасибо. Неловко и не к месту, наверное, такое говорить, но это еще и замечательный текст - написанное Вами по поводу случившегося.

Не посчитала нужным

Очень жаль, Мария. Судя по Вашему посту, Вы присутствовали рядом с трагедией от начала до конца, вглядывались в выражения лиц, прислушивались к словам, фиксировали действия. Но Вы же не бесплотный дух, что Вы при этом думали, чувствовали, говорили и делали? Когда Вы поняли, что произошло страшное? Участвовали ли в поисковых группах? Понравилась ли ВАМ мать юноши? И т.д. Мне кажется, если бы Вы обо всем этом написали, дискуссия по вопросу "что делать" могла бы получиться более конструктивной. ИМХО

Екатерина, это был бы другой совсем  текст, если бы я писала "и тут я подошла и я сказала, а мне ответили, и тогда я..."

А почему важно "понравилась ли она мне?"

И для чего важно? в данном случае?

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss, Сергей Мурашов

это был бы другой совсем текст, если бы я писала "и тут я подошла и я сказала, а мне ответили, и тогда я..."

Этот  "другой"  текст  есть,  Мария?

Описание  размышлений  очевидца   и  описание  его  действий   -  два  текста  об  одном  и  том  же  событии...

для чего важно? в данном случае?

Когда человек просто описывает что-то с позиции как бы беспристрастного наблюдателя - в общем-то неважно. Хотя и здесь читателю обычно важно знать - где был и что делал в момент трагедии автор. Но если автор очерка, находившийся в непосредственной гуще событий, оценивает нравственную, этическую позицию всех участников событий и предлагает ее обсудить (даже скорее - осудить) читателям, то отсутствие описания его собственных мыслей, чувств и действий непосредственно В ПРОЦЕССЕ происходящего выглядит несколько странным. Или Вы вслушивались и вглядывались в эту длящуюся много часов трагедию абсолютно бесстрастно? Так что дело здесь скорее даже не в "подошла и сказала" (хотя и это, конечно, важно), а в "почувствовала", "подумала" и "поняла".

Мы не знаем и не можем угадать чувств, мыслей, побуждений других людей. Но свои-то можем! И именно это свидетельство часто дает нам (и читателям наших текстов) ключ к пониманию происходящего с другими.

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова, Liliana Loss

Возможно,  Мария  и  не  была  свидетелей  происшествия,  а   узнала  историю  от  мамы  или  подруги,  людей  которым  доверяет  и  вместе  с  ними  пережила  трагедию  уже  в  её  описании...

Лилиана, но Мария же сама выше написала: была и разговаривала... "пережила трагедию уже в её описании" - но ведь и здесь ключевое слово "пережила" - Вы согласны?

Я  с  Вами, Катерина,  почти  всегда  согласна,  но  здесь  мог  быть  стилистический  приём  "переживания  воочию",  хотя  на  самом деле,   переживание  было  за  кадром.

То,  что  хочу  сказать: 

Мария  написала  прекрасный  текст,  с  моей  точки  зрения,  по  многим  параметрам.  И  это   всё-таки  рефлексивно-художественный,   а   не  дидактический  материал.   Было  её  там  или  не  было  и  что  она  при  этом  делала  или  не  делала,  нас  не  касается.   Нас  просто  тронуло  то,  что  и  как  описано.  Меня  лично  тронуло.  

Эту реплику поддерживают: Светлана Пчельникова

Меня тоже тронуло. Хотя меня там не было. Поэтому и интересно, тронуло ли оно (и как именно тронуло, кроме осуждения "панамок" и вопрошания к читателям) автора - человека, который там (по его собственному утверждению) был. 

И очень точное слово Вы выбрали, Лилиана - "дидактический". Ибо без участия самого автора текст получается именно таким - посмотрите, дорогие читатели, осмыслите как сумеете, сделайте выводы (я, автор, вам про них намекну - дидактика). "Рефлексивно-художественный" же - это, как я понимаю, в первую очередь "я почувствовал, подумал, понял" (это и есть рефлексия) и только потом "сделал" - и предлагаю вам (читателям) разделить (обсудить, или, наоборот, удивиться-не согласиться-оспорить) это со мной (то есть тоже, ВСЛЕД ЗА МНОЙ, отрефлексировать). 

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Да, можно было бы из текста убрать даже ту минимальную дидактику, которая там есть. Но если  бы там был ответ на вопрос "интересно, тронуло ли оно и как именно тронуло" - дидактики было бы гораздо больше. Зачем спрашивать, тронуло ли и как именно? Это и так ясно - тронуло настолько, что человек сел и написал прекрасный текст, в котором много боли. А было бы еще меньше личного и авторского - было бы еще сильнее. 

Документальная позиция автора всегда сильнее, чем описание своих переживаний и своей реакции. Зачем красоваться на людях, Ктерина? Этот текст не о себе. Вспомните самые пронзительные документальные фильмы - это те, в которых нет комментария и нравоучения. Представляете, если бы в таком фильме авторы стали бы рассказывать не об ужасах жизни, а отвечать на вопросы "а вы чего со своей камерой стояли, вместо того, чтобы помочь?" 

Я в США два раза видела человека, лежащего на улице. Однажды в Бронксе ехала в машине, подъезжала к светофору,  по тротуару справа шел кто-то,   кажется мужчина пожилой. Шел-шел, и вдруг упал. Прохожих в этом месте кроме него не было. Я пока думала, как бы машину припарковать у тротуара, чтоб ему помочь, как вперед машина уже встала на мигалку, выскочили из неё трое парней -- студенты колледжа, наверное, потому что зимой в спортивных трусах и тапочках, начали вокруг него хлопотать, один звонил -- ну я и поехала дальше. А если бы не они, то сама бы вышла и позвонила бы, и осталась бы с этим упавшим, пока полиция-скорая не приехала бы.

Другой раз, тоже в Бронксе, но уже на людной улице, шли с дитём в поликлинику, возле нее на лавочке лежит мужчина, грязно одетый, и видно,что не просто спит, а что-то с ним не в порядке. Вошла в здание, там охранник -- в Бронксе во всех школах и больницах охранники -- и говорю ему типа вот, на лавочке, видно болен. Охранник ответил в смысле не беспокойся, я уже позвонил, щас к нему приедут, я за ним наблюдаю, всё под контролем.

А сейчас живу в сельской местности, и как-то никто на улицах не падает, да и улиц-то как таковых немного, негде и проявить человеколюбие и готовность помочь :-). Ну, соседи помогают друг другу всегда, и сами помощь предлагают. У нас бывают разные ураганы, снегопады, без электричества сутками сидим, бывает. Так соседи обязательно навещают тех, кто живет один, пожилых особенно. Снег расчищают друг другу, даже без просьбы, а просто потому, что могут, что уже вывел из гаража снегоочиститель и бензобак и него полный, не пропадать же.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Liliana Loss

Реакции людей достаточно универсальны, хотя и колеблются, конечно, синусоидально, в зависимости от  1) общего уровня общественного благополучия и 2) ситуативной напряженности реакции "свой-чужой" (Лена де Винне где-то в комментах описывала ужасную, непредставимую в нормальном обществе фейсбучную реакцию на публикацию фотографии погибшей в огне в Одессе женщины). И, Ира, Вы обратили внимание, что люди, отдыхавшие на пляже, по первому тревожному сигналу подростков разбились на группы и шесть раз обошли все окрестности пруда?

Да, действительно. Что могли, люди начали делать сразу и сами. Автор блога была возмущена в основном отсутствием сочувствия несчастной матери и агрессией по отношению к другу погибшего.

Если подумать, то эта их агрессивная реакция ведь в какой-то мере и есть их способ помочь ситуации. Есть в русской парадигме такая функция -- "стыдить". То есть, они не равнодушны к гибели ребенка, они что-то делают, чтобы этого не повторилось, "воспитывают".  Не вовремя и не к месту, но как умеют. Тоже ведь способ регуляции социума, тоже  социальная функция, хотя и людям другого слоя культуры, другого социального круга,  непривычная, непонятная и неприемлемая.  Они и мы просто говорим на разных эмоциональных языках.  Может, надо научиться лучше их понимать?

Они и мы просто говорим на разных...

Ира, я не уверена совершенно, что есть "они" и "мы".  Именно поэтому я и задала свой вопрос Марии выше: а что она сама (участник ситуации) подумала и почувствовала ТАМ, прежде чем написала пост, в котором  весьма отстраненно стыдит всех, кто не сочувствовал матери и другу погибшего парнишки.

Катерина, мне жаль, что Вы не получили того, чего бы Вам хотелось от данного текста : не прочитали о том, что я сделала, что я сказала, как я коммуницировала на месте событий.

Я уже говорила, что это был бы совершенно другой текст и другая история. 

Я же написала о том, о чем написала. Так пересказала, как показалось нужным мне. 

Термин "отстраненно стыдит" мне конечно не нравится. Я обязательно подумаю об этой вашей оценке. Потому что, конечно же, являюсь страстным поклонником ваших текстов и вашего таланта. 

Переписывать историю нет, не буду.

Эту реплику поддерживают: Наталия Щербина

Мария, я, конечно же, совершенно нигде не призывала Вас "переписать историю"! Вы автор и пишете то и так, как считаете нужным. Но именно эта площадка подразумевает возможность дальнейшего обсуждения написанного, задавание вопросов, получение ответов и т.д.  И вот мне (и не только мне, как я понимаю) добавление к материалу в комментах на тему именно Ваших действий и чувств показалось очень обогащающим тему, что я и сочла возможным обсудить. Но, разумеется, Вам это может казаться (и кажется, как я сумела понять) совершенно ненужным и Вы в своем блоге абсолютно в своем праве.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

ну, "мы-они", конечно, очень схематично, тормины только в пределах данной дискуссии. В рамках данного блога -- по определению. "они" -- стыдят, "мы" -- ими возмущаемся :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Мы в Китае, за пару недель в Санье, далеко не самом бедном городке, видели ни то три, ни то четыре случая, когда прохожие/велосипедисты, пострадавшие в дорожном движении (которое там иногда просто невообразимо), просто сидели/лежали на обочине, зажимая свои раны, а прохожие/проезжие проходили/проезжали мимо по своим делам...

Да, вот оказывается какая разная культура... Может, это и есть Азия?

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Именно разные культуры, обстоятельства жизни. Живи я или Вы, или Сергей в Китае с их диким дорожным движением постоянно (или допустим пять лет) и имея этих самых пострадавших велосипедистов на глазах по несколько штук за неделю, как бы мы поступили? - помогали бы каждому из них все пять лет или...? У меня нет ответа... Но у Сергея спросить можно (поставлю в копию) - а что он сам-то делал, увидев этих раненных велосипедистов?

Наверное, Сергей тоже ничего не делал. Он же там был гость, местных реалий не знает, да и с языком скорее всего были проблемы. Как мне кажется разумным, помогать должен любой, кто оказался рядом и имеет возможность помочь. В смысле понимает, что произошло, знает, что надо сделать, и физически способен это сделать.

В смысле понимает, что произошло, знает, что надо сделать, и физически способен это сделать.

О! Многие ли точно понимали, что произошло и точно знали, что делать - на этом пруду?

Я бы сама наверное ужасно растерялась и стала делать какую-нибудь ужасную глупость - например, начала не только нырять сама (я неплохо вижу под водой, а глубина в таких прудах редко превышает 3-4 метра), но и призывать к этому других... И это (если хоть чуть-чуть подумать) было бы не только глупо и бесполезно, но и попросту опасно и могло увеличить число жертв...

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

нет, ну почему же глупо самой нырять? Если бы в самые первые минуты --то еще был шанс его вытащить на берег и откачать. если бы его кто-то увидел на дне, позвал бы других на помощь, чтобы вытащить... Если бы да кабы, конечно.

Число жертв в такой ситуации уже не увеличилось бы. Люди уже были встревожены, понимали бы опасность, следили бы друг за другом.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Число жертв в такой ситуации уже не увеличилось бы.

Кто-то мог элементарно не рассчитать дыхания, да я и сама вполне могла гикнуться (или прибавить работы медикам), мне же лет много, а ума не так уж чтобы... :(

И это общее место, к сожалению: на месте трагедии крайне редко (и обычно в кино) оказывается тот, кто хорошо понимает и точно знает... Увы :((((

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Да, это тоже правда. Никогда не знаешь, можешь ты что-то или нет, пока не попытаешься :-)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

В девяностых, Москва,  ребенок маленький, коляска. Надо куда-то пойти, через улицу переходить,  а там подземные переходы, с коляской не проедешь. Проблема решалась просто -- стоило остановиться у перехода, как буквально первый же прохоожий, иногда второй, реже третий, обязательно предложит: давайте я Вам помогу коляску спустить-поднять. Я возьмусь за ручку, он за подножку, и быстренько снесем дите вниз или вверх.

Приехали в Ташкент с тем же дитем, с той же коляской. Та же самая проблема -- подземные переходы. И тоже люди всегда очень быстро сами предлагают помочь.

Но запомнился один случай, когда рядом оказался солдат, молодой парень-узбек (или просто азиат).  Что интересно, ОН НА МЕНЯ НИ РАЗУ НЕ ПОСМОТРЕЛ. Вообще. Ни слова не сказал. Вел себя так, как будто меня не существует. Просто взялся за подножку, подождал пару секунд, пока я приподниму свой конец коляски, и мы с ним в очень слаженном тандеме дите по лестнице спустили. Это как пример азиатской культуры. Он, надо полагать, был из такой семьи, где на посторонних женщин смотреть не полагается. А помогать посторонним людям -- предписывается. И вот такое решение противоречия! Вот такая вот азиатская культура в действии. Мне, кстати, понравилось. Разговаривать не надо, смотреть друг на друга не надо, а дело сделано :-)

У нас в метро безукоризненно уступают места старшим молодые азиаты и далеко не всегда - европеоиды.

да, это так. И сумки предлагают поднести иногда. Они так воспитаны, у них рефлекс. Не может сидеть, когда старший стоит, пружины в коленках :-)

Со мной,кстати, забавный случай произошел в мой последний приезд в Москву. Остановилась у родственников, молодая семья, дите четырехлетнее. Пока отходила от перемены часовый поясов, просыпалась только когда в квартире уже никого не было -- взрослые на работе, дите в саду.  Один раз ближе к полудню вышла на балкон делать зарядку, все окна в квартире и балконную дверь открыла --  жарко было. Пока прыгала на балконе, сквозняком дверь балконную захлопнуло. Замок как-то неправильно был поставлен. Короче, оказалась я заперта на этом балконе. Хорошо, что всего третий этаж. Не представляю, что бы я там делала до шести вечера, когда няня должна была ребенка из сада домой привести. Телефон мой в комнате остался.

Но мне повезло, и под балконом оказался дворник, молодой парень-азиат. По-русски говорил и понимал с трудом.  Но как-то я ему объяснила, что случилось. Попросила позвонить родственнику, хорошо, что его номер запомнила! Номер он набрал, объясняться ему было по телефону тяжело, но я ему диктовала со своего балкона, что сказать, самыми простыми словами. На том конце провода наконец поняли в чем дело, обещали через десять минут вопрос решить и перезвонить. Ему же, дворнику. Перезвонили, сказали, что сейчас няня приедет. Через полчаса примерно. Она и приехала через полчаса. Но что характерно, дворник всё это время не отходил далеко от моего балкона, держал меня в поле внимания. Как и полагается в таких случаях -- пока помощь не придёт и человека не вызволят из заточения. Не бросил меня. Всё правильно сделал.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Подождите... Я не совсем поняла: женщина сидела одна, действительно, страшно... А где была автор статьи??

Эту реплику поддерживают: Лариса Гладкова, Анна Левина

Я чего-то не понимаю. Не нравится что-то?  Поменяй! Легче всего "КАКать" - как жить? как быть? - и литературно описывать происходящее. Подошла к несчастной матери, взяла ее за руку, погладила по спине, утешила рыдающего парня, отогнала воинствующих зевак, заступилась бы, посочувствовала... Нет, на все посмотрела со стороны и разразилась душещипательными охами и ахами в Интернете! Вот это вся наша жизнь - все виртуально - от чувств до сочувств. Каждый, начните с себя и все у нас и у вас будет хорошо!

Да, действительно не нравится. Ваше хамство по-своему очаровательно. Но и оно мне не нравится. 

Впрочем, со своим "разразилась душещипательными..." Вы вполне вписываетесь в канву истории, о которой я говорила.

Машуль, не обращай внимания. Всегда найдутся те, кто точно знает, как ты должна была бы поступить. И правы они всегда ровно до того момента, пока сами не окажутся в такой ситуации. А не спроецируют ее на себя, читая о чужих чувствах.

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

Юпитер, ты сердишься?...Значит ты не прав! В моей жизни были всякие обстоятельства. В отличие от Вас, я никогда не стояла в стороне. Оскорбления - не самый лучший аргумент. Лучше бы  Ваш пыл был бы использован в мирных целях. Агрессивность  - характерная черта тех, о ком Вы так жалостливо пишете. Вы сами идеально вписываетесь в собственные умозаключения. Поэтому, видимо, Вы и остались созерцателем, а не участником событий.

Мрак внутри каждого из нас, но мы этот факт не признаем. Людей нужно учить эмпатии, но это черевато. Никто не скажет спасибо, потому что чувствовать чужую боль - это больно.

Очень пронзительно написано. Так получилось, что я в силу своей полупрофессиональной деятельности постоянно работаю с человеческим горем и смертью. И то, что Вы описываете, мне очень хорошо знакомо.

Да, всему этому есть психологическое объяснение. Родители и подростки НЕ ЗНАЮТ, как вести себя при таких, прямо скажем, необычных и страшных обстоятельствах. Каждый стремится отгородиться от них, попросту - убежать. Потому что подсознательно кажется, что если прикоснешься - и с тобой случится что-то страшное. Плюс - реально не знаешь, что делать. Подойти и сказать "Не волнуйтесь, все будет хорошо"? Когда уже 100% ясно, что ничего хорошо не будет? Утешать? Чем тут утешишь? Поэтому, конечно, схватить детей и уехать. Я бы их даже не осудила.

Про врачей и спасателей. Цинизм и смех - нормальная психологическая реакция на постоянное столкновение с непереносимым. Можно давать этой реакции какую угодно моральную оценку, но она совершенно нормальна для психически нормального человека. Те, кто реагируют по-другому, довольно быстро попадают в психушку (в нашей практике были реальные случаи реактивного психоза). Не справляются люди. Другое дело, что на Западе есть огромное количество обучающих программ, КАК себя вести в таких обстоятельствах, не включая эмоции, программы профилактики и работы с эмоциональным выгоранием, реабилитация и так далее. У нас нет ничего. В реальности, а не на бумаге. Кто сам умеет - тот умеет. Кто нет - защищается как может. И не потому, что они злодеи. Честное слово, они не злодеи.

Я понимаю, что с точки зрения эмоциональной реакции все, что Вы описываете, ужасно. Нет сил на это смотреть. Но, к сожалению, в нашей стране, где эмпатии не только не учат, а активно отучают ее испытывать, эта ситуация вполне логична.

И, да... Не кажется ли Вам, что всех этих ситуаций не было бы, если бы в прудиках, где есть трясина и ключи и все такое прочее, то есть смертельно опасно купаться, купаться было бы запрещено? И люди, которые знают обо всех этих опасностях, в пруд не лезли? Люди, вокруг, конечно, сволочи, но жизнь-то одна и о себе самом нужно думать...

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

Да, Александра, примерно  в этом ключе я и думала "они просто не знают как надо и, растерявшись, готовы поступать "как все". 

Эту реплику поддерживают: Александра Славянская, Инна Пополитова

Саша, когда табличка "Купаться запрещено" мешала русскому человеку купаться в жару? 

Со всем остальным согласна.

Эту реплику поддерживают: Александра Славянская

Мария, как вы хорошо написали. Какая вы чудесная. Что мы можем? Попытаться любить.  Даже таких... сердитых... на жизнь.  Да вы так и живете, я - знаю. Спасибо.

Эту реплику поддерживают: Мария Маханова

Новости наших партнеров