Сутки назад была на премьере германовского Трудно быть богом. Друг сегодня попросил написать о своих впечатлениях. За несколько минут залпом написала ему и решила скопировать сюда..., в надежде услышать другие мнения и дать себя разубедить..

Что сказать - богом действительно быть трудно, и, на мой взгляд, Герману-отцу-сыну-духу это тоже не удалось. Фильма нет, есть блестящие материалы к нему, есть фактура, есть образы, есть настроение, есть ощущение громадной работы, есть даже герой.

Чего тогда нет? Нет вектора, нет мысли (или она не читается), нет, самое обидное, эмоций, не включается сострадание. Нет ответов, которых может, конечно, не быть, но тогда должны бы прозвучать внятные вопросы, или сомнения должны быть структурным материалом повествования, чтобы мы могли мучиться ими вместе с автором и героем... Не нашла и следов присутствия авторов книги, их требовательного и критичного, полного сомнений и скепсиса, но гуманизма и трезвости. И самое печальное, что нет любви, без которой, как известно, всё медь звенащая..

Что ещё? Упоение фактурой, провоцирование простых и однозначных физиологических реакций, наделение дерьма (не фигуры речи, а попросту экскрементов) силой и полномочиями лейтмотивного символа. Собрание мерзостей и уродств не оставляет надежды и места сочувствию кому бы то ни было на этой планете, даже детям Арканара, даже курам. Прогрессисты Руматы - опустившиеся и брошенные на произвол потерянные люди, которым давно пора на базу и реабилитацию...

Может быть, вселить ощущение глобальной безнадёги и полной бессмысленности существования, сочувствия и любого действия было целью режиссёра, но нас, кажется, этому учить не надо - мы и без того заражены скептическим и депрессивным цинизмом по самую макушку. Грязь, грязь, говно, говно, кишки, ещё кишки, мерзавцы, тупицы, уроды, дождь, мухи, свинство, какое-то гнусное пойло и хавчик в грязной посуде, и опять грязь, опять говно. И кровишша! Даром что фильм черно-белый, от физиологизма это не спасает, всё всамделишнее, всё "на полную катушку". Так "здорово", что поневоле закрадываются подозрения в любовании мерзостями и их смаковании.

Пару раз за весь многочасовой фильм я увидела незагаженные предметы - свежеснесённые грязными курицами чистые белые яйца и ослепительно белые платки Руматы, которые он усталым заправским гастролёром-фокусником в бессмысленном и бесконечном гастрольном чёсе по богом забытым провинциям "на автомате" разбрасывает тут и там. Единственное однозначно доброе и светлое, что удаётся ему посеять, эти белые платки, непонятно как появляющиеся из грязи...... И белый снег в конце, прикрывший, наконец, срамоту планеты. Или это изменившийся взгляд Руматы, переставшего быть наблюдателем, а ставшего "своим", ставшего убийцей. Или это он уже просто перестал замечать грязь и мы вместе с ним??