Юрий Башмет
про меня
Юрий Башмет стал первым музыкантом в истории, доказавшим возможности альта как солирующего инструмента. Определяющие события в его карьере произошли случайно: в класс альта он поступил, потому что не было мест в скрипичном; за дирижерский пульт встал, потому что надо было заменить заболевшего маэстро Гергиева. Он создал камерный ансамбль «Солисты Москвы» и возглавил симфонический оркестр «Новая Россия». Искренний патриот, всегда одевающийся в черное и порой любящий вспомнить о рок-н-ролльной молодости (недавно Башмет играл вместе с группой «Ленинград»), Башмет успевает заниматься собственной кафедрой в консерватории, курировать конкурсы и фестивали, гастролировать по всему миру – и считает себя счастливым человеком, поскольку все время занимается любимым делом. Участник проекта «Сноб» с декабря 2008 года.
день рождения
24 января
где родился
Ростов-на-Дону
у кого родился
Отец – Башмет Абрам Борисович, инженер железнодорожного транспорта.
«...он очень поддерживал мою увлеченность музыкой и развивал ее – правда, не классической, а мелодичными эстрадными песнями и романсами. Дедушки и бабушки тоже в этом смысле не отставали».
Мама – Кричевер Майя Зиновьевна, филолог.
«Хотя профессиональных музыкантов в семье не было, но однажды мама – очень мудрый и талантливый "президент" нашей семьи - приняла решение, что я должен заниматься музыкой. ...чтобы я не стал бандитом, мама решила, что у меня помимо школы должно появиться какое-то занятие, увлечение».
где и чему учился
Окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу.
«В скрипичном классе не было мест, и маме предложили записать меня в класс альта. Родители всполошились: что такое альт и кому он нужен! А для меня решающими стали слова приятеля, что альт требует гораздо меньше времени на занятия, чем скрипка, и у меня будет больше возможности играть на гитаре... В то время я очень увлекся гитарой, играл на танцах, исполнял песни "Битлз". ... У меня даже гитара была "Вокс" – той же самой марки, что и у Джорджа Харрисона».
«...красота звучания этого инструмента меня так поразила, что я впервые заинтересовался альтом всерьез и даже начал готовиться к республиканскому конкурсу в Киеве - и получил на нем почетный диплом».
Окончил Московскую консерваторию по классу альта в 1976-м и продолжил стажировку и обучение в ассистентуре Московской консерватории.
«Это было через пять дней после окончания второго курса – мое первое выступление в Большом зале консерватории с симфоническим оркестром под управлением Вероники Дударовой. Концерт мне очень понравился, а на тридцать рублей, полученных за него, я в общежитии купил (у австрийца Эдди) замечательные, первые в моей жизни фирменные голубые брюки».
Владеет языками: английским, украинским, польским.
«Если выпью порядочно, то могу общаться с итальянцами и французами легко. Не знаю, откуда это знание берется – никогда нарочно не учил. Английский знаю свободно, хотя и не вполне грамотно; украинский, естественно, польский. А по большому счету, ни одного не знаю, и русского тоже».
где и как работал
Начал концертную деятельность в 1976 году.
Преподает в Московской консерватории, доцент. Проводит мастер-классы в России и за рубежом. В 1996-м создал и возглавил «Экспериментальную кафедру альта», а также стал профессором Московской консерватории.
Создал камерный оркестр «Солисты Москвы» (первый состав, 1985 год) и руководил им до 1991-го, когда во время гастролей все оркестранты приняли решение остаться во Франции. Через год создал и возглавил камерный оркестр «Солисты Москвы» в новом составе.
«В среднем "Солисты Москвы" дают не менее 90 концертов в год. Мы тут недавно подсчитали, что за 15 лет объехали земной шар уже 34 с половиной раза! И это не считая моих выступлений во главе другого коллектива – симфонического оркестра "Новая Россия", а также сольных, камерных программ».
Артистический директор и соорганизатор фестивалей в Роландсеке (Германия), Туре (Франция) и на Эльбе (Италия). Художественный руководитель музыкального фестиваля «Декабрьские вечера» с 1998 года.
«Сознаюсь, мне было довольно страшно давать тогда согласие возглавить художественный совет фестиваля. Я понимал авторскую уникальность этого проекта, но сегодня я рад, что "Декабрьские вечера" удалось сохранить и даже прибавить его обороты. Конечно, до сих пор я внутренне ориентируюсь на Рихтера...»
Художественный руководитель и главный дирижер Государственного Симфонического оркестра «Новая Россия».
«...в России я и до сих пор борюсь, мне нравится бороться. Преодоление мне нравится. Потому что сегодня у меня на плечах государственный симфонический оркестр "Новая Россия", у меня знаменитые мои "Солисты Москвы" второго выпуска, у меня кафедра в Московской консерватории, у меня дом там, у меня там передача телевизионная, если хотите, уже сколько лет, и друзья и так далее».
что такого сделал
Написал книгу «Вокзал мечты».
«Не хотел писать мемуарную книгу. Я их много прочитал, и ни одна не удовлетворила мой вкус. Как правило, авторы пытаются в чем-то оправдаться или рисуют себя такими, какими бы сами хотели видеть».
Записал 45 компакт-дисков. Имеет в репертуаре около 200 музыкальных произведений.
достижения
Юношеский разряд по фехтованию.
«В моем школьном дневнике все тройки, кроме физкультуры, по которой – пятерка. У меня даже есть юношеский разряд по фехтованию (пошел в кружок под впечатлением от "Трех мушкетеров"). После фильма "Великолепная семерка" мы все на нашей улице купили себе перочинные ножики по 1 руб. 20 коп. И устраивали соревнования по их метанию».
дела общественные
Стал почетным президентом Международного благотворительного фонда Юрия Башмета в 1994-м. В том же году фонд Юрия Башмета учредил Международную премию им. Д. Шостаковича «за выдающиеся достижения в области мирового искусства».
Президент Международного конкурса альтистов им. Л.Тертиса (Англия). Член жюри Международного конкурса альтистов в Мюнхене и конкурса «Мориса Вье» в Париже.
общественное признание
Народный артист России, почетный Академик Лондонской академии искусств, кавалер нескольких орденов, в том числе - Почетного легиона и св. Серафима Саровского. Лауреат Госудраственной премии Государственных премий СССР и РФ, премии «Sonnings Musikfond» (которой были удостоены И. Стравинский, Б. Бриттен, И. Менухин, Д. Шостакович, М. Ростропович) и множества других.
«Все мои награды прикреплены к одному пиджаку. У меня нет какого-то сейфа, в котором бы они все лежали, к сожалению, у меня абсолютно безалаберное отношение к наградам».
Оркестр «Солисты Москвы» получил музыкальную премию Grammy Американской академии звукозаписи как лучший камерный ансамбль 2008 года.
«Эта "Грэмми" в моей жизни вряд ли что-то сильно изменит. Если кому-то премия нужна для раскрутки, то у нас и так залы полные... Вот за что радостно – так это за страну, за то, что Американская академия звукозаписи признала: Russia – The Best! Ведь диск, за который нам дали премию, целиком русский».
Современные композиторы написали специально для Ю.Башмета или посвятили ему около 40 альтовых концертов и других музыкальных произведений.
«Из посвященных мне альтовых произведений (каждое из которых я по-своему люблю) главным все же считаю знаменитый концерт Альфреда Гарриевича Шнитке. Отрывок оттуда звучит в заставке "Вокзала мечты"...»
важные события жизни
Выиграл международный конкурс альтистов в Германии (1976).
«Конкурс был организован Баварским радио и телевидением, и это сразу же дало мне возможность прославиться. Я отправился в гастрольную поездку по семнадцати городам Германии. До сих пор считаю, что это случай! И этому случаю я благодарен. Так началась моя сольная карьера».
Впервые выступил как дирижер в 1985 году.
«Однажды на фестиваль в городе Туре, во Франции, не смог приехать мой близкий друг Валерий Гергиев, и меня уговорили встать за дирижерский пульт. Потом Рихтер меня поддержал, сказав, что дирижировать – это мое. И я просто "заболел" этим».
Купил альт работы мастера Паоло Тесторе, а в 1990-м играл в Зальцбурге на альте того же мастера, принадлежавшем В.А.Моцарту.
«Мой альт со мной с 1972 года. Я купил его по случаю за 1500 рублей. Деньги заработал, играя "Битлз" на гитаре. Это родной брат инструмента Моцарта – его создал мастер Паоло Тесторе в середине XVIII века».
«Мне повезло: я был первым альтистом за 230 лет, которому разрешили играть на альте Моцарта в Зальцбурге».
впервые создал и придумал
Впервые в мире сделал альт солирующим музыкальным инструментом.
Основатель и председатель жюри первого и единственного в России Международного конкурса альтистов в Москве.
неудачные проекты
«Что касается провалов – откровенных, думаю, не было. Но неудачные выступления, конечно, были. Неудачи – это часть жизни каждого человека».
известен тем, что…
Признан лучшим альтистом современности.
Любит черный цвет в одежде и выступает всегда в черном.
участвовал в скандалах
После гастролей оркестра «Солисты Москвы» во Франции в 1991-м вернулся на родину один, хотя все остальные музыканты отказались возвращаться.
«Один музыкант мне даже звонил, плакал, умолял, чтобы я его простил. Я сказал: "Бог простит". [Я] пережил это массовое предательство. Я вернулся в Москву, а "Солисты Москвы" через какое-то время развалились».
люблю
«Русский бильярд люблю, казино. Очень люблю кино, могу читать книгу без остановки, не спать, не есть».
«Очень люблю актерскую среду. Среди музыкантов мне труднее общаться. А вообще я люблю влюбленных людей. И сам стараюсь таким быть».
«Я люблю ездить по России больше, чем по Европе, хотя и там есть любимые города и залы. А в России к самому факту исполнительства прибавляется ощущение некой семейности: я ваш, а вы – мои. Даже если я кому-то не нравлюсь, я все равно "наш"».
«...люблю отмечать Новый год не в ресторане и не в московской квартире, а на даче в кругу семьи и друзей. Когда-то доходило до того, что "сюрпризно" ко мне приезжали несколько десятков гостей. Дом был открыт для всех».
ну, не люблю
«...считаю, что предательство и невыполнение своих обязательств – это такое же сильное нарушение человеческих понятий, как и любое другое преступление».
мечта
«Я мечтаю, чтобы для меня написали концерты Рахманинов, Брамс и Чайковский. Чего, конечно, никогда не будет. Но в то же время – да, это было бы гениально, если бы они это сделали».
семья
Жена – Башмет Наталья Тимофеевна.
Наталья Башмет, жена: «Мы учились в Консерватории, на скрипичном отделении. На одной из вечеринок в общежитии Юра и обратил на меня внимание. Но он был не в моем вкусе. Роман начался со второго курса. Предложение руки и сердца, очень романтическое, было сделано на пятом курсе. Я поняла, что обрела мужа, за которым буду как за каменной стеной».
Дочь Ксения, пианистка.
«Мы с женой не думали учить детей музыке, считаем, что это очень тяжелая специальность. Но однажды, на время ремонта в доме, отправили пятилетнюю дочь Ксению к моей маме во Львов, и там мама с моим старшим братом быстро развили ей слух. Домой она вернулась, уже зная ноты и умея играть гаммы на рояле. В подготовительную группу музыкальной школы она поступила легко. Ксюша выросла хорошим музыкантом, мне не приходится за нее краснеть».
Сын Александр.
«А из сына Саши музыканта не получится, очень жаль. Он сам начал играть на скрипке, она замечательно легла ему в руки, но чтобы он занимался, нужно было следить за этим. В ситуации, когда я отсутствую дома 300 дней в году, это почти невозможно. Сын играет на флейте, рояле, хотя его никто не учил, неплохо рисует, но учится на экономике. Скрипка ему не далась».