Борис Беренфельд
про меня
Биофизик Борис Беренфельд занялся научными исследованиями еще в студенческие годы — мечтал найти лекарства, которые могли бы защитить от радиации. Написал в соавторстве с Юрием Кудряшовым первый в мире учебник по радиационной биофизике, который и по сей день не теряет актуальности. В 1985 году обзавелся одной из первых моделей персонального компьютера и увлекся идеей компьютеризации школьного образования, чем и занимался сначала в Академии наук, а с 1990 года — в американском Центре по новым технологиям образования. Одно из главных творений Беренфельда — Глобальную школьную лабораторию, позволяющую изучать природу и экологию Земли, — скоро смогут по достоинству оценить и отечественные школьники: сейчас Global Lab при поддержке фонда «Династия» внедряется в Россию. Любит тосканские вина, хорошую баню и считает плещущийся в пяти минутах ходьбы от дома Атлантический океан практически членом семьи.
Участник проекта «Сноб» с ноября 2009 года.
город в котором я живу
Бостон — вот уже 20 лет, но в последнее время зачастил в Лондон.
день рождения
21 марта, первый день весны
где родился
Проскуров, в то время малозаметная точка на карте Украины, примерно 20 тысяч жителей
у кого родился
У мамы и папы, но папу вскоре после моего рождения посадили, увидел я его, когда мне было 7 лет. Папа вышел на волю по амнистии вскоре после смерти Сталина.
где и чему учился
биофизике в Московском государственном университете, пытался найти лекарства, которые могли бы защитить от радиации
где и как работал
Сначала почти 20 лет работал в Москве, а потом примерно столько же времени в Бостоне. В Москве после аспирантуры пошел в легендарный НИИ Пирузяна в Купавне. Много преподавал — в МГУ, в школе, активно репетиторствовал. Степа Пачиков помог приобрести «Амстрад CPC 464» — так у меня появился один из первых в Москве персональных компьютеров. Было это примерно в 1985 году. Тогда же Степа зазвал меня в проект «Школа», который создал в Академии наук СССР Е.П. Велихов. Там собралась замечательная группа энтузиастов компьютеризации образования: математики, программисты, педагоги, дизайнеры, физики, биологи, литераторы, лингвисты. Через какое-то время я сосредоточился на естественнонаучном направлении. Со мной работало человек 40 — профессиональных ученых, инженеров. Народ повалил из «ящиков», хотелось чего-то для души. Мы стали делать первые компьютерные лаборатории для школьников, чтобы они с помощью присоединенных к компьютеру датчиков могли заниматься исследованиями по физике, химии, биологии. В это же время появился «Сан-Франциско — Москва телепорт». Мы подключили десяток российских школ в международные сетевые проекты. На пике горбачевской перестройки мы верили, что компьютеры и сети смогут изменить школу. В 1990 году меня пригласили работать в США, в Центр по новым технологиям образования, который возник вскоре после запуска спутника в недрах Mассачусетского технологического института, более известного как MIT. Шок от спутника пролился золотым дождем на американский образовательный НИР и привел к поспешной компьютеризации школ. Наш центр пытался понять, что же все-таки со всеми этими компьютерами и сетями делать в школе. Там я и проработал 19 лет. Получал гранты, занимался примерно одним и тем же делом.
ученые степени и звания
Защитил кандидатскую диссертацию довольно быстро, через два года после окончания МГУ, но начатые в аспирантуре исследования пришлось забросить — на дворе был 1973 год, и о том, чтобы с моей фамилией продолжать радиационные исследования в МГУ, не могло быть и речи.
что такого сделал
Написал в соавторстве с Юрием Кудряшовым первый в мире учебник по радиационной биофизике, который переиздается уже лет двадцать пять, потом ушел полностью в образование, поверил, что новые технологии могут его в корне изменить, и до сих пор верю.
достижения
За 20 лет работы в США получил десяток крупных грантов от Национального научного фонда. Деньги американских налогоплательщиков честно тратил на разработку новых технологий в образовании, создав на выходе несколько разумных проектов, вроде Глобальной школьной лаборатории (Global Lab), которую сейчас при поддержке фонда Зимина внедряем в России. Писал книги, статьи, выступал на конференциях сам и слушал выступления других. Последние 5-6 лет пытался разобраться с тем, как сделать подрастающее поколение молекулярно грамотным, способным членораздельно объяснить хоть что-то происходящее вокруг них на языке взаимодействующих атомов и молекул, а заодно понять, что стоит за светлым будущим, которое им готовят био- и нанотехнологи.
дела общественные
С удовольствием читаю выступления членов «Снобщества».
общественное признание
Пару лет назад зачислили в пожизненные Fellow международной организации World Technology Network. Там компания очень приличная.
важные события жизни
надеюсь, многие еще впереди
впервые создал и придумал
глобальную интернет-лабораторию для старшеклассников, позволяющую им совместно изучать природу и экологию Земли
вывел на чистую воду
самого себя, осознав наконец собственные слабости и примирившись с их существованием
удачные проекты
В начале 1990-х, когда только зарождалась Всемирная паутина, создал социальную сеть из трех сотен школ 30 стран мира. Снабдил их общей базой данных, форумами и картой, на которой каждая школа была представлена своей звездочкой. Назвал эту сеть «Глобальная школьная лаборатория». В этой социальной сети школьники многих стран совместно изучали экологию и природу Земли. Да, термина «социальная сеть» тогда еще не было.
неудачные проекты
Попытался запустить в России онлайновую наношколу. Создал для нее много компьютерных молекулярных моделей, работая с которыми школьники могли бы изучать поведение молекул, но пока не нашел поддержки. По-видимому, термин «нано» многих уже достал, хотя я убежден, что надо учить школьный народ молекулярной грамотности, а то поздно будет.
известен тем, что…
В начале 1990-х печатал статьи, в которых пытался ввести в обиход термин «инфосфера», но два «ф» в одном слове всех «отФугнуло»; короткое и бодрое «вэб» победило
участвовал в скандалах
терпеть не могу
мне интересно
придумывать новое в компании креативных людей
люблю
море, тосканские вина, хорошую баню
ну, не люблю
вареный лук
люблю, когда поздравляют с …
Новым годом
мечта
Недавно создал Международную лабораторию инновационных образовательных технологий. Мечтаю населить ее креативными талантливыми людьми, чтобы творить вместе.