Найти фриланс в IT за три месяца. Как зарабатывать больше денег в кризис
Основатель сервиса развития карьеры «Эйч» Антон Фатеев рассказал «Снобу» о том, как найти работу и подработку в условиях нестабильности, быть востребованным на рынке труда в будущем и о компаниях, которые сегодня наиболее привлекательны для соискателей
Что сейчас происходит на рынке рекрутмента
Для начала важно сказать, что наша компания специализируется на рынке диджитал-специальностей и рынке «белых воротничков». Эти сферы мы хорошо понимаем и можем многое о них рассказать. До 24 февраля рынок был на стороне соискателей: вакансий было больше, чем кандидатов, и компании боролись за соискателей, убеждали людей, что работать надо именно у них. Сейчас все поменялось, рынок сместился в сторону работодателя. Вакансий стало меньше на 30–40%, а активность соискателей, напротив, выросла. Для последних это означает две вещи: выбор компаний и вакансий стал не таким богатым, а конкуренция за рабочие места стала жестче. К счастью, на поведение работодателей эти перемены на рынке пока никак не влияют. Мы не видим, чтобы кто-то снижал зарплаты. Напротив, какие-то компании проиндексировали зарплаты, а «Яндекс» даже выдал сотрудникам дополнительный оклад. Еще одна тенденция, которую мы наблюдаем: даже работая где-то на фул-тайме, кандидаты стали чаще искать себе дополнительную подработку или фриланс. Причин для этого несколько. Во-первых, после 24 февраля из-за инфляции почти у всех упали доходы. Чтобы вернуться к прежнему уровню жизни, люди стали брать подработку — даже те, кто не делал этого раньше. Во-вторых, фриланс и диверсификация своих заработков — это способ себя обезопасить и снизить риски от возможной потери основной работы.
Где и как найти хороший фриланс
Диджитал-специалистам обычно не нужно учиться, чтобы найти фриланс. Профессионалам из этой сферы достаточно легко найти подработку, где они будут использовать те же навыки, что и на основной работе. Но бывают исключения. Есть профессии, которым не подходит парт-тайм-занятость. Например, продуктовый аналитик вряд ли сможет подрабатывать где-то по паре часов в день, потому что эта профессия подразумевает полную занятость и глубокое погружение в работу — иначе не достигнешь результата. Генеральному директору фриланс тоже вряд ли подойдет. В таких случаях для подработки можно освоить другие навыки, попроще.
Например, продуктовый аналитик может обучиться каст-деву (customer development, тестирование идеи будущего продукта на потенциальных или реальных потребителях. — Прим. ред.) и искать подработку на эти навыки. А если ты генеральный директор, то можно консультировать другие компании и тоже получать за это деньги. Чтобы найти фриланс, надо искать там, где его предлагают: заходить на биржи фриланса, спрашивать у знакомых, какие компании ищут фрилансеров и на какие позиции. Когда вы видите, что какие-то навыки сейчас востребованы, будет логично их приобрести: пойти в онлайн-школу или обучиться самому. Начинающему фрилансеру можно проситься сначала на стажировку, даже бесплатную, в будущем это может перерасти в неплохую подработку. Что касается оформления фрилансерской деятельности, то мы советуем получить статус самозанятого. Открыть самозанятость очень легко, это занимает буквально пять минут на «Госуслугах», а налоги совсем маленькие — 4–6%.
В каких компаниях хотят работать соискатели
До 24 февраля для соискателей был крайне важен так называемый культурный код компании. Это было первым, на что они обращали внимание при поиске работы. Не на зарплату: в сфере диджитал зарплаты всегда как минимум в рынке. Компании это понимали и старались привлекать новых сотрудников тем, что рассказывали о своих ценностях, об отношениях в коллективе, о том, как они проводят свободное время, как у них устроено развитие и образование и так далее.
Сейчас приоритеты сместились, и соискатели в первую очередь ищут стабильные компании с хорошей зарплатой, а культурный код и интересные задачи отходят на второй план. Стабильность при этом не обязательно означает долгосрочный контракт. Соискатели понимают, что условные «Газпром» и «Яндекс» никуда не денутся: эти компании много лет на рынке, у них очень редко бывают волны увольнений. Туда люди готовы идти и на краткосрочный контракт, и на договор ГПХ. Кандидатам важно понимание того, что компания вовремя выплатит зарплату и скорее всего не уволит одним днем — просто потому, что такого поведения раньше за ней не наблюдалось. Также мы часто видим, что соискатели выбирают для работы компании, которые ведут бизнес со странами, все еще открытыми для сотрудничества с Россией. Например, AliExpress. Есть еще небольшой тренд на релокацию и зарплату в долларах, но главное — это стабильность. По причине большей стабильности многие сегодня хотят идти работать в корпорации, а не в стартапы. Проблема стартапов в том, что они часто не окупаются, даже те, которые находятся внутри корпораций. Мы видели такое у Сбера. Около года назад компания завела социальную карьерную сеть «Инсайдер», но она не окупалась, и сам Сбер был вынужден спонсировать этот стартап, выделять деньги на его содержание. Раньше такие штуки были интересны соискателям: работать там клево, есть все плюсы стартапов, но при этом зарплата и стабильность, как в корпорации. Однако сегодня кандидаты даже к таким местам относятся с осторожностью. Опасность стартапов еще и в том, что когда случается кризис, компания урезает все лишние расходы, в том числе расходы на поддержание стартапов и других рискованных затей. Например, недавно VK объявили, что закроет свой сервис «VK Работа», а это значит, что, скорее всего, пострадают люди, которые там работали. Сегодня соискатели не готовы идти на такие риски, даже если работа кажется очень интересной.
Как выбрать новое место, если пришла пора менять работу
При подборе новой компании можно воспользоваться опытом наших клиентов, который описан в предыдущей главе, и ориентироваться на те же показатели, что и они — стабильность, надежность и зарплату. Если же вы все равно сомневаетесь, куда пойти работать, посмотрите на состояние того рынка, где находятся интересные вам компании. Как этот рынок будет чувствовать себя в ближайшем будущем? В России есть, например, рынок онлайн стриминговых сервисов, откуда не так давно ушли многие западные фильмы. Что будет дальше происходить с этими компаниями и с этим рынком — не очень понятно. Стоит ли туда идти работать? Надо подумать. Также стоит обратить внимание на то, что говорит руководство компании о ее дальнейшем развитии. Сейчас многие директора и советы директоров выпустили заявления о том, какой у них план действий, например, до конца года, как они будут развиваться или выживать. Это важно посмотреть, если хотите понять, куда вообще идет компания.
Как быть востребованным на рынке труда
В сфере диджитал, на которой мы специализируемся, сейчас есть сильный кадровый голод. Мы уверены, IT-сфера никуда не денется и продолжит развиваться, и кадровый голод в ней станет только сильнее. Так что приобретая навыки диджитал-специалистов — от разработки до аналитики — вы, скорее всего, будете востребованы. Проблема многих IT-специальностей в том, что у них достаточно высокий, долгий и дорогой порог входа. Нельзя за месяц выучиться на разработчика и устроиться на хорошую работу. Но есть и другие IT-профессии, куда порог входа значительно ниже. Например, чтобы получить навыки тестировщика, нужно всего два-три месяца, после этого уже можно найти первую работу. Скорее всего, сначала это будет фриланс или парт-тайм, а когда у кандидата наберется достаточно опыта, он сможет получить уже работу с полной занятостью. Из специальностей с низким порогом входа также довольно востребованы UX-дизайнеры и проджект-менеджеры. После попадания в IT-сферу можно считать, что полдела сделано. Оказавшись в этой среде, вы с большей легкостью будете двигаться вверх по карьерной лестнице. Так, тестировщик в своей работе коммуницирует и с проджект-менеджером, и с продакт-менеджером, и, скорее всего, с разработчиками и дизайнерами. Он начинает понимать, что это за рынок, что это за люди, как они туда попали и где учились. Со всеми этими знаниями легче понять, как добиться успеха в профессии. Да, скорее всего, придется еще подучиться: можно самому, а можно пойти в онлайн-университеты или на курсы. Однако эти усилия точно окупятся в будущем, так как IT-специалисты сейчас востребованы почти везде. Кроме этого, рядом с Россией есть две крупные экономики, которые все еще открыты для сотрудничества. Это Индия и Китай. Скорее всего, связи с ними будут наращиваться, а значит, появится больше компаний, занимающихся логистикой, IT, юриспруденцией. И компании эти обязательно будут нанимать людей, способных общаться с партнерами в Индии или Китае. Соответственно, чтобы быть востребованным специалистом для таких компаний, надо учить хинди или китайский язык.
Автор: Ника Репенко