
Правила цифровой гигиены. Как защитить приватность и обезопасить себя от телефонных мошенников
Окружен, но не взломан

Современный человек живет в агрессивной цифровой среде. Загрузка вредоносного программного обеспечения грозит пользователю как минимум потерей личных сбережений или использованием его устройства в качестве одного из элементов ботнета — сети из зараженных устройств, которые используются для DDoS-атак, кражи личных данных или рассылки спама. Последний сценарий вполне реален. Так, в декабре 2024 года число Android-устройств, зараженных только ботнетом Badbox, превысило 192 тысячи. Зачастую пользователи даже не осознают, с каким объемом угроз сталкиваются ежедневно.
По подсчетам МТС Red, 80% сайтов используют трекеры для сбора данных о действиях пользователей в Сети: посещенных страницах, трансакциях, адресах доставки и так далее. В дальнейшем эта информация используется для персонализации контента и настройки таргетированной рекламы.
По данным директора продукта Membrana — премиального тарифа и мобильного приложения от МТС для защиты приватности пользователя в Сети — Павла Логинова, приложение в среднем блокирует на одного пользователя 850 рекламных хостов, 5350 трекеров, 268 вирусов, троянов и иных угроз ежедневно. «В таких условиях контроль своего цифрового следа, защита приватности и цифровая гигиена — не просто необходимость, а единственный способ защитить информацию о себе и своей семье», — настаивает Логинов.
Решить проблему могут продукты, сочетающие понятные и удобные для пользователя современные технологии, качественную связь, а также сервисы, которые защищают от утечек данных и позволяют контролировать цифровой след, буквально управлять своим телекомом. «Поэтому мы и создали Membrana», — говорит Логинов.
Избирательная проницаемость

На старте разработки Membrana больше двух лет назад команда следовала идее «управляемого телекома» — концепции, когда абонент не просто использует голосовую и интернет-связь, которая сегодня воспринимается как нечто безусловное и даже архаичное, а контролирует ее.
«К этой концепции еще тогда мы добавили задачу обеспечить пользователю максимальную безопасность в Сети. С каждым днем киберугроз становится все больше. К социальному профилированию, которое лежит в основе социальной инженерии, добавляются deep phishing (мошенники анализируют данные о близком круге потенциальной жертвы и используют эту информацию, чтобы втереться в доверие), дипфейки и другие угрозы. Киберпреступники берут новые технологии на вооружение раньше всех», — объясняет Логинов.
Абоненты устали от существующих телеком-продуктов: за последние десять лет сложно найти нестандартные тарифы, которые давали бы пользователям нечто большее, чем минуты, гигабайты и бонусные подписки или скидки на разные сервисы.

«Membrana предлагает пользователю, с одной стороны, телеком-услуги — премиальный тариф с привычным набором минут и гигабайтов, с другой — набор цифровых сервисов, которые позволяют обеспечить полную приватность, защиту от слежки за действиями в Сети и навязчивой рекламы, а также контролировать возможные утечки данных и самостоятельно определять, кто и когда может связаться с владельцем приложения. Мы назвали такой подход концепцией избирательной проницаемости — способностью пропускать только важную информацию, блокировать лишнее и эффективнее управлять своим временем», — резюмирует Логинов.
Генеративный ИИ на защите времени

Чтобы реализовать эту концепцию, разработчики Membrana сконцентрировались на работе по трем направлениям: голос, информация, интернет-трафик. Для каждого из них предстояло разработать набор функций, которые обеспечивали бы безопасность пользователя и были для него удобными. «Инновации должны быть для пользователя прикладными и понятными. Они нужны не на бумаге, не в описании продукта, а здесь и сейчас», — отмечает Логинов.
Защиту на уровне голосового трафика в Membrana обеспечивают две функции. Во-первых, это возможность абонента самостоятельно определить, кто и когда ему может звонить. Пользователь может создать группы контактов, для которых будет доступен только в рабочие часы или, наоборот, только в отпуске или в выходные дни. Остальные входящие возьмет на себя ИИ-секретарь — это вторая функция и собственная разработка МТС. Секретарь Membrana ведет с абонентом осмысленный диалог, расшифровывает беседу и показывает ее пользователю, а также с помощью семантического анализа текста понимает, когда звонок срочный и его нужно сразу направить на абонента. Например, если в рабочие часы позвонит близкий человек и сообщит о происшествии или курьер не сможет найти адрес для доставки посылки.
«ИИ анализирует речь собеседника, определяет тему звонка и поддерживает беседу: отвечает вежливо или с иронией, если на линии мошенник или спамер. Чтобы добиться таких результатов, мы обучали ИИ по обезличенной базе звонков и выбирали различные сценарии на основе запросов пользователей. ИИ-секретарь постоянно адаптируется под звонящих и старается отвечать так, чтобы человек не повесил трубку», — объясняет Павел Логинов. При этом беседу с ИИ-секретарем ведут в среднем 30% звонящих — это хороший результат: по последним данным, около 22% россиян бросают трубку, как только понимают, что с ними говорит робот. «Скоро мы добавим в приложение новую функцию: секретарь сможет отвечать на звонок вашим голосом, что сделает процент отклика еще выше», — уточняет Логинов.
Membrana работает не только с голосом, но и с сообщениями с помощью функции «Умный СМС-фильтр» — собственной разработки команды продукта. СМС-спам не просто блокируется по номеру отправителя. Фильтр анализирует семантику текста и отделяет навязчивую рекламу от важных сообщений. Например, сообщения о распродажах будут заблокированы, а СМС от банка с напоминанием о предстоящем платеже по ипотеке дойдут до пользователя.
Блокировка рекламы на ходу


Для безопасности пользователя в Сети важно защищать его от трекеров и чрезмерного сбора данных различными сервисами, требующими регистрации, ведь эта информация часто оказывается в даркнете. В 2024 году в Сеть утекло примерно 1,58 млрд записей персональных данных пользователей — на 30% больше, чем годом ранее. При этом почти треть из них — логины и пароли, которыми злоумышленники могут воспользоваться для доступа к банковским счетам и другим сервисам.
Для защиты от этих угроз команда Membrana разработала сервисы, блокирующие трекеры, рекламу и вредоносные ссылки. Такое решение защищает цифровой след пользователя от злоумышленников. Membrana блокирует рекламу в Сети в любом виде (изображения, видео, тексты), и пользователь может просматривать страницы сайтов и видеоконтент без всплывающих баннеров. Фильтрация контента происходит в сети оператора, а не на устройстве пользователя, что экономит заряд батареи смартфона.
Чтобы не оставлять при регистрации на различных сервисах чувствительные персональные данные, в Membrana внедрена функция создания дополнительных номеров телефонов. Это превентивная мера для предотвращения утечек информации, подчеркивают в МТС.
«Если вы везде “светите” своим телефонным номером и e-mail, рано или поздно этим воспользуются мошенники. Они могут использовать их при фишинговых рассылках или социальной инженерии, — говорит Логинов. — А тут вы просто заходите в Membrana, нажимаете “добавить” или “удалить дополнительный номер”. Дело одного клика». В планах команды — добавить возможность создания временных почтовых адресов.
Функция «Безопасная сеть» защитит реальный IP-адрес владельца Membrana от сторонних веб-сайтов и даст ему возможность просматривать контент по безопасному каналу. Помимо этого, пользователь сможет посещать зарубежные сайты, доступ к которым для россиян ограничили их владельцы. «Но зайти на сайты площадок, заблокированных согласно законодательству РФ, не получится — при разработке этой функции мы учитывали все требования регуляторов», — уточняет Павел Логинов.

Таким образом Membrana делает доступ к сервисам комфортным и безопасным, решает проблемы абонентов в соответствии с требованиями российского законодательства. И речь не только о «Безопасной сети»: в Membrana есть функция, позволяющая оплачивать многие услуги и сервисы, которые не принимают платежи из России.
Цифровая осознанность
Для минимизации рисков в цифровом мире необходимо соблюдать правила безопасности, например подключать многофакторную аутентификацию, использовать не публичные Wi-Fi-сети, а только надежное интернет-соединение, контролировать приватность в Сети. Ведь мошенники всегда на шаг впереди, и никакие приложения не могут обезопасить от них на 100%. Важно принимать превентивные меры, действовать системно, а не ситуативно.
«Надежный автомобиль повышает шансы выжить в аварии, но чтобы свести риск ДТП к минимуму, нужно аккуратно водить», — приводит пример Логинов.Membrana побуждает пользователя к проактивному подходу, дает понять, каких рисков он избежал, а также помогает эффективнее проводить время в Сети. «Спам и мошеннические звонки банально отвлекают от дел, просто выпадаешь из рабочего процесса. Приходится заново собираться с мыслями и вникать в контекст. Важно минимизировать такие вторжения в частную жизнь, чтобы максимально продуктивно расходовать свое время», — рассуждает эксперт.
Узнать, попали ли в открытый доступ ваши номера телефонов, банковских карт и адреса электронной почты, поможет сервис Membrana «Мониторинг утечек». Вы не только узнаете об утечках, но и сможете принять меры для соблюдения цифровой гигиены.
В списке ближайших обновлений Membrana — временная почта, аватар клонированного голоса абонента, защита от дипфейков и другие функции.
Пока премиальный тариф и приложение Membrana доступны только для Москвы и Московской области. В дальнейшем ее масштабируют на другие регионы. Если же вам не нужны минуты и гигабайты, входящие в премиальный тариф, вы можете подключить Membrana к собственному тарифу в качестве отдельной услуги.
Подготовила Анна Алексеева
Реклама
Рекламодатель ПАО МТС