Цифровое искусство в массы. Как технологии меняют живопись
Развитие технологий меняет мир искусства, и не всегда в лучшую сторону. Художникам приходится конкурировать не только друг с другом, но также и с нейросетями. Кроме того, возникает много спорных вопросов, связанных с авторским правом и даже с этикой. Например, насколько корректно создавать цифровые копии объектов искусства при помощи блокчейна и что при этом делать с физическим объектом. Однако совершенно точно новые технологии делают искусство доступнее для максимально широкого круга людей. Теперь, чтобы начать рисовать, не нужно покупать краски, мольберт, организовывать мастерскую дома. Все, что нужно для творчества, можно найти на планшете или ноутбуке.
Недавно в Москве, в галерее «Соль», открылась выставка цифрового искусства российских художников. От прочих она отличается тем, что в рамках мероприятия проходит конкурс для зрителей. По правилам участники должны использовать в работе планшеты HUAWEI, присоединиться к конкурсу можно уже сейчас. В качестве призов победители получат продукцию компании.
Свобода творчества
Преимущество цифрового холста в том, что на нем можно рисовать где угодно: в такси, поезде или самолете. Функционал программного обеспечения современных планшетов позволяет записывать творческий процесс в Timelapse. И это значит, что пользователь может посмотреть, как создавался его рисунок и как рисуют другие. Разобрать создание рисунка на этапы поможет созданный в процессе рисования видеоролик. Так что обучаться новым навыкам в рисовании теперь тоже можно где угодно.
Впрочем, производители техники все же заботятся о тех, кто изначально привык к рисованию на бумаге. Версию планшета HUAWEI MatePad Pro 12,2'' с технологией PaperMatte отличает реалистичный «бумажный» эффект матового экрана. При работе по нему стилусом создается эффект рисования карандашом по бумаге, процесс даже сопровождается соответствующим звуковым эффектом.
Для работе на планшете используется стилус HUAWEI M-Pencil третьего поколения — большой, легкий, удобный. При этом экран планшета поддерживает распознавание степени интенсивности нажатия. От силы нажатия зависит то, как сформируется штрих карандаша или мазок кисти на экране, как это происходит и при рисовании настоящей кистью или карандашом.
Вместо кистей и красок
Рисуют на планшетах HUAWEI в приложении GoPaint — это совместный продукт компании и Китайской академии искусств. В разработке программы приняли участие профессиональные художники, поэтому неудивительно, что в ней предусмотрено все, что нужно для творчества. Например, можно имитировать живопись чернилами, акварелью или маслом, а еще — создавать детальные наброски и крутые иллюстрации.
В GoPaint предусмотрено более 150 предустановленных кистей, а если этого мало, то при помощи специальных настроек можно создать свои авторские кисти. Кроме того, в приложении есть удобнейший функционал растушевки для прорисовки фона и разные варианты ластиков, а еще — большой выбор цифровых холстов с разнообразной геометрией и реалистичными текстурами. При их выборе предлагаются даже такие редкие материалы, как рисовая бумага или золотистый шелк.
Программа позволяет настроить плавность кисти так, как удобно пользователю. Круг и квадрат, например, можно не рисовать от руки, а использовать уже готовый; нужный цвет, как и в фотошопе, поможет выбрать «пипетка». Так же как и в фоторедакторах, можно использовать выделение пунктирной линией, кадрирование, заливку, вырезать изображение и настраивать перспективу.
GoPaint поддерживает возможность использования множества слоев для усиления эффекта глубины изображений. Слои можно перемещать и объединять в группы. А еще в программе есть маски, фильтры и шаблоны.
Стоит отметить, что GoPaint — инструмент профессионального уровня, но интерфейс достаточно прост, и освоить его сможет любой. В приложении есть и обучающий контент для тех, кто впервые берет в руки карандаш или кисть.
Мнение профессионалов
В создании выставки в галерее «Соль» и тестировании планшетов HUAWEI участвовали российские художники Дарья Барыбина, Евгения Воронова, Михаил Горячкин, Наталья Гудович, Лена Марру, Глеб Солнцев, Екатерина Шинкарева, а также художники — резиденты галереи Soulmate Федор Петрик, Елизавета Токарева, Наталья Успенская, Алиса Эмке, и студенты графики МГАХИ им. В. И. Сурикова. Все они отзываются о своем опыте положительно. Большинство из них попробовали работать виртуальными акварельными кистями, к ним можно применять опцию «разбавления краски водой» — это дает определенный эффект непредсказуемости, как это бывает при рисовании обычными красками по бумаге.
Помимо рисования в GoPaint акварелью, профессиональные художники оценили инструменты, размывающие границы и смягчающие касания, удобство регулировки прозрачности слоев, добавляющей глубину работам, а также специальные эффекты свечения.
Глеб Солнцев, получивший классическое художественное образование, после 15 лет академического рисования начал использовать в своих творческих экспериментах технологии. Более чем десятилетняя карьера Глеба на цифровом поприще вполне успешна: так, он создал самый большой мурал в Европе с дополненной реальностью и представлял Россию на Dubai Expo 2020.
Функционал планшета HUAWEI Глебу понравился. «Я уже не первый год использую цифровые технологии в искусстве — AR, VR. Поэтому в GoPaint для меня все было понятно и удобно. Как любое новое медиа, цифровые инструменты расширяют палитру возможностей для художника, позволяют решать новые вопросы и тем самым создают поле для экспериментов. Кроме того, цифровые технологии дают возможность быстрого использования различных техник и приемов на одном устройстве, так что сегодня художник может обойтись без огромных мастерских и множества инструментов. Новое время предлагает новые скорости. Цифра позволяет масштабировать процессы, расширять способы применения искусства, популяризировать творчество на разных платформах. Новые технологии экономят время и позволяют редактировать, сохранять и отслеживать процесс на любом этапе создания работы», — сказал Глеб Солнцев.
Лена Марру, основательница бренда дизайнерской одежды LENAMARRU и член Союза художников России, уверена, что с развитием технологий и приложений цифровых инструментов возможности для художников становятся почти безграничными. «Раньше уходила уйма времени на создание даже несложного цифрового изображения. Лично мне было проще сделать изображение вручную и затем его оцифровать. Сейчас все развернулось на 180 градусов — намного проще и быстрее отрисовать изображение в приложении, оно получается четким и наполненным деталями даже на небольшом формате. Важно и то, что цифровые инструменты настолько разнообразные, что позволяют сохранить авторский стиль изображения, максимально приближаясь к технике, в которой я работаю. Работы, сделанные в миксе медиумов, например живопись с фотографией и видео-артом, керамикой и цифровым искусством, создают ощущение метапространства. Я наблюдаю за этим направлением в искусстве с особым вниманием и сама экспериментирую в этой области. Считаю, чем шире у художников инструментарий, тем интереснее и разнообразнее будут работы на площадке современного искусства».
Из диджитал в фиджитал
Если цифровую работу необходимо напечатать, то это можно сделать в формате пластификации, особой технологии нанесения акрилового пластика на высококачественную бумагу. Процесс, при котором художник использует диджитал-инструменты и технологии для создания своих произведений, но включает в них аналоговые материалы или процессы, называется фиджитал-арт. По прогнозам аналитической компании Conerent, объем рынка цифровых произведений искусства будет активно расти и достигнет $12,12 млрд уже к 2030 году. В 2023 году этот рынок оценивался в $4,09 млрд. Хочет ли человек стать профессиональным цифровым художником или просто расширить свое детское хобби — планшет HUAWEI подойдет для этого прекрасно.
Автор: Антон Бурсак