Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

СВ чем, на ваш взгляд, уникальное туристическое предложение Швейцарии?

Особенность Швейцарии в том, что это Европа в миниатюре. У нас есть французская, немецкая, итальянская культура, за час путешествия вы можете получить представление о совершенно разных традициях в гастрономии и искусстве и увидеть невероятное природное разнообразие — от ледников до пальм.

ССюда лучше приезжать именно за разнообразием или все же сконцентрироваться на том, чтобы изучить природу конкретных кантонов и их культуру?

Тут все зависит от того, что вы хотите получить. В наше время туризм очень индивидуален. Если вам интересны архитектура, искусство и ремесла, я посоветую поехать не туда, где люди занимаются зимними видами спорта или покоряют горы на велосипеде. В Швейцарии есть выставки искусства мирового уровня и есть чудесные возможности для отдыха на свежем воздухе — все зависит от вашего желания. Если вы первый раз в Швейцарии, у нас есть новый потрясающий проект — Grand Tour of Switzerland. Путешествие займет пять-шесть дней, за которые вы объедете на машине или на поезде всю страну. Вы увидите и города, и горы, и озера, и пальмы, и потом сможете выбрать свой любимый вид отдыха. Так же, как и Россия, мы страна четырех сезонов. У нас есть настоящая зима со снегом и настоящее жаркое лето.

СТаких стран действительно не так уж много.

Думаю, это одно из объяснений того, почему швейцарцы по-настоящему туристическая нация. Мы занимаемся туризмом уже 250 лет, и можно сказать, что Швейцария является родоначальником туризма. У нас прекрасная природа, при этом нет огромных расстояний, и можно с легкостью переместиться с гор на равнину.

СРасскажите подробнее об истории туризма?

Швейцарцы долгое время не решались покорять горы, потому что верили в то, что там живут злые духи. Поэтому мы просто строили в долинах гостевые дома и принимали путешественников. Но 160 лет назад английский джентльмен по имени Томас Кук (до сих пор существует компания, названная его именем) положил начало туризму в современном понимании. Он собрал первую организованную группу для совместного отдыха и поехал с ней именно в Швейцарию. Через год приехали первые туристы, чтобы провести здесь зимние месяцы, а через 10 лет тут был уже вполне организованный зимний туризм; до сих пор высоким сезоном у нас считаются именно зимние месяцы, а первый в мире зимний курорт — швейцарский Санкт-Мориц.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

СМы видим на примере Венеции, к чему может привести чрезмерный интерес туристов: нечеловеческие пробки на входах в музеи, театры и кинотеатры, перенаселенность города и, как следствие, отток коренных жителей. Вы не боитесь разрушительной силы туризма?

Мы не боимся, но, конечно, имеем это в виду. Швейцария — не страна для массовых путешествий. Она слишком мала, и мы не гонимся за количеством. Венеция — один из самых красивых городов мира и одна из самых горячих туристических точек. Из-за огромного числа туристов сегодня она теряет аутентичность. Швейцарская модель — это не про объем, а про качество. Мы не строим огромные гостиницы с тысячами номеров. Мы сохраняем нашу природу не только потому, что мы ее очень любим, но и потому, что понимаем: люди едут к нам за чистой водой и девственными лесами, и это сокровище надо сохранять, чтобы оно не теряло своей привлекательности. Есть огромный интерес к нашей стране в Азии, особенно в Китае, но мы стараемся быть очень аккуратными и следовать нашим принципам, чтобы не нарушить равновесие. Мы, конечно же, хотим, чтобы к нам приезжало много людей, но если перейти какой-то предел, отдых в Швейцарии может потерять свою привлекательность.

СМожет ли россиянин со средним достатком поехать в Швейцарию и не потратить там все свои накопления?

Я знаю, что в представлении россиян Швейцария — это страна класса премиум. Такой образ сложился благодаря тому, что наибольшую известность приобрели дорогие часы, которые производят на моей родине. Да, Швейцария может предложить отдых самого высокого уровня, но в то же время к нам едут бэкпекеры со всего мира. Например, в Австралии люди знают, что у нас можно пожить в кемпингах. Еще можно прыгать с парашютом, сплавляться на лодках по бурным рекам или прыгнуть на страховке в пропасть: у нас есть пункт банджи-джампинга, который показывали в фильме о Джеймсе Бонде. Конечно, если вы студент и хотите дешево отдохнуть, Швейцария вам не подойдет, хотя мы прекрасно понимаем, что человек познает мир, когда он молод. Потом, повзрослев и обзаведясь семьей, все хотят вернуться в те места, где бывали в студенческие годы (это естественное желание, я говорю по своему личному опыту). Но для всех остальных у нас есть доступные варианты, пусть и не самые дешевые, потому что нет лучшего места в мире для велосипедного спорта, ходьбы и скалолазания.

СВы имеете в виду, что здесь подходящая инфраструктура?

Абсолютно, мы нация outdoor. Швейцарцы любят проводить время на природе, именно поэтому страна буквально покрыта сетью пешеходных маршрутов, повсюду можно встретить указатели, сообщающие, за сколько минут вы доберетесь до следующего населенного пункта. В России, например, есть места, где можно идти по несколько дней и не встретить ни одного человека. В Швейцарии это невозможно; рано или поздно на вашем пути возникнет ресторан и вы остановитесь, чтобы выпить бокал вина или чашку кофе. Вам не нужен рюкзак и набор для выживания, чтобы гулять по Швейцарии. То же касается и велосипедистов — велодорожки тянутся на тысячи километров по всей стране. Я действительно думаю, что Швейцария — это лучшее место для пеших походов и велосипедного отдыха.

СА как насчет городов?

Вы не найдете здесь больших королевских дворцов, потому что в Швейцарии никогда не было королей — это старейшая демократия на Земле. По швейцарским городам можно гулять пешком, они совсем не похожи на огромные русские города. Я бы назвал их города-бутики. Большинство городов находятся на берегу озер с питьевой водой — то есть вы буквально можете пить воду, в которой купаетесь. Летом вы можете окунуться в воду сразу после какого-нибудь концерта классической музыки.

Фото: Юлия Майорова
Фото: Юлия Майорова

СВы профессионал в области туризма. Можете оценить Россию с точки зрения привлекательности для путешественников? Что, на ваш взгляд, у нас самое интересное?

Путешествие — это всегда поиск чего-то непривычного. Поэтому Россия, с моей точки зрения, обладает огромным туристическим потенциалом. Мы в Швейцарии знаем в основном Москву, Санкт-Петербург и Транссибирскую магистраль — огромная часть страны вообще неизведанна. Плюс у вас много заповедников.

СА как можно природные заповедники превращать в туристические места?

Первое, что вам нужно, — это инфраструктура. Второе — нужно очень бережно охранять то природное богатство, которое вы хотите показать: на одних дорогах и гостиницах деньги не сделаешь. Если это красивое озеро, сохраните его красоту, пусть оно будет доступным, но при этом чистым и живописным. Но вообще, если говорить о «рецептах», то туризм начинается не со строительства, а с первопроходцев, которые приезжают с рюкзаками. В Швейцарии не было туризма, пока не приехали энтузиасты-англичане, которые хотели покорить самые красивые вершины в Альпах. Местные и не догадывались, что горы могут быть интересны.

СТо есть нужно следовать за первопроходцами?

Нужно делать выбор: или лучше, или дешевле. И попытаться ответить на вопрос: что мы, как страна, можем предложить другим и на чем хотим зарабатывать? Можно сделать очень прибыльный лоукост-отдых: больше людей, ниже цены — это вполне отточенная бизнес-модель. Но если вы хотите быть лучше других, вам придется быть дороже.

У нас изначально не было выбора: мы не можем позволить себе дешевый туризм. В Швейцарии высокие зарплаты, высокий уровень жизни, высокие цены, так что наша стратегия проста: мы должны быть лучше других. Именно так мы работаем в часовом бизнесе: самые дорогие и самые лучшие часы на свете. Так же мы трудимся на ниве отельного бизнеса: маленькие, почти домашние гостиницы с индивидуальным подходом к гостям. Это наш путь, и не факт, что он подойдет для всех.С