/ Москва

Даниил Дондурей: За документалистикой будущее!

Главный редактор «Искусства кино» верит в то, что неигровое кино сможет адаптироваться и начнет наконец всерьез конкурировать с художественными фильмами

Иллюстрация: Alamy/Photas
Иллюстрация: Alamy/Photas
+T -
Поделиться:

Кино сейчас находится на развилке: вскоре опять произойдет очередная техническая революция, связанная с тем, что человек с самой простой камерой cможет снимать не хуже, чем Кристофер Дойл, в какой-то момент назовет себя Кристофером Дойлом, будет снимать и получать призы в Каннах. Все грани окончательно сотрутся, техника станет совершенно доступной. 20 лет назад нельзя было представить, что у каждого школьника из глухой деревни будет мобильный телефон, с помощью которого он будет скачивать продукцию из Голливуда или посылать свои тексты в Википедию. Все меняется. И неигровое кино идеально вольется в новую реальность: не нужны актеры, не нужны миллионы долларов, не нужно выучивать тексты, а нужно придумывать истории из самой жизни. То есть просто пытаться видеть жизнь. И я думаю, этот процесс начнется в ближайшие два-три года.

Пока зрители не готовы к тем смыслам, которые авторы через фильмы пытаются донести. А когда зритель не подготовлен, он объявляет этот продукт некачественным, глупым, ненужным и в коммуникацию с художником не вступает. В мире пока еще властвует массовая культура. А массовая культура вся построена на мифах. Но разведение на игровое и неигровое кино на самом деле очень условно: целый ряд мифологических вещей может присутствовать в неигровом кино, и наоборот, игровое кино может пользоваться документальными технологиями. Другое дело, что неигровое кино требует большей подготовленности — художественной, эмоциональной, философской, человеческой, психологической, чем кино игровое.

Естественно, за три года ситуация в кинематографе радикально не изменится, но начнется революционный процесс. Неигровое кино приспособится. Думаю, ни Ленин, ни Сталин не могли представить общество, где рабочие ничего не значат. А мы живем именно в таком мире. Значит, мы куда-то движемся, в какую-то другую систему, к другим ценностям и другим моделям поведения, потребительского сознания, творческих интересов, креатива. И все эти мутации с каждым десятилетием только убыстряются.

Комментировать Всего 1 комментарий

...И на рынок хлынет мутный поток новых смыслов и псевдосмыслов, облеченных в форму кино.  Если сегодня подчас непростая технологичность кинематографического процесса отпугивает и создает некий барьер между жаждущими высказаться и нежелающими (да и не готовыми) услышать и увидеть, то простота создания "кино" развеет ореол вокруг самого киномира, притягательного во многом именно благодаря недоступности.

Мне всегда казалось, что добавленная стоимость кино в виде ковровых дорожек, недоступных актрис божественной красоты, бородатых харизматичных режиссеров, разговорах о миллионных гонорарах и пр. подогревает интерес и создает новые смыслы.

Не погребет ли грядущая революция под руинами павильонов и те коммуникативные ниточки между творцами и зрителями, которые  держались благодаря мифам  и великой сказке?