Александр Просвиряков: Гаджеты никогда не смогут отнять у нас то, что делает нас людьми

Участники проекта «Сноб» посетили Биеннале высоких технологий SMIT и узнали, каким будет наше будущее

+T -
Поделиться:

В пространстве Музея Москвы построен город будущего, где домом управляет искусственный интеллект, летающие дроны исполняют для горожан балет, жители передвигаются по улицам на летающих ховербордах и электронных моноциклах, а гардероб обновляют с помощью 3D-принтеров. Пока в этом городе можно провести всего 60 минут — отсюда название выставки Sixty Minutes in Tomorrow, — но этого вполне достаточно, чтобы узнать, какие технологии изменят нашу жизнь уже в ближайшее время.

От взгляда на умную доску для готовки, кухонные весы, синхронизированные со смартфоном, и холодильник, самостоятельно заказывающий еду у курьера, может случиться легкий приступ технофобии. Все вокруг — даже подставка для яиц — слишком умное, а фильмов о восстании машин снято достаточно, чтобы можно было в красках представить последствия сбоя в работе всех этих домашних роботов.

«Технические открытия улучшают качество нашей жизни, это дает надежду, что наши дети будут жить в большем комфорте, чем мы. Мы даже не задумываемся, что нам бывают нужны те или иные гаджеты, а потом кто-то их изобретает, и ты понимаешь, насколько это здорово и полезно. Например, система “умный дом” может делать за вас что угодно: следить за составом еды в холодильнике и даже выбирать степень обжарки кофе для кофемашины в зависимости от человека, давшего команду приготовить напиток», — рассказал о своих впечатлениях Александр Просвиряков

Разработчики искусственного интеллекта Cubic уверяют, что их гаджет может быть не только помощником по дому —  напоминать о важных встречах, выходе новой серии любимого сериала и советовать, что надеть по погоде, — но и, например, рассказывать анекдоты.

Украинские изобретатели девайса для удаленного общения с домашними питомцами Petcube придумали его, когда один из разработчиков хотел отучить своего щенка, который часто оставался дома один, от хулиганства. Petcube совмещает в себе видеокамеру, лазерную указку и динамик: за животным всегда можно следить прямо с работы, привлекать его внимание, разговаривая по динамику, и играть, управляя лазерной указкой. Первый Petcube был размещен в приюте для животных в Сан-Франциско: любой желающий мог подключиться к его управлению, чтобы развлечь животных, у которых нет хозяев.

Американский физиотерапевт Кристин Линн Найдлингер придумала умный свитер Sensoree, в котором используется технология «детектора лжи»: два датчика, крепящиеся к ладоням, замеряют частоту пульса и влажность кожи. В зависимости от этих показателей воротник свитера может загореться пятью цветами, символизирующими базовые эмоции. Я тоже протестировала его: аниматор подключила датчики к моим ладоням и предложила подумать о чем-нибудь. В голове появился образ мужа, сидящего в тюрьме, — воротник свитера вспыхнул красным. «Вы волнуетесь или влюблены», — расшифровала мне девушка.

Одним из главных трендов моды будущего стала технология 3D-печати: тайваньский дизайнер Дорри Хсу создала коллекцию украшений «Эстетика страха» — браслеты и аксессуары, похожие на морских ежей, со сложной текстурой, которая может показаться особенно пугающей тем, кто страдает от трипофобии. Дизайнер из Чехии Павла Подседникова создала коллекцию причудливой обуви, распечатанной на все том же 3D-принтере. Перед печатью туфель параметры обуви подгоняются под будущего владельца таким образом, чтобы пара идеально села на ногу покупателя.

Так же стремительно, как технология объемной печати, развиваются технологии виртуальной реальности. Многие из них используются в сфере развлечения — протестировать VR-симуляторы космических кораблей или дельтаплана можно на нижнем этаже выставки. VR–технологии внедряются и в образование. Например, команда специалистов по геологии и визуализации изобрела интерактивную песочницу дополненной реальности, в которой ребенок может создавать горы, вулканы, реки и долины. В отличие от игр на планшетах, из-за которых сегодня так переживают нейропсихологи, потому что они не только не способствуют развитию мелкой моторики у детей, но зачастую становятся причиной задержек развития, игра с песком, наоборот, развивает и моторику, и координацию, и тактильное восприятие.

Разработчики компании PlayDisplay используют VR-технологии, чтобы «оживить» с помощью приложения на телефоне или планшете двухмерные изображения: бабочку из детской раскраски или объекты инфраструктуры из деловой презентации. Эта же технология позволяет создавать интерактивные экспонаты в музеях, превращая экскурсию в квест с дополненной реальностью.

Дальше всех в создании новых технологий шагнула медицина: уже сегодня активно применяются бионические протезы, которые позволяют воспроизвести мельчайшие движения рук и ног, или экзоколяска, способная поднять человека в вертикальное положение, чтобы он мог самостоятельно делать то, что не может делать сидя. «Человек всегда оставляет за собой выбор, насколько сильно в его жизнь будут внедряться те или иные гаджеты и технологии, — считает Юлия Ястребова. — Но есть люди, для которых новые разработки особенно важны, — это люди с инвалидностью, перед которыми теперь открываются возможности жить совершенно полноценной жизнью и не чувствовать себя неспособными к чему-либо». Появления все большего количества гаджетов и устройств в жизни обычного человека не надо бояться, считает Просвиряков: «Гаджеты никогда не смогут отнять у нас то, что делает нас людьми. Они открывают для нас новые возможности и помогают освободить время, чтобы мы тратили его на то, что приносит нам удовольствие».