Александр Колмановский, психолог:

Для нас поездка закончилась настолько благополучно, насколько это было возможно, полет прошел спокойно в запланированный день. Даже багаж мы уже получили в полном объеме. Напряжение и огорчение россиян связано не столько с опасностью перелета, сколько с кошмаром, который творится в аэропорту: в Шарм-эль-Шейхе нас встретила огромная беспорядочная толпа — очередь только на первый досмотр длилась не меньше часа. А учитывая, что почти все возвращались домой с семейного отдыха, с маленькими детьми, которые начинают утомляться уже через 15 минут, это  было серьезное испытание. Но потом всех ждала еще большая очередь на паспортный контроль — непонятно, почему не был увеличен штат пограничников для ускорения процедуры. Кстати, наши паспорта пограничник проштамповал, не поднимая глаз, даже не проверил, сколько детей я с собой провожу.

Самый кошмар ждал нас в очереди на досмотр перед заходом на борт. Постоянно проводились объявления о том, что посадка на тот или иной рейс закрывается, люди начинали спешить и паниковать, придавливая друг друга и маленьких детей к стеклянным стенкам аэропорта. В какой-то момент для пассажиров одного из рейсов в «Домодедово» прозвучало объявление, что на борту во время полета не будет ни воды, ни еды. Багаж пришлось оставить в аэропорту, чтобы он отправился домой на другом самолете. Наученные советским опытом пассажиры, сомневающиеся, что их вещи все-таки будут доставлены по адресу, брали с собой на борт все, что могли унести на себе.

Я не знаю, насколько обоснованно решение вывозить всех россиян из Египта в кратчайшие сроки. Как обыватель, я бы еще понял, если бы было принято решение увозить всех, например, морем. Но если туристам все равно предстоит лететь самолетом, то какая разница, делать это через неделю, когда закончится отпуск, или сейчас — в этом хаосе? На кого действительно подавляюще действует ситуация — это на самих египтян. Для них это означает крах не только бизнеса, но и их жизни. Восемьдесят процентов египтян зарабатывают на жизнь на туристах, которые приезжают заниматься дайвингом или виндсерфингом, живут в их отелях. Сейчас все они теряют клиентов и свой по сути единственный заработок.

Наталья Родикова, главный редактор журнала «Домашний очаг»:

Я покинула Египет планово — на том рейсе, на котором и собиралась. Незадолго до вылета появились слухи, что наш рейс еще даже не вылетел из Москвы, в этом случае нас должен был бы увозить борт МЧС. В аэропорту оказалось, что вылет состоится по расписанию. Но из-за большой толкучки в аэропорту, созданной дополнительным досмотром, наш самолет все-таки задержался на 2 часа. До отлета нас предупредили, что багаж полетит отдельно — для многих это послужило успокаивающим фактором: по крайней мере это снижает потенциальную возможность взрыва на борту. Поэтому пассажиров эта процедура не раздражала.

Никакой паники не было, люди, наоборот, старались шутить, делились друг с другом успокоительными. Все старались не говорить о возможных угрозах перед полетом и настраивались на позитив. Капитан, когда мы взошли на борт, объявил, что именно эта модель самолета считается самой безопасной в мире, за что мы ему благодарны.

Я не могу взглянуть на ситуацию объективно и понять, насколько необходимо вывозить россиян из Египта в кратчайшие сроки. Но я оказалась внутри этой ситуации и поэтому у меня возникают вопросы. В Египте отдыхает средний класс, некоторые люди копят на поездку год — это страшно дорого. Действительно ли так важно было прервать их отдых, чтобы на несколько дней раньше вывезти в такой суматохе? Есть и другая сторона у этих событий: египтяне, которые теряют просто безумные деньги, ведь у них нет больше никакой работы в этой чертовой пустыне.

Инна Гузь, региональный менеджер по продажам:

Мы покинули Египет в день окончания отпуска, как и планировали. В отелях сильной паники не было, хотя многие читали новости в интернете. Те, кто оставался в отеле и уезжали позже, просили прислать сообщения об обстановке в аэропорту: по слухам, рейсы катастрофически задерживались. Но на деле все оказалось не так страшно. В аэропорту нам выдали ленту для багажа, на которой мы оставили наши данные: номера паспортов, адреса, телефоны. Везде были огромные очереди, хотя граждане других стран проходили на рейсы обычным способом, регистрируя багаж у стойки. Дальнейшая судьба нашего багажа пока неизвестна, надеюсь, он хотя бы добрался до «Внуково». На досмотре ручной клади у меня изъяли внешний аккумулятор, с которым раньше я часто путешествовала и никто не был против.

Мне показалось, что острой необходимости в срочной эвакуации нет. Еще 10 лет назад я приезжала в Египет после серии взрывов в отелях — египтяне предприняли меры безопасности, отели быстро отреставрировали, люди продолжали приезжать на отдых. Сейчас есть ощущение, что паника нагнетена искусственно.

Ирина Шатковская, экономист:

В аэропорту Хургады творился настоящий ужас. Багаж отбирали у пассажиров прямо на входе в аэропорт, люди даже не успевали его регистрировать. Я тоже осталась без багажа, успела только наклеить на сумки кусок бумаги со своими данными на скотч. Я каждый день звоню на горячую линию МЧС, чтобы получить информацию, но они сами запутались в рейсах, и где мой багаж — пока неизвестно.

Вылет задержался на несколько часов, потому что огромная толпа людей с разных рейсов стояла в очереди всего к двум стойкам регистрации. В это же время на наших глазах только что прибывших туристов, сошедших с самолета, немедленно разворачивали и отправляли обратно, не давая покинуть аэропорт. Ни мне, ни остальным пассажирам непонятна необходимость массовой эвакуации, ведь причины авиакатастрофы над Синаем еще не установили.