Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Силюсь вспомнить, в какой момент в моей жизни появилась всепоглощающая любовь к Азии. Должно быть, началом послужила спонтанная и оттого полная неожиданностей поездка на Бали почти десять лет назад. Солидный срок минул, но помню как сейчас — это было поистине ошеломляюще. Буквально с трапа самолета на меня летним теплом задышали джунгли. В нескончаемой кавалькаде мотоциклистов мы мчались в отель на самом океанском берегу в Пулукане, где ждало знакомство с фруктами — и это был вкусовой шок — и черным мягким песком частного пляжа. Океан. Пальмы. Интернациональная толпа туристов в Куте — серферы, экстремалы, обычные семейные пары. Шум прибоя ночью. Непривычные созвездия над головой.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Перелет в тропики Юго-Восточной Азии — как перелет в другую жизнь. Впервые я не то чтобы понял (я понимал это и раньше), но всем нутром почувствовал, как много в нашем ежедневном укладе зависит от того, в каком климате человек родился. На Бали ни у кого нет шкафов и антресолей с ворохом шуб и курток на зимний сезон, нет зеленых и жестких, как ноябрь в России, бананов на полках магазинов, нет машин с подогревом сидений… Зато есть открытые рынки, где продаются манго размером с детскую голову, есть рынок в деревне Джимбаран, где можно купить свежевыловленную рыбу и креветок. Бешеный трафик на местных дорогах на девяносто процентов состоит из байков, едущих сразу во всех направлениях (еще десять процентов — мелкие местные грузовички, перевозящие товары). Есть сезон дождей, когда океан становится серым, а с неба льет не переставая, когда гламурные отели в Нуса-Дуа стоят полупустыми и только одинокие туристы-романтики бродят под мокрыми пальмами со своими фотоаппаратами.

Отдых на Бали — отдых на трезвую голову, потому что алкоголь здесь дорог, а за наркотики грозит или смертная казнь, или пожизненное заключение. Так почти по всей Азии, поэтому туристы, привычные к загулам в турецких All Inclusive, чувствуют себя в регионе неуютно.

Исколесив тогда Бали вдоль и поперек, я понял — это начало чего-то большего. Вектор будущих путешествий я сразу определил совершенно точно. Следующие несколько лет я неизменно летал в Азию, расширив географию от Таиланда до Китая с Гонконгом. Мои чувства лишь заострялись — каждый уголок этого региона настолько колоритен и не похож на другие, что непременно хотелось изучить его получше. Занырнуть поглубже. И когда этой осенью меня захлестнула волна кризиса, разом избавив от работы, высвободив массу времени и дав на прощание определенный финансовый запас, я вновь засобирался в Юго-Восточную Азию. Собственно, а куда еще?

Пока думал над маршрутом (мечталось о Пхукете, Филиппинах или Бали), полез изучать рынок авиабилетов. Перелет — половина стоимости всего путешествия. И вовремя, надо сказать, полез: на моих глазах «Трансаэро» совершила пике в небытие, покинув массу привлекательных направлений, в том числе азиатских. Нашел предложение от Cathay Pacific, с которыми летал раньше. Оказалось, что в июне они перестали напрямую летать из Москвы в Гонконг, но рынок совсем не покинули — вывозят туристов через партнерские авиакомпании в ряд европейских и ближневосточных городов, а далее на своих самолетах летят до пункта назначения. Решил лететь с пересадкой: во-первых, предложение выходило интересным по цене, во-вторых, можно было не беспокоиться за качество обслуживания, ну и, в-третьих, по этому предложению можно было при наличии свободного времени (а у меня оно было!) скомбинировать азиатский отдых с европейским — на сайте Cathaypacific.ru было предложение, допускающее на обратном пути остановку в Гонконге и одном из выбранных европейских городов на любое по продолжительности время. И без дополнительных сборов. Оставалось только собрать чемодан.

С местом назначения определился быстро: все-таки Бали. Райское местечко, особенно если выбрать отель подальше от буйной Куты. Потихоньку сложился весь пазл поездки: из Москвы в Лондон, там короткая пересадка, затем из Лондона в Гонконг, а уже оттуда той же компанией в Денпасар. По времени я не ограничен, а долгие перелеты переношу легко. Сел у окошка, расположился поудобнее, вытянул ноги, натянул на глаза повязку и погрузился в сон с перерывами на еду и напитки. Если сон не идет, можно смотреть кино на экранах, которые вмонтированы в спинку кресел у каждого пассажира (на Cathay Pacific они тем больше, чем выше класс обслуживания). Что особо ценно, некоторые фильмы имеют русскую озвучку или титры. Мне лично времени не хватило на все удовольствия: кормят часто и вкусно, выбор фильмов богатый, а еще и поспать же надо. А уж каково в бизнесе, где меню на класс выше, а кресла превращаются в полноценные кровати, могу только представить. Для публики посостоятельнее и на земле сервис отличный: в каждом транзитном аэропорту можно перевести дух в фирменных лаунджах, а во флагманском гонконгском, скажу вам по секрету, так и вовсе принять ванну. Вообще Cathay Pacific, мало у нас известная широкой публике, — авиакомпания, четырежды признанная лучшей, самая титулованная авиакомпания мира. Их сервис — какой надо сервис. Не буду сравнивать с нашими компаниями, но, если возможности позволяют, попробовать его стоит, особенно на дальних рейсах.

Про Бали разговор особый. Оказалось, что за время, что там не был, резко увеличилось количество соотечественников. Родные лица и родная речь в Куте практически на каждом шагу. Возникают невольные ассоциации со свежим фильмом Буслова «Родина» — этот райский уголок еще больше подходит для фриланса и прочей удаленки, чем запечатленный в фильме индийский Гоа. Наши снимают тут виллы годами. Я же провел неделю на пустынных пляжах в своем любимом Пулукане и полетел обратно.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Пользуясь предложенными опциями, сделал остановку в Гонконге. После Бали Гонконг кажется переходной стадией между «истинной» Азией и Азией европейского формата. Тут повсюду английский язык, офисные высотки, деловые костюмы — и все это на фоне иероглифов и острых запахов азиатской кухни. В Гонконге стоит побывать хотя бы для того, чтобы оценить своими глазами симбиоз азиатской культуры и европейского управления: город совсем недавно, до 1997 года, находился под протекцией Ее Величества Королевы Великобритании, и за прошедшие годы английский лоск не сильно растерял, хотя и смотрит теперь все больше в сторону материкового Китая. Трех дней в Гонконге мне вполне достаточно, в том числе и для того, чтобы на несколько часов сплавать на скоростном катере-ракете в Макао, уникальный португальский клочок земли у китайских берегов, бывший оплот католичества в Азии, знаменитый своими казино. Кто не был — тоже рекомендую.

Пора двигаться дальше.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Моей следующей остановкой, согласно билету, стал Лондон. Тут я должен сказать спасибо бывшему работодателю, ранее наградившему служебной командировкой в Британию и по случаю выписавшему полугодовую визу.

После почти 12 часов перелета из 30-градусного Гонконга очутиться в дождливом Лондоне с его +8 вышло довольно контрастно. Но я был рад воспользоваться случаем пройтись по его улицам, в витринах которых уже царит Рождество. При нынешнем курсе фунта к рублю в британской столице особо не разгуляешься, конечно, но тем приятней была возможность оказаться в Лондоне бесплатно по предложению от Cathay Pacific.

Надышавшись северными туманами, возвращаюсь в Москву. Ощущение такое, точно побывал в кругосветке. Прошло лишь чуть больше двух недель, а позади бездумный пляжный релакс на Бали, знакомство с контрастами Гонконга и неспешные прогулки вдоль ноябрьской Темзы.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Несмотря на то что впереди суровые будни, чувствую себя удачливым, этаким «хитроумным Одиссеем», ведь времени и денег на мою «кругосветку» ушло меньше, чем я потратил бы на три эти поездки по отдельности. В какой-то момент даже поймал себя на мысли, что, мол, не останови Cathay прямое сообщение с Гонконгом, не получил бы удовольствия в таком объеме. Недаром же китайские мудрецы говорят: во всем ищите положительную сторону!

P. S. Уже после возвращения выяснилось, что эта же авиакомпания проводит акцию с бесплатным повышением в классе для путешествующих в бизнесе. То есть покупаешь бизнес, а летишь первым классом. Жаль, раньше не знал, а то не пожадничал бы и раскошелился — в таких условиях мне летать еще не доводилось.