Каждая из картин — эпизод из жизни обитателей подмосковных усадеб. Весь этот год мир и страна менялись так стремительно, что, казалось, не осталось ничего постоянного, твердого и вечного, кроме, наверное, нашей культуры. «Наша ли она?» — спрашиваю я себя, когда включаю телевизор. Вероятно, какая-то часть внутри нас генетически связана с золотым веком русской культуры. Маленькая, у некоторых совсем крошечная. И тем не менее она дает ощущение укорененности в этом пространстве.

Делая фильмы, я вдруг понял, что XIX век обрел для меня психотерапевтическое измерение. В нем все надежно и незыблемо, хотя в реальности, конечно, было совсем не так. XIX век — столетие революций и войн, как, впрочем, и все остальные века. Иллюзию надежности, пожалуй, удалось выработать культуре, одним из самых ярких достижений которой стало создание особого русского этоса. Что бы ни происходило, куда бы ни катился этот мир, есть четкие правила поведения благородного мужа перед лицом судьбы. Я не раз читал в воспоминаниях эмигрантов и тех из «бывших», кто оказался в сталинских лагерях и тюрьмах, о том, что выжить им помогло воспитание, раз и навсегда усвоенные поведенческие паттерны. Оставаться человеком в любой ситуации, не бояться никакого труда, сохранять достоинство и присутствие духа, помогать тем, кому еще хуже, хранить веру, честь и надежду.

Отчасти наш фильм об этом, хотя не только. Просто милые подробности из усадебной жизни, балы, дуэли, карточные игры и прочее. Уверяю, на 44 минуты — столько длится серия — вы забудете о некоторых проблемах нашего времени. В этом, помимо прочего, заключалась наша цель.