Площадке молодого искусства «Старт», придуманной Софьей Троценко, исполнился всего год, но один из «стартовавших» на ней художников — Евгений Антуфьев из Тувы — уже стал лауреатом Премии Кандинского.

Когда проекту было три месяца, Троценко рассказывала нам о своих планах и надеждах. Спустя год можно подвести некоторые итоги. За это время на новой площадке прошли девять персональных выставок и серия круглых столов с участием известных арт-деятелей: Иосифа Бакштейна, Кати Деготь, Олега Кулика, Анатолия Осмоловского и других. Был также напечатан каталог, который подробно рассказывает о восьми художниках и их проектах.

По словам Софьи Троценко, профессионалы арт-среды заинтересовались молодежью и по возможности помогают проекту.

«Сноб» предложил трем членам клуба: коллекционеру Пьеру Броше, комиссару всех трех московских биеннале Иосифу Бакштейну и независимому куратору Виктору Мизиано на примере проекта «Старт» поговорить о молодом современном искусстве.

Пьер Броше особо выделил два момента. Во-первых, отсутствие у современных молодых художников знания истории искусства. Причем не только мирового, но и русского, совсем недавнего: работы некоторых художников «Старта» очень напоминали проекты Гутова и Волкова, но было очевидно, что они никак с ними не соотносятся. А во-вторых, Броше посетовал на отсутствие философской мысли в стране в целом: «У художников теперь случайный подход. Прикольный, как мой сын говорит. Но в чем толк — непонятно. Я не чувствую здесь больших художественных амбиций».

С молодыми художниками, по его мнению, должны заниматься такие мастера, как Ануфриев и Бугаев-Африка. «С проектом "Старт" все хорошо, — подчеркивает Броше, — критиковать всегда просто, но здесь есть хотя бы какая-то система. Изменения произойдут не в один день и не в один год, но это старт, начало процесса».

Иосиф Бакштейн сходу акцентирует внимание на проблеме централизации искусства в Москве: «О чем мы говорим? Художественная жизнь страны? Существует ли она? Шанс стать известным у региональных художников появляется, только если они приезжают в Москву. Конечно, и в других странах похожая ситуация, но такая концентрация беспрецедентна. В этом смысле проект "Старт" делает очень важную вещь — формирует межрегиональную инфраструктуру».

Вторая проблема молодого искусства, по мнению Бакштейна, в том, что оно формируется в иной политической и общественной ситуации, которая «сложнее, богаче возможностями, но в ней и неопределенности меньше... У нас было просто: советское-антисоветское, это давало некоторые, в том числе мировоззренческие преимущества».

Иосиф Маркович коснулся также вопроса рынка: «В наше время рынка не было — делай, что хошь. Я свои лучшие выставки с 87-го по 90-й год делал вообще без денег. Сейчас, когда свершилась полная победа капитализма, мотивация у художников уже совсем другого рода — рыночная. Грань между коммерческим и некоммерческим искусством становится более расплывчатой. Искусства ради искусства больше не существует».

Бакштейн считает, что проекту «Старт» нельзя останавливаться на выставках: молодых нужно системно поддерживать. А еще «должна быть система государственных грантов, и надо сделать так, чтобы они были доступны. А премии — это все понты». 

Виктор Мизиано был наиболее критичен в своих оценках. По его словам, после бурного развития современного российского искусства в середине 90-х годов, когда «за короткий период невероятной общественной динамики конвульсивно сменилось несколько поколений художников», вдруг оказалось, что на смену им никто не пришел. И тогда в художественном сообществе забеспокоились. Со временем постепенно стали возникать частные инициативы, вроде Стелла Арт Foundation, «Винзавода» и других.

«У многих в арт-сообществе, — говорит Мизиано, — такие инициативы вызывают априорный энтузиазм. Несмотря на то, что люди, их реализующие, в общем, как любые новички, немного ломают посуду и зачастую проявляют некомпетентность, диковатость и неточность, — но есть голоса, которые призывают воздержаться от критических комментариев на том основании, что нельзя покушаться на руку дающего. Я с этим не согласен. Думаю, что критические суждения нужны, и всегда имеет смысл выстраивать диалог».

Куратор высказал несколько мыслей по поводу каталога проекта «Старт».

Виктор Мизиано обратил внимание и на то, что без теоретической базы ни о каком молодом искусстве не может идти речь: «Пользуясь случаем, хочу поговорить о новой философии, которая поставила бы другие акценты в задачах по поддержке современного искусства. Бизнесмены исходят из своей бизнес-логики, а проблема состоит в том, что существуют измерения в современном искусстве, бизнес-логикой не управляемые. Мы должны прийти к пониманию, что поддерживать надо те явления, которые неинтересны богатым спонсорам и галереям, неприбыльные, но носящие инновативный характер, наподобие теоретических исследований в науке».

 

Ксения Семенова